Заземление в гараже


Защитное заземление в гараже (Часть 2) — KIA Soul EV, 2016 года на DRIVE2

Приветствую Вас, дорогой читатель!

В первой части статьи, посвященной организации защитного заземления у меня в гараже, я описал суть технологии, используемые материалы и комплектующие, а также прибор для измерения сопротивления контура заземления. Также был описан старт работ и первые измерения.

Финал предыдущей серии: Итак, первый стержень, вбитый на глубину около 1 метра в землю демонстрирует результат: сопротивление Rзу=135 Ом. До желаемой цели в 2 Ома еще о-о-очень далеко…

Посредством латунной муфты из комплекта "GALMAR", поверх первого стержня, вбитого в землю, прикручиваем второй стержень. Поверх второго стержня также ставится муфта, в которую вкручивается головка для забивания стержней (каленый болт под внутренний шестигранник).

Полный размер

Второй стержень GALMAR, соединенный с первым стержнем латунной резьбовой муфтой.

Полный размер

Стыковка стержней модульного заземления GALMAR.

Далее в головку болта вставляется ударная насадка SDS MAX электрического отбойного молотка Bosch GSH 11 E. Таким образом, очередной стержень вгоняется в землю, приближая нас к заветной цели.

Последний стержень вбиваю максимально глубоко, так, чтобы можно было выкрутить из муфты болт, и вкрутить на его место укороченный стержень, на котором в дальнейшем будет смонтирована клеммная колодка.

Полный размер

Забит последний 7-й стержень. Общая глубина всех стержней в земле 1,5х7=10,5 метра !

После забивания каждого очередного штыря, производится измерение электрического сопротивления контура заземления. Значения записываются для контроля. В итоге формируется таблица значений сопротивления контура заземления Rзу, в зависимости от суммарной глубины заземляющих стержней. Причем указывается та длина стержней, которая в момент измерения реально находится в земле, без учета той части стержня, которая находится над землей в воздухе.

Полный размер

Таблица значений сопротивления контура заземления Rзу, в зависимости от суммарной глубины заземляющих стержней.

Как видно из таблицы, при достижении глубины 10 метров (при измерении, пол метра штыря еще торчало над землей), сопротивление контура составило 2,1 Ома. Желанная цель практически достигнута.

Полный размер

Rзу=2,1 Ома. Нижняя шкала, предел измерения 3 Ома.

Далее приступаю к изготовлению узла, в котором будет происходить подключения заземляющего провода, идущего от стержня заземления к электрическому распределительному щиту гаража.

Полный размер

Узел соединения заземляющих стержней с проводом, идущим к электрощиту.

Для перехода от стержней диаметром 14,2мм на плоскую стальную шину сечением 4х25мм, или на медный провод, предназначен специальный зажим крестообразный, профильный, медный. Все три пластины данного зажима, а также болты и гайки М10 изготовлены из меди (латуни). Я проверил магнитом — они не магнитятся!

Полный размер

Зажим крестообразный, профильный, медный.

Свободный конец стержня, с закрепленным на его конце зажимом, упаковываю в пластиковую электротехническую коробку DKS. Коробку с зажимом креплю двумя дюбелями к стене.

Полный размер

Крепление свободного конца заземляющего стержня к стене.

Полный размер

Подключение провода заземления к стержню.

Для подключения заземляющего стержня к электрощиту я использовал многожильный медный провод ПВ3 16, сечением 16 мм2. На концы провода с обоих сторон обжал толстые медные наконечники под болт. Подключил провод к стержню заземления, закрыл защитную крышку на пластиковой коробке. Ну и закопал ямку, которую выкапывал для вбивания стержней.

Полный размер

Земляные работы завершены. Провод заземления выведен к электрощиту, но пока еще не подключен.

Перед тем как подключить провод от контура заземления к корпусу электрощита, произвожу контрольный замер сопротивления.

Полный размер

Контрольный замер сопротивления контура заземления.

