Выставка мураками гараж


Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России. Такаси Мураками — это известный современный японский художник, причем один из самых дорогих. Выставка проходит с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018 года в Москве в Музее современного искусства «Гараж» в парке имени Горького ежедневно с 11 до 22 часов. Цена билета 500 руб, студентам, школьникам — льготы, пенсионерам — бесплатно. Фотографировать можно, но без вспышки. В очереди я отстояла минут 40, но это было в новогодние каникулы.

В музее представлено около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов и до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал непосредственно в Москве, можно посмотреть его мастерскую на первом этаже слева от входа.

В холле музея посетителей встречает золотая скульптура «Пламя» на фоне яркого панно и пола. Вообще яркость и красочность работ просто зашкаливает.

Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысливает трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас.

Мураками не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. За внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры.

Легкая, игрушечная, мультяшная, как говорит сам художник, попсовая форма. Но за этим ярким фасадом совсем не праздник. Здесь спрятана боль от катастроф. Тех, что потрясли его родину. Землетрясение 2011 года, авария на Фукусиме и, конечно, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Мать Такаси Мураками родом из Кокуры, города, который планировалось атаковать вслед за Хиросимой. Сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы с кодовыми названиями «Малыш» и «Толстяк» многое изменили в культуре Японии. Населению нужно было сбежать куда-то от угнетающей действительности — начала развиваться культура манги и аниме.

В глазах одного из персонажей — эпицентр взрыва, а смешные грибы на самом деле — ядерные.

Такое настойчивое вытеснение реальных образов — способ хоть как-то пережить кошмары прошлого.

Улыбающиеся маргаритки, или ромашки, и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться».

Пожалуй, самый узнаваемый образ художника — улыбающиеся ромашки. Они цветут повсюду: на картинах, скульптурах.

А за вдохновением Такаси Мураками ходит в магазинчики для фанатов аниме. Все игрушки оттуда. Их тысячи. Охрана пропускает вдоль столов с игрушками по два человека, предупреждая, что руки и сумки нужно держать перед собой.

По окончании выставки можно пройти в мастерскую художника, надев одноразовые носочки и шлепанцы. Она находится слева от входа за серым занавесом.

В этом то ли фанерном, то ли картонном домике Мураками спал, чтобы не тратить время на поездки.

Стоит сходить и в туалет под лестницей, он тоже весь «в цветочек». Можно купить сувениры с выставки, но цены, естественно, большие. Можно посидеть в кафе, но при мне свободных мест не было.

Выставка оставила двойственное впечатление: с одной стороны, все такое яркое и праздничное; с другой стороны, эта яркость действовала угнетающе. К тому же, в отдельном зале висят фото с ядерных бомбардировок — жутко.

www.tourister.ru

Выставка Токаси Мураками "Будет ласковый дождь" в Музее современного искусства "Гараж", Москва - «Выставка в стиле нео-поп: это может быть очень интересно и позитивно!»

Вот и настала в Москве настоящая слякотная осень, смывшая с деревьев яркие сочные краски. На дворе тоска, хоть и поётся у Э.Рязанова, что у "природы нет плохой погоды". Очень хочется радости и света, чего-то позитивного, несмотря на картинку за окном.

И я нашла радость!

Сначала об этой выставке рассказала племяшка-студентка: я-то женщина темная), очень далекая от новых современных течений арт-, поп-, культ-, -измов. Мне, конечно, Третьяковка ближе - что и говорить, но повращаться в новом современном искусстве, узнать, чем дышит молодое поколение, не только интересно, но и полезно. Племяшка назвала эту выставку самым позитивным событием за последние месяцы. Но самое примечательное, что вернувшаяся с выставки очень взрослая приятельница была возмущена до предела, говорила об исключительной коммерческой направленности картинок "с позволения сказать ХУДОжника", творящего за пределами "нравственности" и "высокого искусства". Наслушавшись этих диаметрально противоположных оценок, я, как всегда, не могла не пойти сюда сама.

Итак, выставка, на которую ломанулась московская молодежь (не зря же место ее проведения - новый и очень модный музей современного искусства "Гараж"), посвященная творчеству японского художника, дизайнера и бизнесмена Такаси Мураками. Воскресенье, после 15 часов. Мы подходим к "Гаражу" с подругой и понимаем, что предупреждение о возможных очередях на сайте музея выложено не зря... Придется постоять.

"Хвост" очереди на выставку выглядывает на улицу

И правда: на улице стояли минут 15, потом минут 20 за билетами уже в помещении музея + 15 минут в гардероб и на вход.

Очередь в кассы

Совет: если вы идете компанией, можно кого-то параллельно отправить сдавать одежду, кого-то покупать билеты. И еще: забегая вперед, скажу, что, когда мы уходили с выставки примерно в 18:15, очередь на улице отсутствовала полностью, перед кассой же было человек 10, не больше. Наверное, люди побоялись, что не успеют осмотреть экспозицию до закрытия. Испугались, надо сказать, зря... Успели бы.

Хотя могу отметить, что в очереди скучать нам не пришлось.

Впервые за много лет поражалась большому количеству молоденьких пар с крохотными детишками. Они с лёгкостью оставляли коляски и самокаты под лестницей у гардероба, несмотря на дружные предупреждения сотрудников, что "администрация ответственности не_несёт"

С детками на выставку - пожалуйста

Во-вторых, уже сразу, в холле первого этажа перед кассами мы прочитали спойлер и начали разглядывать работы художника, очень характерные и показывающие ключевые моменты или символы его творческой философии и произведений.

Спойлер выставки

Здесь же при входе гостей встречает композиция из симпатичных черепов в языках пламени (по крайней мере, я так понимаю). В глазницах отражаются такие же черепа, но они не вызывают гнетущего чувства страха - так же для меня лишены негатива некоторые подобные украшения или современные картинки арт-терапии в техниках зентангл и дудлинг.

Композиция "Пламя"

Их будет еще очень много, это один из характерных символов, используемых японским художником. Здесь я вспомнила ту самую приятельницу, которая в ужасе рассказывала о безнравственных "веселых танцах на костях, беде и смерти", которые совершает в своих работах Такаси Мураками. И думаю, что такое восприятие не единично, оно доминирует у людей определенного склада, причем не знакомых с истоками мировой культуры. Череп воспринимается этими товарищами исключительно в поздней европейской традиции как черный знак смерти и страшной беды. Тогда как древние культы, отголоски которых сильнЫ именно в восточных культурах, трактовали череп и как символ бренности бытия, и как вместилище человеческой души, ее силы или даже нематериального могущества. Вот и подумалось, что приходя на выставку Мураками, надо оставлять за порогом ограниченную негативную привязку к духовно-религиозной символике. Это замечательно получается именно у молодых людей.

Следующая характерная работа, встречающая нас прямо у входа, - золотая девочка-аниме со своим маленьким спутником.

И еще одно произведение, которое мы увидели при подходе к кассам, это шикарное большое панно. Его хочется разглядывать долго-долго и находить на нем какие-то свои фишки и значения.

Самым интересным мне показался этот фрагмент. Он для меня как знак победы жизни в хаосе и сумятице бытия.

Купив билеты, немного снова постояв в очереди, поднимаемся наверх. Если кто пойдет сюда, не повторите нашу ошибку: мы сразу кинулись на самое яркое - цветочное дерево и пошли по галерее от него, не обратив внимания, что направились в третью часть выставки.

Для восприятия творчества автора важно последовательно познать 5 ее разделов.

Итак, 1-ый раздел выставки "Техника и обучение" находится в маленьком зале и представлен немногочисленными работами.

Причем это работы не только Такаси Мураками, но и ценнейшие экспонаты старых мастеров, которые, как считается, оказали огромное влияние на творчество художника.

