Является ли гараж стационарным источником выбросов


Является ли автостоянка, проезд, гараж стационарным источником выброса?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

При этом под стационарным источником выбросов понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

На основании изложенного, различаются стационарные и передвижные источники выбросов. При этом нахождение в здании передвижных источников не может являться достаточным основанием для отнесения здания (в т.ч. здания гаража) к стационарному источнику выбросов.

Указанный вывод подтверждается в т.ч. Письмом Минприроды России от 18 сентября 2015 г. № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» (далее – Письмо).

Указанным Письмом Минприроды России сообщило позицию министерства по вопросу учета источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ от открытых автостоянок и подобных территорий.

В соответствии с Письмом источником выбросов является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. При этом открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Но в случае, если при эксплуатации гаража используются сооружения, технические устройства, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, гараж может быть идентифицирован в качестве стационарного источника выбросов.

Если Вы хотите заказать разработку ПДВ в Крыму и Севастополе - обращайтесь к нам!

biosfera92.ru

Росприроднадзор разъясняет: Постановка объектов НВОС на государственный учет (гаражи автотранспорта)

Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС - объекты негативного воздействия), на государственный учет, в частности по вопросу постановки гаражей, используемых только для хранения, въезда и выезда автотранспорта, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объекты негативного воздействия подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном органе.

Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории. Критерии определения категории объекта НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - Критерии). Постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государствен-ный учет действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии со ст. 1 Закона стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Согласно письму Минприроды РФ от 18.09.2015 № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» сами открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов.

При этом необходимо отметить, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (далее - ПДВ) стационарных источников, для которых определены координаты места расположения, и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Учитывая вышеизложенное, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.


Заместитель Руководителя Р.Х.НИЗАМОВ

Источник: Росприроднадзор

nkprom.ru

Виды источников выбросов на предприятии

Неорганизованные источники загрязнения атмосферы в примерах


Источники загрязнения атмосферы, которые имеются на предприятии или в организации, становятся одним из центров внимания экологов на предприятии, так как требуют соответствующего документального оформления, контроля, включения в проект ПДВ и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. На страницах нашего сайта вы найдете массу полезной информации о составлении проекта ПДВ, источниках, инвентаризации выбросов и профессиональной помощи, которую наша компания предлагает в данных вопросах.

В статье мы хотели бы уделить внимание неорганизованным источникам выбросов, которые, в соответствии с действующей классификацией и привести их примеры. Исходя из определений ГОСТ и нормативных докумеего окна или двери.нтов, которыми пользуются экологические службы, неорганизованные источники – это такие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, от которых вредные вещества при попадании в атмосферу не проходят через устройства, задающие скорость или силу выброса, ограничивающие каким-либо образом или очищающие выброс. Загрязняющие вещества поступают напрямую в атмосферу, либо, если неорганизованный источник выброса расположен в помещении, через его окна или двери.

Иными словами, это источники выбросов, не имеющие труб, шахт, специальных отводов или иных технологических и конструктивных особенностей, которые бы позволили ограничить попадание вредных веществ в атмосферу или очищать выброс.


Среди конкретных примеров неорганизованных источников выбросов множество устройств или площадок, которые на первый взгляд могут таковыми не показаться.

Прежде всего, это места соединений, пробоин или технологических отверстий в трубах, вентиляционных шахтах или других «ходах», через которые идет загрязненный воздух. Открытые резервуары, места накопления и хранения отходов, топлива, горюче-смазочных веществ также являются неорганизованными источниками выбросов, как и места сжигания отходов или сырья.

Площадки, предназначенные для проведения погрузо-разгрузочных работ, взрывных работ, буровых работ, карьеры или открытые площадки сборки и монтажа – тоже неорганизованные источники выбросов.

Автомобильные стоянки или «гаражи» под открытым небом — также в их числе, хотя причина неочевидна. Зачастую в транспортных средствах происходят утечки топлива или масел, других жидкостей, содержащих вредные вещества, все они оказываются на земле и испаряются в открытый атмосферный воздух.