Полный размер

Rзу=1,8 Ома. Нижняя шкала, предел измерения 3 Ома.

Барабанная дробь… сопротивление контура Rзу=1,8 Ома ! Ура! Цель достигнута! Даже с запасом превзошел желаемый параметр.

Подключаю провод заземления к металлическому корпусу щита и к электропроводке.

Полный размер

Гаражный электрощит, с подключенным к нему земляным проводом.

Полный размер

Провод заземления подключен к корпусу щита и к земляной шинке.

Произвожу финальный контрольный замер сопротивления заземления, подключив измерительный провод к корпусу электрощита.

Полный размер

Финальный замер сопротивления контура заземления.

Полный размер

Rзу=1,82 Ома. Нижняя шкала, предел измерения 3 Ома.

Итоговое сопротивление контура: Rзу=1,82 Ома !

Еще раз таблица с результатами, "для истории" так сказать))

Полный размер

Итоговая таблица значений сопротивления контура заземления Rзу, в зависимости от суммарной глубины заземляющих стержней.

Специалисты говорят, что спустя несколько месяцев после вбивания с

www.drive2.ru

Заземление в гараже

...из сборника "Заземление: ответы на вопросы"
Выражаем благодарность Александру, написавшему этот интересный рассказ.

============
Начну, пожалуй, с того, что данная заметка ни в коей мере не претендует на звание «мнение эксперта» или даже «краткое руководство по электроснабжению». Здесь я просто опишу свой выбор электроснабжения и системы заземления самого обычного гаража. Скажу сразу - я учился на элек-трика и работаю электриком, но по роду деятельности имею дело с устройствами электроснабжения 10 кВ и выше, поэтому многие моменты в системе 0,4 кВ для меня были новы (и, честно скажу, инте-ресны). Знающие люди, которые действительно являются экспертами в данном диапазоне напряже-ний, возможно, найдут, что поправить в этой заметке, за что им большое спасибо.

Все началось с того, что в моей собственности за относительно небольшую цену оказался старенький (начала 70-х годов постройки) гараж. Достался он мне в крайне «убитом» состоянии – грязный, захламленный и с основательно текущей крышей. Как следствие, все в боксе имело следы многолетнего воздействия воды. Воздействие это распространилось и на устройства электроснабжения гаража, а попросту проводку, о чем свидетельствовало характерное пощипывание при прикосновении к сырой штукатурке, в недрах которой она (проводка) благополучно сгнила, выполненная непонятно как и непонятно из чего.

Реконструкцию гаража решил начать с организации по возможности надежного и безопасного электроснабжения. Старый вводной щиток, находившийся у входа в гараж, не пострадал от воздействия воды, кабель от внешней распреелительной дсети до щита находился тоже в хорошем состоянии, поэтому я попросту отрезал от щита всю существующую проводку, а «стройку» (перфоратор, болгарку и т.п.) питал по удлинителю-двойнику от розетки на щите.

Не буду описывать сам ремонт, так как это не имеет отношения к теме разговора (крышу я починил, и вода больше в гараж не течет). «Перепрыгну» сразу на его окончание, когда встал вопрос об организации уже постоянного электроснабжения и в частности о способе защитного заземления.

Для начала опишу что из себя представляли внешние сети моего гаража.
Окружающие частные дома и несколько линеек гаражей в том числе и наша питались от ВЛ 0,4 кВ, выполненной на деревянных опорах, повторное заземление PEN на опорах отсутствовало. С одной из опор кабелем выполнялся «отпай» на" видавший виды" шкаф с рубильником и предохранителями (наше ВРУ), повторное заземление PEN отсутствовало. Далее на общий счетчик и с него четырехжильным кабелем с резиновой изоляцией в трубе по стене. Над воротами каждого гаража была коробка, с которой и осу-ществлялся «отпай» в гараж. Собственно в этих коробках и обнаруживалась основная проблема: внешняя изоляция кабеля была в нормальном состоянии, а вот в местах разделки изоляция отдельных жил серьезно поизносилась, потрескалась и «грозилась» вот-вот рассыпаться. Получить в таких условиях «отгар» одной из фаз или «ноля» (что более неприятно) при соприкосновении было весьма вероятно.