Глава 1 "Техника и обучение"

Интересно, что на выставке в целом фотографировать можно - и именно произведения Мураками, а вот древние работы, находящиеся за стеклянными витринами, снимать категорически запрещено.

Глава 1 "Техника и обучение"

Очень важно рассмотреть фон этого полотна - здесь бесконечное количество всё тех же черепов.

Глава 1 "Техника и обучение"

Они же служат фоном следующего большого полотна художника. Изображение японских львов-собак традиционно для восточной культуры. Они символизируют силу, которая изгоняет злых духов.

Для работы «Китайские львы», представленной в этом разделе, главным источником вдохновения стало произведение Сакаки Хякусэна «Каменный мост на горе Тяньтай» (1751). В 6 веке на этом месте, славящемся своей красотой, буддийский монах Чжии открыл школу буддизма, известную в Китае как школа Тяньтай, а в Японии как школа Тэндай. На этой картине Хякусэн совместил изображения моста в форме радуги с изображением моста из декорации к пьесе театра Но «Каменный мост» и добавил сверху львов, украшенных пионами. Мураками, перенимая этот коллажный принцип 18 века, точно так же составляет свою работу из различных элементов, в том числе увиденных у других японских художников, таких, как Соги Сёкаку и Кано Эйтоку.
Мураками искренне верит в силу такого живого и непосредственного заимствования, новой интерпретации и адаптации известных сюжетов, потому что, по его словам, «именно это и является настоящей преемственностью».
Вместе с тем Мураками не только работает с образами из произведений своих любимых художников – Сэнгая, Хакуина Экаку или Сёхаку – но также наследует и культивирует тип художественного труда, характерный для Японии и – шире – многих азиатских национальных школ. Речь идет о таком способе художественного производства, во главе которого стоит фигура Мастера, а главная добродетель его учеников состоит в четком следовании инструациям и добросовестном выполнении даже самых рутинных поручений. Подобная модель работы распространена во всех сферах деятельности японцев – от создания гравюр или картин и производства керамики до приготовления суши.

Глава 1 "Техника и обучение"

Вторая часть выставки "Малыш" и "Толстяк" - ключевая на выставке Т.Мураками, да и во всем его творчестве. Она посвящена переосмыслению самой страшной трагедии, постигшей Японию за последние столетия - атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Бьюсь об заклад, что некоторые из посетителей так и не поняли значения этого названия - "Малыш" и "Толстяк", ибо я видела, как веселые щебечущие девчушки радостно фотографировались на фоне картин этого раздела, даже не удосуживаясь посмотреть на фотоэкспонаты - страшные свидетельства бомбардировки. Та же публика на выходе в гардеробе так же весело строила предположения, разгадывая, какой из черепов "малыш", а какой "толстяк". А между тем это названия атомных бомб: бомба "Малыш" была сброшена на Хиросиму, "Толстяк" - на Нагасаки...

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Многие не понимают именно этот раздел... Но как же можно не увидеть здесь абсолютно грамотный алгоритм обычной психологической защиты от тяжелых переживаний!

Во-первых, выплеск эмоции наружу и осознание произошедшего через творческий акт и, во-вторых, уже осознанный уход в фантастический мир иллюзий и светлых надежд. Я где-то читала, что в детстве мать просила маленького Такаси не выходить на улицу в дождь, она всю жизнь боялась кислотного дождя. Именно в процессе творчества, сознательное вытесняя негатив, Мураками приходит к образам веселого облачного гриба и ласкового дождя. Посмотрите, как по-новому радостно смотрятся ядерные грибы на картинах художника. Они будут таковыми и в последующих произведениях художника.

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

В этом же разделе представлены некоторые карандашные наброски - потом компьютерные мультипликационные приемы помогают воплотить их в большие полотна.

Глава 2 "Малыш" и "Толстяк"

Третья глава выставки называется "Каваий". Перед названием и описанием этого раздела я зависла надолго (давненько я не чувствовала себя такой дурой). Почитайте цитату - и всего лишь в нескольких строчках найдете массу непонятных для слуха европейца понятий.

Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).

Что делать, придя домой, пришлось открыть виртуальный словарь: каваий, гиковский, манга, косплееры, инвайроменты...

Каваий (яп. хорошенький, милый, славный, ранее) «вызывающий жалость, желание пожалеть, приголубить».

Манга – японские комиксы

Гиковский (от гик – человек) – человек, увлеченный поп-масс-культурой

Коспле́й (от яп. косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») – это хобби, типа маскарада, когда люди переодеваются в костюмы известных героев мультиков и игр, аниме и фильмов, книг, легенд и т.п. С уверенностью можно сказать, что современный косплей – это полноценная субкультура со своими неписанными правилами, порядками и традициями.

Инвайронмент – одна из форм авангардного современного искусства. Концепция инвайронмента заключается в вовлечении зрителя в арт-пространство, в слиянии окружающей среды с художественным объектом. Это направление стремилось сломать исторически сложившуюся традицию представления искусства как чего-то отличного от жизни, к созданию натуралистичных арт-объектов, имитирующих реальную среду. Зритель инвайромента становится его «соучастником».

Но независимо от понимания чужеродных слов, третий раздел выставки оказался самым востребованным для борьбы с моей осенней хандрой: в нем всё проникнуто радостью, светом и позитивом. На этом этапе у художника появляется еще один яркий символ творчества - улыбающийся цветок. Посмотрите, какие красочные и радостные экспонаты представлены здесь.

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Удивительные эмоции вызывают картины Т.Мураками. Они неожиданные, разные и не оставляют равнодушными. Об этом, мне кажется, триптих художника "Суровый арт-критик.. " Честно говоря, думаю, перевод этого произведения не очень точен... Так, перечисление чувств, которые накрывают критика - Восторг! Вызов... и вопрос" - думается надо трактовать в обратном порядке (снизу вверх) и несколько шире, чем в переводе

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

Глава 3 "Каваий"

В конце галереи третьего раздела выставки в небольшой витрине мы можем увидеть мультяшных героев художника. Хотелось бы побольше)

Витрина с героями фильма "Глаза медузы"

А дальше настоящий рай для детей. Правда, к этому раю не допускают близко - горы игрушек (я так понимаю, продукция корпорации Такаси Мураками) находятся по две стороны от прохода. По проходу разрешают проходить только в центре и быстро (наверное, боятся воровства; интересно, а прецеденты были?)

Улица из игрушек

Зато и малышей, и взрослых без ограничений пускают смотреть небольшие отрывки из японских мультиков и листать японские комиксы.

После посещения трех разделов выставки мы находились в замешательстве: зная, что этих разделов всего 5, мы никак не могли найти еще два. То есть разделы, вроде как номинально есть, а помещений больше нет. Пришлось прибегнуть к помощи девушки, курирующей третий раздел. Она-то и объяснила популярно, что следующая часть выставки - это Студия Такаси Мураками, находящаяся на первом этаже слева от входа. Там стоят компьютеры художника, при помощи которых он создает свои полотна. Говорят даже, что в первые дни выставки за компьютерами можно было увидеть не только помощников художника, но и его самого. Жаль, нам с этим не повезло, потому в "святая святых музея", говоря по чести, пойти не захотели. К тому же, в мастерскую художника можно войти только сняв обувь и напялив местные тапочки и бахилы. Об этом благоговейным тоном нам поведала еще одна девушка - куратор раздела "Студия".

Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.

Глава 4 "Студия"

... А вот пятого раздела не оказалось! Хотя он имеется... но только фантомный. Как нам рассказали, это невидимое присутствие художника в различных пространствах музея. Хмм, хулиган он, однако...

«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими икоммерческими проектами.

Зато фото Мураками присутствует в небольшом зале на цокольном уровне рядом с комнатами WC. Хочешь посмотреться в зеркало - и увидеть себя... пожалуйста). И снова художник хулиганит.