Стационарные: организованные и неорганизованные источники выбросов в примерах


Все потоки веществ, которые своим попаданием в окружающую среду вызывают в ней отрицательные изменения, принято называть негативным воздействием на окружающую среду. Существуют нормативы предельно допустимых выбросов, которые служат показателем критического уровня концентрации веществ в окружающей среде. Если объемы выбрасываемых веществ превышают допустимые нормы, можно говорить о вреде, причиняемом окружающей среде вашим предприятием.

Объект, который распространяет загрязняющие вещества в атмосферу, именуется источником загрязнения. Применительно к загрязнению окружающей среды целесообразно использовать термин «выброс вредных веществ».

Источники загрязнения можно разделить на стационарные и передвижные, к последним относятся транспортные средства и жидкости.

Стационарные источники загрязнения относятся к территории конкретного предприятия, закреплены за юридическим или физическим лицом и подлежат постоянному контролю. Для каждого вида загрязняющего вещества установлены нормативы допустимых выбросов, которые следует соблюдать.
В свою очередь, стационарные источники выбросов делятся на:

  1. организованные источники выбросов,
  2. неорганизованные источники выбросов.

На рассмотрении примеров источников выбросов следует остановиться подробнее. Основным критерием служит наличие фиксированного устья, то есть какой-либо части конструкции, которая ограничивает попадание загрязняющий веществ в окружающую среду. Неважно, круглой, квадратной или любой иной формы – все характеристики источника выбросов и значения предельно допустимых выбросов относятся к устью. Конкретные примеры организованных источников:
  • заводские дымовые трубы;
  • вентиляционные шахты;
  • аэрационные фонари.


Для подсчета объема загрязняющих веществ и сравнения показателей организованных источников выбросов с нормативами предельно допустимых выбросов в основном используют инструментальные методы.

Неорганизованный источник выброса, соответственно, не имеет фиксированного устья или других ограничивающих деталей конструкции. Примеры неорганизованных источников:

  • производственная площадка предприятия в целом;
  • отстойники, накопители и другие открытые емкости или пруды для хранения веществ;
  • карьеры добычи ископаемых;
  • маршруты проведения погрузо-разгрузочных работ и перевозок;

Как вы понимаете, измерение объема выбросов и сверка с допустимыми выбросами в подобных случаях затруднена, используются расчетные методы.

Согласно действующим правилам, руководство предприятия должно проводить инвентаризацию как организованных, так и неорганизованных источников выбросов, контролировать их количество и месторасположение. Само собой, для каждого источника и каждого загрязняющего вещества должны соблюдаться предельно допустимые выбросы.

Передвижные источники выбросов с примерами

Источники выбросов — это любые объекты, которые распространяют в окружающий атмосферный воздух загрязняющие вещества, вредные для здоровья людей и природы. Источников выбросов на территории и в собственности вашего предприятия может быть очень много, даже если на первый взгляд вам кажется, что вы не загрязняете окружающую среду.

За каждый из них вы несете ответственность. Согласно законодательству, вы обязаны учесть все источники выбросов, провести инвентаризацию, составить проект ПДВ и строго контролировать каждый из них.
Давайте еще раз разберемся, какие именно объекты можно отнести к источникам выбросов. Согласно существующей классификации, все источники можно разделить на стационарные или передвижные.
Со стационарными источниками все более или менее понятно — они должны находится в пределах территории, собственником или арендатором которой является ваша компания. Что касается передвижных источников выбросов, то здесь дела обстоят иначе.

К передвижным источникам можно отнести все транспортные средства, которыми владеет организация, а именно: автомобили, воздушные и морские суда, любые средства передвижения, двигатели которых работают на топливе.