Электрику я решил менять полностью, начиная от наружной ответвительной коробки. В гараже устанавливался новый вводной шкаф со счетчиком, автоматами и УЗО, от которого производилась разводка розеточной сети, сетей освещения и вентиляции. Сети прокладывались по стенам наружно в пластиковых гофротрубах, все оборудование IP 54 или IP 55, провода ВВГнгLS сечением 1,5 мм² для сетей освещения и вентиляции (суммарная мощность устанавливаемых вентиляторов не превышала 120 Вт) и 2,5 мм² для розеточной сети. Все соединения проводов производились зажимами типа WAGO.

С учетом особенностей существующей сети я начал рассматривать системы заземления, предлагаемые в п. 1.7.3 ПУЭ, последовательно от системы к системе.

Система TN-C была самым простым вариантом (схема 1).

Схема 1. Электроснабжение гаража с организацией заземления по системе TN-C

В этом случае в щит вводились L и PEN, далее достаточно было разделить во вводном щите PEN на N и PE, к которому присоединить корпус щита, корпуса светильников и заземляющие контакты розеток. Все достаточно просто, но в данном случае при обрыве PEN (что совсем не исключено было во внешней сети) на зануленные корпуса оборудования попала бы фаза (схема 2).

Схема 2. Обрыв PEN в системе TN-C

Можно было бы попытаться защититься от такого развития событий устройством повторного заземления на вводе в гараж, заземлив на организованный контур PEN. Но, скорее всего, мое повторное заземление оказалось бы единственным на весь район, и в случае «отгара» PEN, например, в районе подстанции весь рабочий ток нулевого провода, устре-мился бы ко мне. При определенном уровне несимметрии загрузки сети величина этого тока могла достигать значительных величин, что привело бы к перегреву нашего участка PEN и как следствие к возможному пожару (схема 3).

Схема 3. Электроснабжение гаража с организацией заземления по системе TN-C с устройством повторного заземления PEN

Система TN-S не рассматривалась, так как разделение PEN на PE и N на подстанции с протяжкой нескольких сотен метров провода PE к потребителям при скромном ремонте гаража в мои планы явно не входила.

Далее шла система TN-C-S (схема 4).

Схема 4. Электроснабжение гаража с организацией заземления по системе TN-C-S

Для организации этой системы нужно было разделять PEN на PE и N на ВРУ гаражного кооператива с организацией повторного заземления и далее вести пятижильный кабель. Возникал вопрос относительно повторного заземления. С одной стороны нормы не ограничивают величину сопротивления повторного заземления, с другой стороны в данном конкретном случае, когда при обрыве PEN повторное заземление оказывалось по сути единственным оставшимся в работе, его сопротивление, по моему мнению, должно было быть не более 4 Ом. Но основным сдерживающим фактором был, так сказать, социальный. Некоторых владельцев гаражей кооператива я не видел вообще, и густорастущая перед воротами трава свидетельствовала, что появляться они там не собирались. Остальной части моих соседей было тоже как-то не до систем заземления, потому как появлялись они там раз в месяц. Перспектива переустраивать всю питающую сеть кооператива и «колотить» нормальный контур в одно лицо меня абсолютно не вдохновляла.

И наконец, система ТТ.