Такаси Мураками

Вообще мне очень понравилась эта выставка: своим позитивом, радостным взглядом на мир, яркими красками и тем, как художник работает с ними.

Но всё же... есть нечто, что не позволяет принять произведения Такаси Мураками полностью, на все 100%. Попробую объяснить: в этом ответвлении поп-культуры отсутствует требование к уникальности, единичности произведений. Введенный в компьютер эскиз картины далее обрабатывается машиной и запоминается в ней. Элементы произведения перестают быть уникальными и становятся легко воспроизводимыми в следующих работах. Образы выходят в тираж и эксплуатируются снова и снова. Эта повторяемость и навевает мысли о поточности производства, которому рано или поздно будет противопоставлено ТВОРЧЕСТВО.

Возможно, я брюзга...

Но так или иначе, всё равно очень советую посетить выставку, конечно, если у вас есть такая возможность...

irecommend.ru

Такаси Мураками: интервью с художником о выставке «Ласковый дождь» в «Гараже»

В студии Такаси Мураками в промышленном пригороде Токио солнце не заходит никогда. Потому что его просто не видно. Мастерская главного японского художника современности занимает ог­ромный, на восемь тысяч квадратных метров, ангар, где две сотни сотрудников (еще столько же трудятся в нью-йоркском подразделении компании) работают двадцать четыре часа в сутки — в две смены, без выходных и с отпуском на три дня в году. Это конвейер в полном смысле слова: если где-то возникает пауза, останавливается работа на всей фабрике, поэтому на съемку после многомесячных переговоров фотографа пускают в одиночестве, только на полчаса и берут клятву никого не отвлекать. Кажется, на атомную электростанцию попасть было бы легче.

Подручные Такаси — его верные до мозга костей фанаты и неутомимые перфекционисты, которые держат под контролем и по несколько раз перепроверяют все: от глобальных проектов, вроде проходящих в этом году одновременно в Осло и Чикаго выставок мастера, до запятой в подписях к картинкам на этой странице. За мастера они продадут душу и замучают кого угодно судебными исками. Пятидесятипятилетний Мураками отвечает взаимностью, регулярно устраивает для всех сотрудников вечеринки и, несмотря на подрастающих в Токио двух детей-младшеклассников, большую часть времени живет тут же, на фабрике. Как Диоген, в картонной коробке, внутри которой — лампочка для чтения. И это не шутка.

«Самая важная для меня часть московской выставки — это проект по точному воспроизведению кусочка моей студии в одном из залов «Гаража», — говорит Такаси. — Ужасно любопытно, получится ли это осуществить. И если да, то, видимо, мне придется поработать в этой модели мастерской, и такая перспектива тоже тревожит и интригует». «Мы привезем листы с расписанием работы студии на день и на неделю. Уже они производят неизгладимое впечатление и дают представление о масштабе, — обещает старший куратор музея «Гараж» Екатерина Иноземцева. — Такой формат производства искусства, кстати, не Уорхол придумал, у Рубенса было то же самое».

Выставка «Ласковый дождь» продлится почти пол­года и займет все отремонтированное Ремом Колхасом здание музея в Парке Горького. Московская экспозиция особенная: это будет не просто собрание работ разных лет из музеев и частных коллекций, а сопоставление полотен художника с шедеврами японских мастеров XVIII и XIX веков из собрания ГМИИ имени Пушкина. Хоть Мураками и придумал для описания своего метода термин superflat, подчеркивая в том числе и двухмерность традиционной японской живописи, под его глянцевыми улыбающимися цветочками, разноцветными черепушками и мультяшными героями скрывается второе дно. Его-то в «Гараже» и помогут обнаружить.

Сын таксиста и домохозяйки, Такаси родился в 1962 году в Японии, где сосуществовали не зажившие раны Хиросимы («Про поражение в войне часто говорили и дома, и в школе, и по телевизору») и американский масс-маркет, как культурный, так и бытовой. Дети играли в американских солдатиков, а их фирменные рюкзачки были вдохновлены военной формой. Главным жанром японского искусства было аниме, родившееся в 1950-е как способ пережить и осмыслить военную травму. «Мне нравилась анимация, я поступил в Токийский университет искусств на мультипликатора. И как раз тогда, в 1979-м, вышел первый полнометражный мультфильм по мотивам комиксов «Галактический экспресс 999» про подростка, путешествующего по разным планетам, чтобы найти и победить злодея. Я посмотрел его и понял, что анимация способна изменить жизнь и устремления людей. Но аниматором в итоге не стал, не хватило таланта. Зато в двадцать шесть лет я увидел выставку японского деятеля современного искусства Синро Отакэ, и моей мечтой стало делать что-то столь же хаотичное. И тогда я решил быть художником».

Современного искусства в Японии в то время почти не существовало, и, освоив в университете классическую живопись нихонга, Мураками в 1994 году отправился на стажировку в Нью-Йорк — вот уж где было чему поучиться! А вернувшись, стал делать работы, вдохновленные японской массовой культурой вроде манги, аниме и особой субкультуры фанатов-отаку. Для зрителей Америки и Европы все эти цветочки и веселые черепа, конечно, были экзотикой, в которой подспудно ощущалась катастрофа.

«Он ворвался в западное искусство с совершенно особым подходом к изображению, — говорит Екатерина Иноземцева. — В Америке конца 1980-х — начала 1990-х процветал постмодернизм, с пренебрежением относившийся к качеству. И вдруг появляется Мураками, вещи которого сделаны так, что у тебя возникает головокружение, когда ты осознаешь, сколько труда в это вложено».

Мураками создал уникальный тип художника. Со­единил восточную традицию изысканного и методичного повторения образцов (поэтому-то его сотрудники считают вырисовывание мельчайших закорючек не каторгой, а благом) с западным свободным полетом фантазии, стремлением создать собственную вселенную, преобразовать мир.

Он вообще мастер стирать границы: смешивать высокое и низкое искусство, успешно сотрудничать с люксовыми и уличными марками, продавать работы с аукционов за семизначные суммы и тут же с той же символикой выпускать копеечные брелоки и значки. И мало кто зашел на этом пути так далеко. Его самая скандальная работа — скульптура 1998 года «Мой одинокий ковбой» в виде лучезарного и абсолютно голого мультяшного юноши, вокруг которого спиралью закручивается его сперма, — ушла через десять лет на «Сотбис» за пятнадцать с лишним миллионов долларов.

Феноменально образованный как в японском, так и в европейском искусстве, открытый всему новому Мураками все время ищет свежие форматы. Например, самозабвенно ведет инстаграм, выкладывая туда смешные, трогательные и очень откровенные ролики из своей жизни, вплоть до похода к зубному. В панаме и широких штанах на подтяжках он дурачится, но не забывает о главном: «Отрадно видеть, как увеличивается количество моих подписчиков, но прежде всего я радуюсь, что посредством блога могу рассказать о реалиях современной Японии, которая находится на самом дальнем востоке ойкумены. Плюс инстаграм мне интересен как пример того, что способы коммуникации меняются молниеносно, и те формы искусства, которые не соответствуют эпохе, остаются за бортом. Так что не надо слушать теории искусствоведов. Следовать естественным образом сложившейся форме — вот что я считаю важным».

В 2012 году, после аварии на «Фукусиме», Такаси сделал как утешение соотечественникам и талисман от катастроф самую большую картину в истории — стометровое полотно «500 архатов». Архаты в буддизме — это просветленные, и две с половиной тысячи лет назад они собрались вместе, чтобы не дать учению Будды погибнуть. Аварии на атомной станции посвящен и первый анимационный фильм Мураками «Глаза медузы» (2013) про детей, подружившихся со странными, видимыми только им существами. Сейчас в производстве еще один анимационный и пара игровых фильмов. «Мечта исполнилась, — улыбается художник. — Я снимаю мультфильмы, но пока не очень хорошо».