Конкретные примеры для полной ясности:

  • легковой автотранспорт компании,
  • грузовой и пассажирский автотранспорт, принадлежащий компании,
  • моторные и надувные лодки, работающие на дизельном или ином топливе,
  • морские и речные суда (т.е. катеры, лодки, яхты и так далее), кроме парусных, соответственно,
  • любые самолеты,
  • буровые и прочие установки, строительная техника, выезжающая за пределы территории организации и оборудованная мотором\двигателем, работающем на бензиновом или ином топливе.

Существуют различные точки зрения на классификацию передвижных источников выбросов. Одни эксперты считают, что если грузовая техника или иной передвижной источник работает лишь в пределах территории организации, то его следует считать стационарным и учитывать в проекте ПДВ как стационарный. Однако некоторые все-таки склонны причислять такие источники к передвижным, независимо от территории, на которой он работает. В этом есть логика, ведь та же грузовая техника все равно выезжает за пределы территории при необходимости проведения ремонта или иных обстоятельствах.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу "Проект предельно-допустимых выбросов" можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

ecolusspb.ru

Плата за выбросы от передвижных источников

Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 г.? Давайте попробуем разобраться.

Ключевые слова: плата за НВОС, передвижные источники, выбросы

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды НВОС.

Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)

Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1] и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполняя указанные нормы, природопользователи вносили плату за НВОС в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как от стационарных, так и от передвижных источников. При этом отмечался тот факт, что при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов учитывались выбросы от передвижных источников (автомобильные стоянки, гаражи, проезд транспорта по территории предприятия, строительная техника и т.п.). Кроме того, в судебной практике из-за отсутствия до 01.01.2015 законодательно установленных понятий стационарного и передвижного источников выбросов встречались факты признания самоходной строительной техники (краны на автомобильном или гусеничном ходу, бульдозеры и т.п.) стационарными источниками выбросов (см. Постановление 15 ААС от 05.04.2011 № 15АП-2054/2011 по делу № А32-25126/2010, Решение АС Краснодарского края от 20.05.2010 по делу № А32-12033/2010-11/229-102АЖ, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 по делу № А32-25383/2008-59/283-132АЖ). Указанные обстоятельства привели к тому, что природопользователи вносили плату за одни и те же выбросы дважды: как за выбросы от стационарных источников и как за выбросы от передвижных источников по фактическому расходу топлива.

Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников, но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016:

До 1 января 2016 г.
(п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ)

С 1 января 2016 г.
(п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции)

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками[2] […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

 

Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015, выглядит следующим образом:

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(в ред. от 21.07.2014)
За выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками[3] с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.

Напомним, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: «Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий[4] (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».

Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.

Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды[5] регулируются следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон № 96-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Лесной кодекс Российской Федерации и др.

Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:

Извлечение
из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413
«
О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

[…]
Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено[6].
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.

Например, Департамент Росприроднадзора по СЗФО приводит на своем официальном сайте[7] следующие разъяснения:

Разъяснения Департамента Росприроднадзора по СЗФО о внесении платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников

[…]

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» установлены в том числе и нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).

В свою очередь Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и не содержит норм запрещающего характера в части взимания платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (ред. от 15.10.2014) «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия по администрированию платы за НВОС делегированы Росприроднадзору. Плата за НВОС является одним из источников формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) утвержден код бюджетной классификации для платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, по которому проводятся операции по перечислению сумм платежей.

При этом следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами[8]. В то же время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.

 

[1] Выделено автором.

[2] Выделено автором.

[3] Выделено автором.

[4] Выделено автором.

[5] В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды — это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

[6] Выделено автором.

[7] http://www.rpnszfo.ru/index.php/8-vnimaniyu-prirodopolzovatelej/141-07-04-2015.

[8] В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 11.12.2014), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Ю. Карасева, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90»

www.profiz.ru

Постановка на учет НВОС гаража,автостоянки

О постановке объектов НВОС (гаражей) на государственный учет

Гараж, при условии использования его только для въезда и выезда автотранспорта и при отсутствии в нем иных источников выбросов( ТО и ТР,котельная,погрузочно-погрузочные работы,сварочные работы, мойка автотранспорта, заправка техники,покраска транспорта), а так же автостоянка нормированию не подлежат.