Схема 5. Электроснабжение гаража с организацией заземления по системе ТТ

Согласно п. 1.7.59 ПУЭ «питание электроустановок напряжением до 1 кВ от источника с глухозаземленной нейтралью и с заземлением открытых проводящих частей при помощи заземлителя, не присоединенного к нейтрали (система ТТ), допускается только в тех случаях, когда условия электробезопасности в системе TN не могут быть обеспечены». Оценив свои технологические и финансовые возможности, а попросту сказать, прикинув, что я могу сделать, и сколько мне это будет стоить, я понял, что выбор у меня стоит между системой TN-C и TT. При этом обеспечение электробезопасности в системе TN-C было под большим вопросом. В итоге выбор был сделан в пользу системы TT. При этом согласно тому же п. 1.7.59 к контуру заземления в системе ТТ предъявлялись достаточно небольшие требования. Так при применении УЗО с током срабатывания 30 мА суммарное сопротивление заземлителя и заземляющего проводника должно быть всего лишь менее 50 / 0,030 = 1667 Ом! Это было вполне выполнимой задачей даже для простого обывателя. Конечно, «увлекаться» возможностью смонтировать контур в виде одного куска арматуры, забитой на 1 м в землю, я не стал. В районе гаража залегал суглинок щебенистый. Контур выполнил из четырех труб диаметром 25 – 30 мм с толщиной стенки 2,5 – 3 мм, длина труб 2,5 м. Две трубы были забиты перед гаражными воротами, расстояние между ними 2,4 м. Две другие трубы забил в смотровой яме гаража с расстоянием между ними 2,2 м. Все четыре трубы были «обвязаны» полосой 40 х 4, все соединения, естественно, выполнялись сваркой (схема 6).

Схема 6. Схема заземляющего контура

Для проверки контура пригласил специалиста из электрической лаборатории. По замерам сопротивление контура летом составило 5,8 Ом, ток короткого замыкания – 196 А. То есть установленный для розеточной сети автомат на 16 А должен был отработать за положенные ему 0,4 с. Но все же отказываться от установки УЗО я не стал в соответствии с требованиями того же п. 1.7.59. Схема вводного щита приведена на схеме 7.

Схема 7. Электрическая схема вводного щита


Полезные материалы:
•Заземление в частном доме
•Модульное заземление
•Консультации по выбору, проектированию и монтажу систем заземления и молниезащиты

zandz.com

Как сделать заземление в гараже?

Безопасность в гараже обеспечивается определенными техническими правилами. Создание заземляющего контура гарантирует комфортное использование помещения. Сделать это можно даже самостоятельно.

заземленный стержень

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 265
Источник: https://vseogarage.ru/kommunikatsii/zazemlenie-v-garazhe.html

Нюансы и требования по ПУЭ

Требования к заземлению гаража, как и любому другому оговаривается п.1.7 ПУЭ. Основным параметром для контура заземления гаража является переходное сопротивление между заземлителем и грунтом. Эта величина определяет путь движения тока, либо через тело человека (если его сопротивление меньше), либо через контур заземления гаражного помещения. Поэтому, в соответствии с  п.1.7.103 ПУЭ сопротивление заземления должно быть не более 5, 10 и 20 Ом для линий, у которых фазное напряжение составляет 380, 220 и 127 В соответственно.

Следует отметить, что для подключения заземляющего проводника подходят далеко не все конструкции. Так, согласно требований п.1.7.123 категорически запрещено использовать для подключения защитного заземления в гараже оболочку кабелей, различные трубопроводы и газопроводы, несущие тросы, канализацию и отопительные сети. Поэтому заземление в гараже должно подключаться отдельным или совместным защитным проводником. Который согласно п.1.7.3 ПУЭ может быть проводом PEN или PE, а в зависимости от способа их подключения реализуют и различные системы заземления гаража.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1122
Источник: https://www.asutpp.ru/zazemlenie-v-garazhe-svoimi-rukami.html

Зачем заземление в гараже

Заземление в гараже жизненно необходимо, если нет желания попасть в неприятную ситуацию.

Важно, что током может ударить в тот момент, когда человек совсем этого и не ожидает.