«У меня больше нет амбиции, например, привить японцам интерес к современному искусству, — рассуждает он о целях и задачах. — Я просто делаю то, что в моих силах. Что толкает меня вперед? Ежемесячная борьба со страхом перед возможным банкротством компании. Это то, с чем сталкиваются руководители средних и мелких предприятий, и по ночам, бывает, чувство тревоги не дает мне уснуть. Я работаю каждый день, чтобы держать дело на плаву».

Как на все хватает энергии? «Все благодаря поддержке иглотерапевта и мастера фэншуй, — говорит Мураками, который в свободное время коллекционирует керамику и выращивает у себя на фабрике кактусы и жуков, похожих на майских, чтобы потом раздавать детям, — есть у японцев традиция соревноваться, кто более крупного жука вырастит. — А еще этим летом я увлекся ловлей и разведением рыбок и прочих водных организмов». Это, конечно, его фирменная ирония. А если серьезно? «Быть всю жизнь в меньшинстве — вот что придает сил».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Tomohiko Tagawa

www.vogue.ru

Даша Жукова, Роман Абрамович, Дакота Джонсон, Гоша Рубчинский и другие гости открытия выставки Такаси Мураками в "Гараже"

Дакота Джонсон, Даша Жукова, Эддисон Тимлин и Дерек Бласберг

Вчера, 28 сентября, в музее современного искусства "Гараж" состоялось торжественное открытие выставки одного из самых известных японских художников современности Такаси Мураками, которую уже успели оценить Гоша Рубчинский, Полина Дерипаска, Константин Эрнст, Наталья Гольденберг, Софья Капкова, Игорь Чапурин и многие другие представители российского шоу-бизнеса, модной индустрии, кинематографа, бизнес-элиты и мира искусства — пропустить такое важное светское событие не захотел никто.

Среди гостей присутствовали и западные знаменитости. Так, основательница "Гаража" Даша Жукова (ее этим вечером поддержал сооснователь проекта и бывший возлюбленный Роман Абрамович) провела вечер за разговорами с голливудской актрисой Дакотой Джонсон и журналистом Дереком Бласбергом.


Дерек Бласберг и Дакота Джонсон


Софья Капкова и Даша Жукова


Полина Дерипаска

Посмотреть все

В Россию Мураками привез 80 живописных и графических работ, а также фильмы и анимацию, которые объединились в экспозицию под названием "Будет ласковый дождь".

Над многими произведениями я работаю по несколько лет. Сначала рисую карандашом, потом создаю компьютерную модель и затем перевожу ее на поверхность. Эта техника напоминает создания принтов на одежде. И да, обратите внимание на цвета — в каждой картине их больше ста!

— рассказывает Такаси Мураками, который, к слову, считается не только одним из самых известных, но и дорогих художников. За его картины и скульптуры ценители искусства на аукционах выкладывают десятки миллионов.


Такаси Мураками


Гоша Рубчинский


Такаси Мураками и Маша Федорова с дочерью Вероникой


Илья Стюарт

Экспозицию готовили к премьере два года. Она состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками.

Выставка проходит в рамках года Японии в России. По нашему скромному мнению, она открывает его. Началось все с нашей поездки в ноябре, когда мы с нашим куратором Кейт Фаул заехали в студию к Такаси, он нас гостеприимно принял и поразил размахом своего таланта. Потом мы не останавливались, не раз приезжали, спали в коробках, обсуждали выставку, подбирали логотипы, пели в караоке, ели странную еду — в общем, осуществляли все, чтобы узнать больше о Японии,

— поделился директор "Гаража" Антон Белов.


Антон Белов

Дакота Джонсон


Валентин и Татьяна Юмашевы


Константин Эрнст среди гостей выставки


Игорь Чапурин и Анзор Канкулов


Открытием выставки культурная программа этого вечера не закончилась. Праздник продолжился в Колонном зале Дома Союзов, где состоялась вечеринка, посвященная художнику Такаси Мураками.

Гости смогли примерить очки в форме фирменных цветов Мураками, маски с героями работ художника и покататься на гигантских качелях. Позже все присутствующие были приглашены на концерт, который открылся выступлением артистов балета Большого театра и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Марианна Сардарова


Виктория Борисевич, Антон Белов и Антон Борисевич


www.spletnik.ru

Фото с открытия выставки Такаси Мураками в музее «Гараж»: Даша Жукова, Роман Абрамович и их гости

Накануне вечером, 28 сентября, с традиционным аншлагом музей современного искусства «Гараж» открыл осенний сезон. Первыми увидеть долгожданную выставку Такаси Мураками и задокументировать в сториз личное знакомство с одним из лучших современных японских художников захотела вся Москва. Первым делом сам художник, Дарья Жукова, Антон Белов и Екатерина Иноземцева показали гостям работы Мураками, некоторые из них Такаси создавал в Москве специально для этой выставки, и его студию, которая появилась в музее во время подготовки экспозиции.

Продолжился вечер в Колонном зале Дома союзов вечеринкой с концертом в честь главного героя вечера, площадкой с гигантскими качелями и смешными очками в форме знаменитых кавайных цветов. Как веселились Дакота Джонсон, Наташа Гольденберг, Вика Газинская, Мадина Гогова, Стелла Аминова, Софья Капкова и другие гости Такаси Мураками и «Гаража», смотрите ниже.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

www.vogue.ru

Сколько стоит Такаси Мураками?

В преддверии открытия первой в России выставки легендарного «японского Уорхола» в центре современного искусства «Гараж» публикуем справку о примерных ценах его произведений на мировом аукционном рынке

Что хорошо бы знать перед походом на выставку Мураками? Как минимум, то, что в «Гараж» привезли по-настоящему мировую звезду, находящуюся на пике творческой формы.

Мураками — один из тех людей, которые не только определяют вектор в современном искусстве, но и глобально влияют на дизайн и моду. Это трудяга, бунтарь, хулиган, который берется и достигает успеха во всем, что заводит его в конкретный момент. Сегодня захотел — сделал скульптурную серию. Завтра в голове покрутилось — запустил линию каких-нибудь модных кед вместе с Vans или превращенных в сандалии кроссовок с Adidas. Послезавтра погода шепчет — раз, и сварил эксклюзивное именное сакэ по рецепту 300-летней давности. Что-то накатило — раз, и прекратил свою самую известную многолетнюю коллаборацию с Louis Vuitton. Появилось хорошее настроение — снял детский фильм. В общем, к нам едет не просто художник, а оркестр — поистине «ренессансный» человек, арт-фабрика и бренд.

С Мураками вот так и приходится — сводить все к эпитетам. В рамках короткой интернет-публикации бесполезно углубляться в основные этапы творчества этой японской глыбы. Лучше купить специально изданный к выставке каталог, почитать тексты главного куратора выставки Екатерины Иноземцевой, посетить лекции и семинары публичной программы «Гаража» и послушать самого художника. Разговор с ним, кстати, будет — он запланирован на 16 ноября 2017 года. Ну, а по мере изучения вопроса заодно можно держать в голове, что именно по наследию художников уровня Мураками историки будущего станут определять, чем жила наша цивилизация на рубеже XX — XXI веков.

И пока пафос не зашкалил окончательно, предлагаю прицениться для интереса, сколько сегодня стоят произведения мастера.

  • Такаси МУРАКАМИ Кайкай и Кики. 2000–2005
    Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55
    Частное собрание
    Из пресс-материалов выставки в «Гараже»
    Источник: facebook.com
  • Такаси МУРАКАМИ Кайкай и Кики. 2005
    Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 210 × 105,5 × 66
    Экземпляр 5 из 5
    Christie’s. 14.10.2010
    Цена продажи: $ 3 084 000
    Источник: christies.com

В топ-20 ныне живущих художников Такаси Мураками вошел в 2008 году, после того как 2,5-метровая хулиганская скульптура «Мой одинокий ковбой» из стеклопластика ушла с торгов Sotbeby’s за $15 160 000 — в пять раз дороже эстимейта. Бидеры в тот раз сильно увлеклись своим спором за лот, потому что с тех пор аукционные цены на работы Мураками больше ни разу не приближались к такой отметке. Но случайным это результат тоже не назовешь: еще несколько раз скульптуры Мураками продавались в диапазоне $1 000 000–4 000 000. А реально же в последние годы крупные малотиражные скульптуры Мураками покупают на первоклассных аукционах преимущественно за $600 000–1 000 000.