Служба РФ по надзору в области природоиспользования приняла к сведению заявку Министерства природы Республика Хакасия о принятии на госучет объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на среду. Точнее, гаражи для хранения транспорта, а также его въезда/выезда. Исходя из своих полномочий, федеральная служба сообщает следующее.

В Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 69.2) четко указано, что все объекты, имеющие негативное влияние на среду должны быть поставлены на госучет. Занимаются этим юридические или частные лица, которые осуществляют деятельность на упомянутых объектах.

К объектам, которые неблагоприятно влияют на среду, причисляют всю капитальную стройку, объект или группу этих объектов с условием, что их объединяет одно и то же назначение, а сами объекты размещаются на территории одного или смежных участков.

Все объекты НВОС, согласно ст. 4.2 Закона, разделяют на 4 категории, зависимо от силы уровня их воздействия на среду. Все критерии, по которым оценивают и определяют уровень, прописаны в постановлении РФ от 28.09.2015 No1029. Если конкретный объект не попадает в перечень и не относится к какому-либо критерию, то и ставить его на учет не надобности, это не предусмотрено законодательством.

Исходя из ст. 1 Закона, источником загрязнения становится сам источник неблагоприятного влияния. К подвижным источникам загрязнения причисляют транспорт, мотор которого во время активности загрязняет среду.

Следует отметить, что открытые стоянки для автомобилей и аналогичные объекты не причисляют к источникам выбросов.

Помещения, в которых во время работы используют вытяжные трубы, то не помещение, а именно вытяжные трубы являются источником неблагоприятных выбросов.

Выбросы неблагоприятных веществ регулируются специальным разрешением, которое предусмотрено законодательством (Закон «Об охране атмосферного воздуха»). В разрешении прописываются максимально дозволенные нормы выбросов (ПДВ), и другие требования, созданные для сохранения атмосферного воздуха.

Подытожив выше сказанное, становится понятным, что любому юридическому или частному лицу при условии использования стационарных источников загрязнения, необходимо ставить на госучет эти объекты. Кроме этого, следует разработать нормы выбросов и получить специальное разрешение на выброс этих веществ

ekogarant96.ru

Памятка о стационарных источников выбросов загрязняющих веществ

Н. Рогожинская, маркетолог компании «Экологические услуги», И. Шарапова, инженер-эколог компании «Экологические услуги», Д. Скобелев, дизайнер (г. Санкт-Петербург)

К нам часто обращаются с вопросами, что является стационарным источником выбросов, а что нет? Когда необходим проект предельно допустимых выбросов, а когда можно обойтись без него?

Специально для посетителей сайта мы подготовили памятку на эту тему. Спасибо нашему инженеру-экологу Инге Шараповой за консультацию и помощь в разработке материала.

Как определить необходимость разработки проекта ПДВ?

Ряд предприятий выделяет вредные вещества в атмосферу в процессе своей деятельности. По закону «Об охране атмосферного воздуха» им следует разрабатывать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Примеры видов деятельности, при которых выделяются вредные вещества:
  1. Зарядка аккумуляторов.
  2. Работа автотранспорта.
  3. Деревообработка.
  4. Хранение дизельного топлива в резервуарах.
  5. Топливораздаточные колонки АЗС.
  6. Сжигание топлива в котлах.
  7. Лакокрасочные работы.
  8. Металлообрабатывающие работы.
  9. Сварочные работы.
  10. Хранение и транспортирование сыпучих/пылящих веществ.
  11. Работа ж/д транспорта на территории.
  12. Паяльные работы.
  13. Пищевое производство.
  14. Замена масел в а/м и компрессорах.
  15. Содержание животных.
  16. Мойка с использованием моющих веществ.
  17. Работа с обезжириванием, клеем, герметиками.
  18. Шиномонтажные работы.
  19. Проведение химических опытов в лаборатории.
  20. Закалка металлов в кузнечных горнах.