Электроприборы, обогреватели, а также металлические стены гаража являются первыми источниками риска. При увеличе

arbolit.org

Заземление гаража: подробная инструкция с фото

Не всегда гараж может находиться на территории частного дома. У многих людей просто нет возможности подключить свой гараж к сети дома и поэтому он может подвергаться опасности. Для того чтобы защитить гараж, который находится в гаражном кооперативе необходимо выполнить заземление гаража.

Вам необходимо будет не только поменять свою проводку, но и создать индивидуальный заземляющий контур для гаража. В этой статье вы найдете информацию о том, как сделать заземление в гараже своими руками.

Зачем необходимо использовать заземляющий контур?

Обычно гаражи в кооперативах изготавливаются из металла. Они имеют плохую гидроизоляцию, и в результате этого внутри помещения содержится высокое количество влаги. Одновременно с этим многие автолюбители могут использовать сварочные аппараты или обогреватели. Все электроприборы, которые находятся в гараже обязательно должны иметь заземление. Если этого не сделать тогда может возникнуть утечка тока на корпус. Главная заземляющая шина поможет выполнить заземление гаража.

Чтобы сохранить свою жизнь необходимо сделать заземление в гараже своими руками. Ниже вы сможете увидеть информацию о том, как провести заземляющий контур и какие способы существуют.

Заземление гаража

Сначала необходимо рассмотреть, как самому можно сделать заземление гаража. На сегодняшний день существует несколько систем, которые помогут решить эту проблему.

  • TN-C. Для выполнения этой системы вам необходимо подвести фазу и совмещенный проводник. Провод PEN должен разделяться на два отдельные проводники. Благодаря этому вы сможете сделать гаражное заземление своими руками. Эта схема может иметь и недостаток. При обрыве провода фаза перейдет на заземленные электроприборы. Если вы прикоснетесь к металлическому предмету, тогда вас может ударить током.

  • TN-S. Этот способ позволяет обеспечить более надежное заземление гаража. Для выполнения этого заземления кооператив должен провести к потребителям отельный PE и N проводник. Если проводников нет, тогда выполнить эту систему у вас не получится.

  • TN-C-S. Заземление гаража с помощью этой системы можно считать наиболее безопасным. Для ее выполнения от подстанции к ВРУ нужно протянуть совмещенный провод PEN. От ВРУ к потребителям должен поступать пятижильный провод. Современные застройщики многоэтажных домов выбирают именно эту схему.

  • TT. Это последняя схема заземления гаража. Вам необходимо сделать металлический контур из нескольких электродов. Этот способ можно считать наиболее простым и дешевым.

Инструкция по подключению

Сначала необходимо разобрать схему правильного заземляющего контура гаражного помещения. Во вводном щитке вам потребуется подключить УЗО. Это устройство можно считать надежным помощником для заземляющего контура.

Схема заземления гаража на 220В может быть выполнена в виде треугольника. Некоторые электрики рекомендуют сделать T образную систему заземления. Четыре железных заземлителя вам необходимо соединить между собой и подключиться к шине в щитке.

Электроды могут представляться в виде уголков из металла. Если вы решили использовать металлическую трубу, тогда сделать заземление гаража своими руками можно с помощью уголка. После того как вы подготовите все материалы можете приступить к сборке контура. Сначала вам необходимо вставить электроды в землю. Для этого вам необходимо выкопать ямки, глубина которых должна составлять 50 см. Расстояние между электродами должно составлять не менее 1 метра. Выкопать ямы вам необходимо согласно схеме гаража. После этого вы можете забить электроды в землю. Чтобы электрод легче входил в землю вам нужно заточить один конец болгаркой.

После того как вы вобьете уголки их нужно соединить металлической полосой. Соединять все схемы соединений нужно с помощью сварки.

Для удобства подключения провода вам необходимо прикрепить болт. После этого трехжильный провод нужно протянуть от щитка 220В к гаражу. Увидеть весь процесс подключения вы можете на видео ниже.