Живопись Такаси Мураками, его узнаваемые акрилы, стоит в широком диапазоне $40 000–400 000. Цена зависит от размера, сюжета, объема серии. Ну, а минимальный бюджет для желающих повесить дома настоящего Мураками — это примерно $ 1 500–2 000. Столько сейчас на аукционах стоят его оригинальные эстампы — литографии и офсет. Иногда кому-то везет купить за $800, но это именно вариант редкий, на удачу. Чуть дороже тиражной графики, но тоже в рамках бюджета $1500–4500 на аукционах продается крупнотиражная (из серий по 200 экземпляров) скульптурная пластика. В общем, получается, что приобщиться к искусству Мураками стоит минимум полторы тысячи долларов. Дешевле только кеды.

При этом нужно понимать, что тиражные вещи будут радовать глаз, но для инвестиционных целей они не подходят. В отличие от живописи или малотиражной большой скульптуры. Хороший пример — та же двухметровая Кики, которую в 2011 году продали на Christie’s за $1,3 млн. Очень похожую скульптуру в 2008 году купили на другом аукционе в два раза дешевле. То есть теоретически кто-то заработал примерно $700 000 за три года.

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» пройдет в Музее современного искусства «Гараж» с 29 сентября 2017 года по 4 февраля 2018 года. В экспозицию вошли произведения, созданные художником с начала 1990-х годов. Судя по фотографиям с монтажа выставки, зрелище готовится масштабное и впечатляющее — с исполинским скульптурами, со специальной сценографией. Предварительно известно, что в «Гараже» будет показано более 80 работ художника — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио), вещи из мастерской Мураками, манги из Мемориального музея мира (Хиросима) и работы из частных коллекций. Про каталог я уже говорил: это будет первое большое издание, посвященное Мураками, на русском языке. Кроме того, экспозиция будет дополнена японской гравюрой и живописью из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина.

В общем, потихоньку собирайтесь. Но повнимательнее там: под ноги смотреть, руками поменьше махать и селфи делать осторожно. Не смотрите, что из пластика: стóит всё, как мы видим, на уровне сокровищ Оружейной палаты.

Редакция ARTinvestment.RU

Источники: garagemca.org, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI:
Рейтинги AI: Ныне живущие художники: топ продаж;
Художник Такаси Мураками предлагает выпить красиво;
Такаси Мураками снимает кино.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

artinvestment.ru

«Будет ласковый дождь» Такаси Мураками и еще 3 большие выставки японского искусства

В сентябре в Москве почти синхронно открылись сразу три суперпроекта с участием больших японских художников и кураторов — 7-я Московская биеннале и персональные выставки Такаси Мураками и Кеичи Танаами; на подходе — Хаяо Миядзаки. «Афиша» выяснила у директоров музеев и галерей, что все это значит.

Выставки современного японского искусства в Москву привозили и раньше — и в галерею «Триумф», и к Гари Татинцяну, и в «Гараж», который открывала «Теория бесконечности» Яей Кусамы. Но все это были экспозиции намного меньшего масштаба: до осени-2017 здесь никогда не проходили сразу три больших проекта одновременно, панорамирующие азиатское искусство в целом.

В чем особенности этого искусства? По мнению Юко Хасэгавы, куратора 7-й Московской биеннале, у азиатских художников есть четкое ощущение времени — именно поэтому в Азии куда больше известных фотографов и режиссеров, чем, скажем, скульпторов или живописцев. Кроме того, японское представление об эстетике очень горизонтально. Искусство Западной Европы довольно строго делится на «высокое» (обитающее в музеях) и «низкое» (условно говоря, прикладное): предельно упрощая, картина — чтобы на нее смотреть, а стул — чтобы на нем сидеть. Не то в Азии: и картина и стул могут оказаться равнозначными художественными объектами, а музеи в европейском понимании там появились сравнительно недавно — в прошлом веке.

При этом мировое искусство для японских художников неотделимо от собственно европейского, и это очень хорошо иллюстрирует недавняя выставка Ясумасы Моримуры в Пушкинском музее. Японский Мамышев-Монро, он не только переодевается в звезд мировой поп-культуры, но и примеряет на себя образы важных европейских художников — пытаясь таким образом стать частью западного искусствоведческого канона. Это очень глубокое наблюдение над европоцентричностью современного мира: по сути, европейцы навязывают всем свою историю искусства и то, как вообще должен выглядеть арт-объект, — и главные кураторы мира последние двадцать лет пытаются придумать новые форматы для описания другой, не похожей на западную, эстетики.

Что до собственно японского искусства, то его невозможно понять без учета нескольких ключевых моментов — того, что Такаси Мураками называет «кавай» и «катастрофа». Трагические события прошлого века стали частью самоощущения нации и находят отражение во всех работах современных художников, парадоксальным образом накладываясь на легкий и забавный «кавай». Впрочем, в Японии сильно влияние не столько локальной поп-культуры — пусть и довольно мощной, — сколько поглотившего ее американского поп-арта: строго говоря, японское искусство сейчас представляет собой смесь из традиционного наследия, современной массовой культуры и как раз поп-арта.

Анна Савицкая

Основатель и редактор журнала Artdependence Magazine

«Японское искусство сейчас очень актуально не только в России, но и во всем мире. Интерес к нему подстегивают выставки в крупных институциях («Hokusai: Beyond the Great Wave» в Британском музее), тур по американским музеям «Infinity Room» Яей Кусамы, будущая выставка в Музее Ван Гога в Амстердаме о влиянии японской культуры на художника. Большую роль играет и предложение работ японских авторов на аукционах. В последнее время появилось много публикаций на тему колоссального влияния Японии на творчество художников импрессионистов и постимпрессионистов, что также вызывает повышенный интерес к данной культуре. Конечно, лучшее время для покупки любого искусства — это момент затишья, когда спрос и востребованность определенного направления, периода или автора либо начинает спадать, либо сохраняется на низком уровне, но как раз сейчас Япония снова входит в моду».

7-я Московская международная биеннале современного искусства

© CoAIxistence / Justine Emard adagp

Называть биеннале исключительно японским проектом, конечно, было бы неправильно. Куратор порой намного более встроен в глобальный мир, чем художник, который готовит для международного рынка продукт, отсылающий к традиционной культуре. В биеннале участвуют совсем немного японских художников — из полусотни действующих лиц их всего 6, — тогда как русских, к примеру, 10. Однако неверно было бы ожидать, что проект Хасэгавы будет существовать вне японской искусствоведческой оптики: она очевидна — размытие границ между дизайном и высоким искусством (среди художников — дизайнеры Хуссейн Чалаян и Вики Сомерс), наличие современной поп-культуры (вплоть до скульптуры дуэта «Авроры, Зандер», изображающей уборщицу Airbnb) и глубокая любовь к традиции. На противопоставлении «старой» и «новой» культуры, собственно, и построен весь проект — хотя метафора «лесов» и «облаков» (мир милениалов с тотальным влиянием интернета и поп-культуры) оказывается довольно сложной, чтобы неподготовленный зритель мог с ходу ее считать.