Загрязняющие вещества выделяются и выбрасываются в атмосферный воздух через источники выбросов. Источники выбросов разделяют на организованные и неорганизованные. Вместе они называются стационарными, если находятся на территории предприятия и являются собственностью организации.

Стационарные организованные источники выбросов
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздухоходы и трубы. Примеры стационарных организованных источников выбросов:

  • вентиляционная шахта;
  • вентиляционная труба;
  • дымовая труба;
  • аэрационный фонарь;
  • дефлектор;
  • свеча сжигания факельного газа.

Стационарные неорганизованные источники выбросов
Под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

Примеры стационарных неорганизованных источников выбросов:

  • факельная установка;
  • пруды-отстойники;
  • нефтеловушки;
  • взрывные работы;
  • отвалы горных пород;
  • подгрузочно-разгрузочные работы;
  • парковка, автотранспорт;
  • карьеры добычи полезных ископаемых;
  • оборудование без венитиляционных установок;
  • передвижные сварочные посты;
  • пилорамы;
  • окна, двери.

В случае, когда ваша деятельность связана с процессами, которые сопровождаются образованием и выделением загрязняющих веществ, и при этом на предприятии есть стационарные источники выбросов, значит, согласно ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», необходимо разработать проект ПДВ для получения разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.  

Скачать памятку об источниках выбросов ОДНИМ ФАЙЛОМ

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

ecolusspb.ru

Нужно ли учитывать передвижные источники в проекте ПДВ?

В проекте предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) учитывать передвижные источники не нужно.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 96 от 04.05.1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" (далее – ФЗ № 96):

- источник выбросов - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

- стационарный источник - источник выбросов, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещён посредством передвижного источника;

- передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 г. № 96 все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов, следовательно, при разработке проекта ПДВ учитываются только стационарные источники, которыми автомобили не являются.

Такое же мнение по вопросу учёта автотранспорта при разработке проекта ПДВ имеет Минприроды России, которое отразило в Письме от 08.10.2015 г. № 12-47/25378 "О разъяснении" (далее Письмо).

Согласно п. 6 Положения о нормативах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183, ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух юридического лица в целом, или его отдельных производственных территорий, устанавливаются с учётом всех источников выбросов данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов.

Согласно Письму, в проекте ПДВ для предприятия учитываются выбросы стационарных источников юридического лица, выбросы иных источников учитываются в проекте предельно допустимых выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Минприроды России в Письме от 18.09.2015 г. № 12-44/22962 "О нормировании выбросов" сообщает, что сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Также Минприроды России отмечает, что от источников выбросов, располагающихся на автостоянках, в атмосферный воздух в числе прочих веществ поступают парниковые газы. В настоящее время в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчётности и проверки объёма выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 22.04.2015 г. N 716-р, Минприроды России утверждён Приказ от 30.06.2015 г. N 300 "Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объёма выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в РФ". Действие приказа на автостоянки не распространяется.

Таким образом, при разработке проекта ПДВ, не нужно указывать автотранспорт в виде источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

« вернуться назад к списку всех вопросов

www.systemaeco.ru

Гаражи, загрязняющие окружающую среду, подлежат постановке на учёт

Росприроднадзор разъяснил (письмо от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839), что гаражи, принадлежащие юрлицам и ИП, в том числе используемые только для хранения, въезда и выезда автотранспорта, если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на учёт в качестве объектов негативного воздействия. 

Для справки:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ). 

При постановке на учёт объекта негативного воздействия в зависимости от степени негативного воздействия ему присваивается соответствующая категория (всего 4 категории). Критерии категорирования таких объектов установлены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. При ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения (п. 1 ст. 14 закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ). 

Таким образом, юрлицам и ИП, в случае осуществления деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо:

  • поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на госучёт,
  • разработать нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов),
  • получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

О последних изменениях в природоохранном законодательстве рассказывает наша статья «Обзор изменений в законодательстве по экологии».

rusjurist.ru


Смотрите также