Рекомендуем вашему вниманию: какой электрический ток опаснее для человека.

vse-elektrichestvo.ru

Как выполнить заземление гаража своими руками

Не всегда гараж может находиться на территории частного дома. У многих людей просто нет возможности подключить свой гараж к сети дома и поэтому он может подвергаться опасности. Для того чтобы защитить гараж, который находится в гаражном кооперативе необходимо выполнить заземление гаража.

Вам необходимо будет не только поменять свою проводку, но и создать индивидуальный заземляющий контур для гаража. В этой статье вы найдете информацию о том, как сделать заземление в гараже своими руками.

Зачем необходимо использовать заземляющий контур?

Обычно гаражи в кооперативах изготавливаются из металла. Они имеют плохую гидроизоляцию, и в результате этого внутри помещения содержится высокое количество влаги. Одновременно с этим многие автолюбители могут использовать сварочные аппараты или обогреватели. Все электроприборы, которые находятся в гараже обязательно должны иметь заземление. Если этого не сделать тогда может возникнуть утечка тока на корпус. Главная заземляющая шина поможет выполнить заземление гаража.

Чтобы сохранить свою жизнь необходимо сделать заземление в гараже своими руками. Ниже вы сможете увидеть информацию о том, как провести заземляющий контур и какие способы существуют.

Заземление гаража

Сначала необходимо рассмотреть, как самому можно сделать заземление гаража. На сегодняшний день существует несколько систем, которые помогут решить эту проблему.

  • TN-C. Для выполнения этой системы вам необходимо подвести фазу и совмещенный проводник. Провод PEN должен разделяться на два отдельные проводники. Благодаря этому вы сможете сделать гаражное заземление своими руками. Эта схема может иметь и недостаток. При обрыве провода фаза перейдет на заземленные электроприборы. Если вы прикоснетесь к металлическому предмету, тогда вас может ударить током.
  • TN-S. Этот способ позволяет обеспечить более надежное заземление гаража. Для выполнения этого заземления кооператив должен провести к потребителям отельный PE и N проводник. Если проводников нет, тогда выполнить эту систему у вас не получится.
  • TN-C-S. Заземление гаража с помощью этой системы можно считать наиболее безопасным. Для ее выполнения от подстанции к ВРУ нужно протянуть совмещенный провод PEN. От ВРУ к потребителям должен поступать пятижильный провод. Современные застройщики многоэтажных домов выбирают именно эту схему.
  • TT. Это последняя схема заземления гаража. Вам необходимо сделать металлический контур из нескольких электродов. Этот способ можно считать наиболее простым и дешевым.

Инструкция по подключению

Сначала необходимо разобрать схему правильного заземляющего контура гаражного помещения. Во вводном щитке вам потребуется подключить УЗО. Это устройство можно считать надежным помощником для заземляющего контура.

Схема заземления гаража на 220В может быть выполнена в виде треугольника. Некоторые электрики рекомендуют сделать T образную систему заземления. Четыре железных заземлителя вам необходимо соединить между собой и подключиться к шине в щитке.

Электроды могут представляться в виде уголков из металла. Если вы решили использовать металлическую трубу, тогда сделать заземление гаража своими руками можно с помощью уголка. После того как вы подготовите все материалы можете приступить к сборке контура. Сначала вам необходимо вставить электроды в землю. Для этого вам необходимо выкопать ямки, глубина которых должна составлять 50 см. Расстояние между электродами должно составлять не менее 1 метра. Выкопать ямы вам необходимо согласно схеме гаража. После этого вы можете забить электроды в землю. Чтобы электрод легче входил в землю вам нужно заточить один конец болгаркой.

После того как вы вобьете уголки их нужно соединить металлической полосой. Соединять все схемы соединений нужно с помощью сварки.

Для удобства подключения провода вам необходимо прикрепить болт. После этого трехжильный провод нужно протянуть от щитка 220В к гаражу. Увидеть весь процесс подключения вы можете на видео ниже.

Рекомендуем вашему вниманию: какой электрический ток опаснее для человека.

dekormyhome.ru


Смотрите также