Из проектов собственно японских участников можно отметить тихие и маленькие фейерверки Саяки Симады, танец с роботом японской звезды Мираи Мориямы и причудливые работы молодого художника Кодзи Наказоно, который прославился своей дипломной выставкой на всю страну, а потом вдруг пропал в океане: кажущиеся европейцам примитивными и плоскими, они содержат в себе абстрактные образы, фантастические пейзажи, отсылки к современным технологиям и рождают, по словам куратора, практически религиозное чувство.

Юлия Музыкантская

Президент Московской биеннале

«Выбор Юко Хасэгавы был не политическим жестом, а скорее результатом отбора претендентов. Осенью Экспертный совет выбрал 20 человек, каждый из которых мог бы способствовать развитию проекта. По итогам предварительных переговоров пятеро выразили готовность сделать Основной проект биеннале за год — и из них почти единогласно выбрали Юко Хасэгаву: все члены Экспертного совета были знакомы либо с ней, либо с ее работами.

Биеннале — международный проект, и искать здесь региональную специфику было бы неправильно. А обилие поп-проектов связано с одной из задач, поставленной куратору. Мы хотели, чтобы Московская биеннале заинтересовала профессиональную аудиторию. В Основном проекте этого года коллег не могут не привлечь новые работы Элиассона и Барни, созданные специально для Москвы. Вместе с этим мы с самого начала стремились, чтобы на биеннале пришли и простые зрители. Мы обсуждали это с куратором, и Юко Хасэгава согласилась. Вероятно, сочетание этих стратегий — ориентации одновременно на искушенную аудиторию и на массового потребителя — творческий метод госпожи Хасэгавы, которая стремится сделать этот проект интересным для всех. Совпадение же трех японских проектов во времени и пространстве нельзя объяснить ни чем иным, кроме улыбки Бога».

Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

© Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co

Главная выставка музея «Гараж» и, возможно, ключевая московская выставка этого года продолжает эстафету японского искусства — с живописью, графикой и полнометражными фильмами самого известного художника страны. Мураками-популяризатор установил для европейцев основные оси координат, по которым можно определять и анализировать национальное искусство Японии. Внимание к традициям, отсутствие типичной для европейцев границы между «высоким», музейным, и «прикладным», переживание травматического XX века, влияние массовой культуры и манги — вот точки отсчета для каждого его произведения. Выставка в своем дидактизме даже напоминает школьный учебник: каждый аспект творчества Мураками вынесен в отдельную главу, а отдельный ее раздел посвящен кураторскому проекту Мураками «Малыш» (2005) — о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, — который показывает, какими могут быть другие — принципиально неевропейские — искусство и культура.

Екатерина Иноземцева

Куратор проекта

«Ситуация с современным искусством в Японии чем-то напоминает отечественные реалии: да, в Японии лучше ситуация с рынком и галереями, но еще с 80-х японские покупатели склонны приобретать прежде всего западный модернизм, а правительство называет современным искусством не то, что можно увидеть на мировых биеннале. Однако в отличие от России, у которой нет ясной художественной традиции, японская традиция понятна и хорошо артикулирована. С одной стороны, есть адаптированная китайская традиция, есть работы буддистских монахов — им соответствуют свои музеи, которые логично устроены и хорошо посещаются. Наследие всех этих эстетик Мураками интерпретирует и дополняет образами современной культуры Японии, за что вызывает бурное порицание, но сам в свою очередь сердится на молодых художников за их неспособность мыслить самостоятельно».

Антон Белов

Директор музея «Гараж»

«Никто лучше Мураками не интегрирует японскую традицию в международный контекст. На протяжении всей его карьеры у художника была репутация бунтаря и нарушителя неписаных законов, который покрал национальное, превратил его в ширпотреб и продал на Запад. Вместе с тем Мураками переживает за непропорциональное развитие японского искусства и пропагандирует его всеми возможными средствами. У него есть галерея, которая поддерживает молодых художников, и еще одна, которая занимается керамистами и аниме.

Что касается совпадения выставок в пространстве и во времени, здесь наша культура реагирует на объективные сдвиги политической ситуации в отношении Курильских островов. Кроме того, Япония активно включается в соревнование с Китаем за отношения с Россией и активно внедряет свою экономику и культуру в нашу действительность».

Keичи Танаами «Страна зеркал»

© Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

И Мураками, и Танаами — современные японские художники, одинаково успешные и известные на Западе, в работах которых образность поп-культуры, традиционные символы и трагическое прошлое складываются в одновременно постэкспрессионистский и сюрреалистический китч. Оттого их так интересно смотреть в комплексе и сравнивать друг с другом. Произведения Мураками и Танаами очень похожи, но в корне различны — и разница заключается прежде всего в сюжетах поп-культуры, которые они оба перерабатывают. Для Мураками это манга — можно сказать, что он адаптирует японскую культуру для европейцев в той форме, которая будет им понятна: с плоскими грибами, как после Хиросимы, игрой с традиционными картинами, в плоскости которых вдруг появляются маленькие фантастические персонажи. Для Танаами намного большее значение имеет поле американской поп-культуры, которую он препарирует на собственный вкус, смешивая с японской: в результате на зрителя обрушивается огромная трэш-волна популярных образов, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — в отличие от стерильного в своей чистоте и безупречного в своей форме Мураками.

Ольга Бакеева

Директор Галереи Гари Татинцяна

«Я думаю, что в тройном совпадении выставок виноваты определенные циклы внимания рынка — как, например, в 2000-е это было с китайским искусством. Сегодня японское искусство доходит до мирового уровня и нельзя игнорировать интерес в США: на последних ярмарках — и прежде всего Art Basel — было много японских художников, а на Венецианской биеннале 2015 года открывались целые павильоны с японским искусством (Тихару Сиота) и восточными минималистами вроде Ли У Хвана — корейского художника, лидера движения Mono-Ha. Японское искусство интересно, в первую очередь, тем, как в нем исторически сочетались западное влияние и восточные традиции, — в том числе в работах Танаами. Что интересно, это влияние созревшее: все современные звезды стартовали в 60-е — время, когда не было интернета, благодаря которому сегодня можно совершить апроприацию культуры намного быстрее. А тогда художники отправлялись в Америку, чтобы лично встретиться с титанами поп-арта».

Как стало известно совсем недавно, галерея «На Солянке» тоже примет участие в японском марафоне — и в декабре представит проект «Выставка «4+1. От Хаяо Миядзаки до современных японских художников», где мультфильмы знаменитого художника-мультипликатора Хаяо Миядзаки будут соседствовать с работами современных японских художников. Все пространство галереи поделят на зоны, символизирующие воду, воздух, землю, огонь и главный элемент японской философии — пустоту. Миядзаки будет отвечать за все пять элементов, а молодые и «дерзкие», по словам куратора, японские художники помогут рассказать о теме пустоты — в основном своими видео, а также двумя скульптурными и одной кинетической работами. Кураторов у выставки трое, и все так или иначе связаны с анимацией: Шари Санто, Йохан Райпма и Катя Умнова.

Маргарита Осепян

Куратор государственной галереи «На Солянке»

«Этот проект мы начали готовить два года назад — и о планах «Гаража» тогда, конечно же, не знали. Фокус наших зимних выставок традиционно направлен на анимацию, а Миядзаки — ключевая фигура для анимации в мире, и, конечно же, мы давно хотели сделать именно его выставку. А молодые авторы помогают правильно задать контекст — показать, что происходит в японском мультимедийном искусстве, где многие художники используют техники мультипликации.

Японские художники — одни из самых передовых в мире. Поэтому следующим своим проектом мы продолжим разговор об этой теме: в сентябре 2018 года мы расскажем о ранних японских перформативных практиках 50-х, что особенно интересно, учитывая тот момент, что перформанс в Европе стал расцветать несколько позже.

Причины совпадения японских выставок во времени и пространстве могу объяснить только общей динамикой в поле искусства, когда какая-то тема становится интересна многим: Европу и Америку сейчас больше занимает исламское — из Ливана, Ирана, Бахрейна — и африканское искусство. А России традиционно интересно искусство Японии, с которой у нашей страны всегда были дружелюбные отношения (это некоторое преувеличение: Россия воевала с Японией в 1904–1905 годах и во время Второй мировой. — Прим. ред.)».

Федор Павлов-Андреевич

Директор государственной галереи «На Солянке»

«Солянкинские зимние выставки всегда перетекают из года в год, и эта, начавшись в декабре, закроется только пару месяцев спустя — а значит, всем своим весом придется на 2018-й, который, если я правильно понимаю, Год Японии в этой стране. А вообще я начал об этом говорить с Миядзаки еще в 2014-м — просто в Японии в почете формальности и неторопливость.

Что же до теории сговора, то надо иметь в виду, что в конце шестидесятых, когда весь мир охватила волна студенческих революций, не было ведь никакого интернета и фейсбука — и как-то вот так они все, одна за одной и даже одновременно, происходили — и в Париже, и в Мехико, и в Сан-Паулу, везде. А в начале 1970-х художники-перформансисты во всем мире, от Нью-Йорка до Любляны, как по команде принялись себя калечить — резать, душить, жечь, в себя стрелять и все такое. Тоже ведь никто не мог им это велеть! Так и мы, не сговариваясь, получили небесную телеграмму — и каждый сделал по японской выставке».

Новости, анонсы, релизы и личные мнения наших редакторов на все это — в телеграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

В Москве «Будет ласковый дождь»: Мураками в «Гараже», 1917-й в Третьяковке и другие выставки. Фото | ForbesLife

«Будет ласковый дождь», Такаси Мураками, «Гараж»

Представлять свою первую ретроспективу в «Гараже» Такаси Мураками приехал лично — с поседевшей бородой и в плющевой шапке с ушками — художник позировал перед телекамерами на фоне гигантского золотого пламени и золотой мультяшной героини. Создательница музея, Дарья Жукова представляла Мураками журналистам, но от интервью отказывалась. «Будет ласковый дождь» — название мультфильма, снятого на киностудии «Узбекфильм» в 1984 году по сюжету постапокалиптического рассказа Рэя Бреберри — выбрано кураторами с большим смыслом. «Гараж» изучает Мураками предельно дотошно, возможно впервые в жизни художника. Идут исследования ДНК его творчества от старинных японских гравюр, «Волны» Хокусая, документальных кадров бомбардировки Хиросимы до масс-культуры Японии, анимэ и манги и даже устройства студии-фабрики Мураками, где он обещает наладить непрерывное производство все время работы выставки. Вывод при первом просмотре напрашивается простой: за каждой кукольной гримасой — трагедия, в каждом глазу — слеза, у каждой розовой игрушки свой ванитас, по-муракамовски — тайм бокан.

Следующий слайд

Некто 1917, Новая Третьяковка

Где ты был 19 августа 1991 года? Любили спрашивать еще совсем недавно. Третьяковская галерея спросила художников: а где ты был и что делал в 1917 году? Ответы (их 147, 117 живописных, 27 графических, 3 скульптурных) нашлись удивительные. Например, Константин Сомов раскрашивал свою «Книгу маркизы», Борис Григорьев рисовал кабацкие гуляния и городских шлюх, Михаил Нестеров славил народ-богоносец, Марк Шагал летал с Беллой над Витебском. И только Аркадий Рылов видел кроваво-красный закат. Революции в 1917 году не писал никто. Первые попытки зафиксировать, осмыслить историю произошли не раньше 1919-1921 годов. В экспозиции несколько разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Выставку готовили три года. Работы предоставили 34 собрания, многое прислал Русский музей, Tate — Малевича, а Центр Помпиду — Шагала.

Следующий слайд

Ретроспектива Константина Бранкузи и Анри Картье-Брессона, Мультимедиа арт музей

В Россию впервые привезли выставку Константина Бранкузи, крупнейшего скульптора XXвека. Ровесник и друг Эрика Сати, Марселя Дюшана, Фернана Леже, Ман Рэя и Модильяни, Бранкузи был авангардистом в искусстве и простым румынским крестьянином в быту. В музее на Остоженке — фотографии авторства Бранкузи, фильмы, рисунки. Мастерская скульптора, Мастерская Константина Бранкузи, которую он завещал Франции, при условии, что Национальный музей современного искусства в Париже, Центр Помпиду сохранит её в первозданном виде, говоря современным языком, являлась мультимедийным пространством.

Музей вновь показывает работы легендарного французского фоторепортера, основателя агентства Magnum, «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946». Выставка показывает самый ранний период Брессона-фотографа, когда он только начинал снимать. Книга и выставка, подготовленная Фондом Анри Картье-Брессона — своего рода дневник в фотографиях. В этом дневнике нашли своё отражение самые разные, но одинаково важные с точки зрения художника события: путешествия с друзьями по Европе, прогулки по Парижу, гражданская война в Испании, коронация Георга VI, суды над военными преступниками, возвращение французских солдат и военнопленных.

Следующий слайд

Александр Лабас «Октябрь», ИРРИ

Третьяковская галерея, Русский музей, Пушкинский музей, Фонд Лабаса и ИРРИ (музей, созданный Алексеем Ананьевым) совместными усилиями составили экспозицию графики и живописи Александра Лабаса, ровесника века, 17-летнего свидетеля революции. «Я старался постоянно быть на улице, меня захватил этот ритм, стрельба, толпы солдат, грузовики с красноармейцами. Это время я удивительно чувствую и всегда эти образы меня преследуют», – вспоминал художник. Образы революции, правда, появились в его работах позже, в 1920-х, 1930-х и даже 1960-х годах.

Следующий слайд

Марчелло Ло Джудиче «Эдем. Далекие планеты», Фонд культуры «Екатерина»

Минималистические, абстрактные, часто монохромные полотна итальянца Марчелло Ло Джудиче привлекают силой цвета и выраженной фактурой. Краски на полотнах лежат как складки лавы, бугры напоминают лунные кратеры, в светотенях холста просматриваются образы гор, берегов рек и озёр, пустыни и вулканы В юности художник изучал геологию, поэтому образы так близки картографии. Марчелло Ло Джудиче активно сотрудничает с Фондом принца Альберта по защите окружающей среды. «Мы рады представлять в наших выставочных залах не просто хорошего художника, который нам нравится своей манерой, но и альтруиста, который поддерживает работу фонда на Сицилии, Сардинии и Корсике», — сказал на открытии основатель и глава фонда «Екатерина» Владимир Семенихин.

Следующий слайд

Recycle Group, Template of Life, «Винзавод»

На «Винзаводе» в рамках юбилейного цикла «Прощание с веной молодостью» в честь десятилетия Центра, где молодые художники доказывают, что они уже вполне зрелые мастера, Recycle Group показывает свою собственную цифровую реальность. Наигравшись на Венецианской биеннале этого года и на выставке в Пушкинском музее с реальностью существующей, художники создают свое пространство. Выглядит как гигантская самолетная кишка из пластика, но смыслов очень много.

Следующий слайд

Даниэль Аршам, павильон «Карелия» на ВДНХ

Специально для своей мосоквской выставки в рамках параллельной программы 7-ой Московской международной биеннале современного искусства американский художник Даниэль Аршам создал девять новых работ. Все они выполненны исключительно в белом цвете, с учетом особенностей и масштаба пространства выставочного павильона.

Следующий слайд

«Оргия вещей», Мастерские Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Выставка в рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. 19 авторов, среди которых художник года по версии Cosmoscow Иван Горшков и кураторы выставки исследуют консьюмеризм: «после Дюшана любая вещь может быть рассмотрена в современной системе искусства. Выставки превращаются в собрания вещей и порой напоминают супермаркеты. Попадая в экспозицию, вещь наделяется культурной ценностью, но теряет свою «вещественность. Мы предлагаем не просто «вернуться к вещам», а освободить их от предустановленных отношений с людьми и другими вещами и сделать это освобождение, этот праздник вещей, видимым».

Следующий слайд

Аукцион Vladey, «Все по сто»

С 30 сентября открыта предаукционная выставка «Все по 100», где покажут 81 лот торгов, которые пройдут 10 октября. «Все по 100» — формат, придуманный галеристом и аукционистом Владимиром Овчаренко, где у всех лотов одна стартовая цена — €100. Среди художников-участников Андрей Кузькин (это его работы Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow подарил Третьяковской галерее), Семен Файбисович, Владислав Мамышев-Манро, Вадим Сидур.

Следующий слайд

www.forbes.ru

В "Гараже" пройдет первая в России выставка Такаси Мураками — Российская газета

Во Франции Мураками заселил грибами-мутантами, роботами и яркими глазастыми куколками, словно сбежавшими из японских мультиков, Версаль - где все эти существа успешно боролись за внимание зрителей со старинными люстрами. В миланское Палаццо Реале он ввел буддистских архатов, просветленных. А в музеях Чикаго, Ванкувере и Форт-Уэрте представил проект "Осьминог пожирает собственную ногу".

В Москве 80 живописных и графических работ Такаси Мураками, его фильмы и анимация из Музеев современного искусства в Токио и Канадзаве будут представлены рядом с традиционной японской гравюрой и живописью из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. От утонченных красавиц с листов Китагавы Утамаро до глазастых девочек, перекочевавших из анимэ в искусство Такаси Мураками, - пропасть. Собственно, Такаси Мураками, который в Токийском национальном университете искусств и музыки изучал живопись "нихонга", и интересует этот разрыв между традиционной культурой - и массовой, восточной - и западной, между искусством до катастрофы ядерного удара - и постапокалипсисом.

Название выставки "Будет ласковый дождь" - первая строка стихотворения 1920 года англичанки Сары Тисдейл. Созданное после газовых атак и бойни Первой мировой, оно пригодилось Рэю Брэдбери после Хиросимы и Нагасаки: он пишет "Марсианские хроники". Строка, отсылающая к картине весны, - без человечества, милого и доброго внутри, но уничтожившего само себя, - становится названием рассказа о домашнем роботе, хозяева которого после ядерного удара превратились в пепел.

Вопрос, как жить после катастрофы, - краеугольный для любой антиутопии, и Такаси Мураками не столько прячет его вглубь (где глубина у картинки комикса, лишенной перспективы, отдельная проблема) или вытесняет, сколько тематизирует сам процесс "вытеснения". Так, одна из пяти "глав" выставки в "Гараже" - "Малыш" и "Толстяк", кодовые слова, которыми американские военные называли ядерные бомбы, сброшенные на Японию. И так же называются проекты Такаси Мураками, показанные в 2005 году в Нью-Йорке. Расцвет культуры анимэ и манги предстает у художника как "защитная" реакция на шок. Антиутопия хороша для благополучного мира, а там, где реализован сценарий антиутопии, этот жанр уже не востребован. Нужнее оказываются сказки, мультики, комиксы. "Только детские книги читать, только детские думы лелеять..."

Мураками пытается поглотить "Гараж": работы встречают зрителей уже на фасаде 
и в атриуме

Отсюда - характерная трансформация типичного набора высокой культуры, будь то традиционное искусство или буддистские образы, в "детский" антураж яркого, умилительного мира, едва отличимого от китча.

Комбинации черепов с цветочками - не то чтоб великое открытие: весь старый добрый европейский натюрморт на этом построен; memento mori. В том, чтобы ввести комикс за ручку на территорию современного искусства, вроде бы тоже нет новизны - в американском поп-арте эта комбинация уже отработана. Изящно сплавить искусство с модным брендом (к взаимной выгоде!), будь то бренды Иссея Мияке или Луи Витона, конечно, мастерство, но со времен, как минимум, Эльзы Скиапарелли это уже даже не тренд - традиция. Искусство японца Такаси Мураками вроде бы все на поверхности: только вместо комикса он опирается на традицию анимэ и манги. Его memento mori укрыто в мультяшном орнаменте, и его фабрика "Хиропон" переплюнула Фабрику Уорхола.

Свою "поверхность" Такаси Мураками готов подчеркнуть, придумав концепцию "суперплоского" искусства. Он вроде весь на поверхности - буквально. Но пробиться за несколько слоев "суперплоскостей" непросто. Выставка в "Гараже", который Такаси Мураками, кажется, готов поглотить (его работы встречают зрителей уже на фасаде, в атриуме, поджидают, говорят, даже в туалете), дает шанс заглянуть на "фабрику Мураками". На выставке воспроизводится Студия - "Сутадзио", которая стала реальным филиалом студии художника. Там традиционный для Японии культ мастера и добросовестного труда поддержан культом суперорганизации и новых технологий. Этот сплав, оттененный орнаментом подростковой субкультуры косплея (пространство магазинчика для любителей таких маскарадов тоже воспроизводится на выставке), художник, похоже, готов предложить в качестве варианта культурной идентичности японцев. Оптимистичный сценарий в эпоху пессимизма.

Музей современного искусства "Гараж", 29 сентября - 4 февраля

rg.ru

Такаси Мураками "Будет ласковый дождь"

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка знаменитого японского художника Такаси Мураками.
Выставка называется «Under the radiation falls», но почему-то в русской версии название звучит как «Будет ласковый дождь», хотя прямое английское название куда как лучше характеризует общую тему проекта. По моему мнению, это как раз тот случай, когда сильно перемудрили.
"Выставка состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов."

На выставку меня позвала моя 9-ти летняя дочка, увидев в новостях анонс, сказала: "Что нам туда срочно надо!" Это ж счастье для родителей, когда ребенок сам хочет культурно-просветиться, пусть даже современным искусством, поэтому в субботу мы первым делом отправились в "Гараж" :о) Билеты на выставку можно купить заранее через интернет, либо непосредственно в касее. Мы решили не заморачиваться с электронными билетами и, несмотря на то, что на входе нас ждала очередь сначала в кассу, потом на вход в выставочный зал, мы нигде надолго не застряли, поток любителей современного искусства двигается довольно шустро. В зале может находиться ограниченное количество человек, поэтому все экспонаты выставки можно рассмотреть в спокойной обстановке без чрезмерного ажиотажа.

Фотографии из серии "Найдиребенканафото". Компоновку кадров дочка придумала сама, мне осталось лишь нажать на кнопку "Шедевр".

Выставка понравилась, а мне как любителю цвета, так вообще, хотя тема очень серьезная. Образы, связанные с ядерным взрывом, несмотря на свою красочность и в какой-то степени мультяшность, угнетают...но очень впечатляют!

-----

Эка данпи ("Ампутация руки Эки").

Мое сердце разрывается от любви к своему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015 г.

-----

Лев всматривается в бездну смерти. 2015 год.

-----

Игрушки, созданные Такаси Мураками.

Такая вот неоднозначная выставка, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...и составить свое мнение.

www.livemaster.ru

Выставка «Будет ласковый дождь»

С 29 сентября в Музее современного искусства «Гараж» пройдет выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» — первый масштабный проект суперзвезды японского искусства в России, охватывающий несколько периодов творчества художника — с начала 1990-х годов до наших дней.

Выставка «Будет ласковый дождь»

Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, в своем творчестве переосмысляющего и объединяющего традиции Востока и Запада.

Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками.

Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Всего на выставке в Музее «Гараж» будет представлено более 80 работ художника. Живопись, графика, полнометражные фильмы и анимация Мураками из государственных и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также манга, аниме и различные артефакты из студии Мураками.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://garagemca.org/ru/exhibition/takashi-murakami

Поделиться ссылкой

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Будет ласковый дождь»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Будет ласковый дождь».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

kudamoscow.ru


Смотрите также