Тушение пожаров в гаражах


Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках — Студопедия

При пожаре возможны:

наличие в гаражах автомобилей, заправленных бензином (сжиженным газом), в троллейбусных и трамвайных парках - электросетей под высоким напряжением;

беспорядочная и плотная парковка транспортных средств на территории гаражей, парков и на подъездных путях особенно в ночное время суток;

наличие большого количества горюче-смазочных материалов;

быстрое задымление и распространение горения в многоэтажных зданиях гаражей;

потеря несущей способности и обрушение строительных конструкций из-за воздействия на них опасных факторов пожара;

выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;

горение покрытий большой площади с горючими элементами.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

установить количество, местонахождение и степень угрозы людям, пути эвакуации и способы спасения;

выяснить число единиц подвижного состава, находящихся под угрозой, их состояние, исправность, возможность защиты или эвакуации;

установить места складирования горюче-смазочных материалов, баллонов с газом;

организовать через энергослужбу объекта отключение электроэнергии;

использовать средства громкоговорящей и диспетчерской связи для согласованности действий подразделений пожарной охраны с персоналом гаража;

организовать перекрытие движения на проезжей части в местах эвакуации техники;

подавать стволы одновременно с тушением здания на защиту расположенных рядом транспортных средств, конструкций здания, бензобаков, баллонов со сжиженными газами, производить при необходимости эвакуацию и подачу средств тушения пеной;


прокладывать магистральные и рабочие рукавные линии в трамвайных депо вдоль путей или под рельсами, так чтобы не повредить их при эвакуации подвижного состава;

начинать подачу огнетушащих средств в трамвайном или троллейбусном парке необходимо только после снятия напряжения с электролиний;

организовать эвакуацию транспортных средств из помещений при помощи водителей, обслуживающего персонала используя тягачи, тракторы или своим ходом;

устраивать обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ;

исключить попадание топлива в канализацию, если же попадание произошло - подавать воздушно-механическую пену через открытые люки колодцев;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


В подземных гаражах:

выяснить возможность и место нахождения людей у дежурного, а также планировку и количество уровней гаража;

принять меры по созданию оперативного штаба;

производить тушение во всех возможных направлениях, одновременно не менее двух звеньев ГДЗС, при этом на посту безопасности выставлять одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;

организовать связь, для управления силами тушения, используя проводные и ультракоротковолновые средства связи;

задействовать стационарные установки пожаротушения, дымоудаления и вентиляции, а при их отсутствии автомобили дымоудаления;

проводить интенсивное охлаждение водяными стволами с большим расходом несущих конструкций, особенно перекрытий и колонн;

начинать тушение с верхнего горящего этажа и по мере ликвидации горения продвигаться в нижерасположенные этажи;

одновременно с тушением организовать эвакуацию автотранспорта;

соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

studopedia.ru

Особенности тушения пожаров в гаражах, трамвайных и троллейбусных парках


⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 20Следующая ⇒

Подготовительные мероприятия

Для успешного тушения пожаров в гаражах и парках необходимо проводить подготовительные мероприятия по линии администрации объектов и по линии противопожарной службы.

Рассмотрим основные, мероприятия по линии администрации:

  • разработка схем (планов) расстановки транспортных средств и строгое ежедневное соблюдение;
  • оборудование помещений гаражей средствами для эвакуации автомобилей (троса), ключи зажигания на вахте и т.п., установление дежурства водительского состава в крупных хозяйствах;
  • при наличии в автогаражах машин с блокированными тормозными системами предусмотреть при дежурном персонале мощную технику для их эвакуации;
  • обеспечение зданий и помещений первичными средствами пожаротушения, оборудования внутренних пожарных кранов, поддержание в исправном состоянии систем автоматического обнаружения и тушения пожаров;
  • поддержание в работоспособном состоянии наружное противопожарное водоснабжение;
  • обучение работников объекта действиям при возникновении пожара.

Основные мероприятия, проводимые противопожарной службой:

  • установление автоматического номера вызова на здания с наличием сгораемых покрытий большой площади, а также на здания из легких металлических конструкций с большим скоплением материальных ценностей;
  • разработка оперативных планов и карточек;
  • проведение оперативно-тактического изучения объекта с решением ПТЗ;
  • периодическое проведение пожарно-тактических учений с отработкой вопросов взаимодействия с администрацией объекта при эвакуации техники и тушении пожаров;
  • контроль за осуществлением администрацией объекта мероприятий, направленных на предупреждения и успешное тушение пожаров.

Действия подразделений службы при тушении пожаров.

Меры безопасности

Первая задача, которую приходится решать руководителю тушения пожара при прибытии: обеспечение сохранности (эвакуации) подвижного состава и других материальных ценностей.

При разведке пожара РТП устанавливает:

  • вид пожара, его размеры, направление распространения;
  • угрозу распространения пожара на транспортные средства и количество техники, которую необходимо эвакуировать; очередность зашиты или эвакуации, состояние техники;
  • конструктивные особенности покрытия, возможность его обрушения и меры, которые необходимо принять для защиты от обрушения.

Ряд решений опытный РТП, как правило, принимает по внешним признакам при прибытии:

  • вызов при необходимости дополнительных сил и средств;
  • предварительное развертывание сил и средств;
  • эвакуация людей, автотехники и материальных ценностей, которым создалась непосредственная угроза.

По результатам разведки в зависимости от сложившейся обстановки РТП принимает решение на действия по тушению пожара и эвакуацию подвижного состава, или только тушение пожаров, или только эвакуации техники и др. материальных ценностей:

  • при горении машин (автомобилей, трамваев и троллейбусов) внутри помещения на тушение целесообразно подавать воздушно-механическую пену или распыленную воду. При горении отдельного автомобиля разлитого под ним топлива, необходимо в первую очередь ликвидировать горение разлитого топлива, используя также воздушно-механическую пену и распыленную воду. Затем удалить автомобиль о места, ликвидировать открытое горение и, обеспечивая защиту бензобака, принять меры к защите от огня соседних машин. Если создается угроза перехода огня на сгораемое покрытие, то стволами «А» и лафетными обеспечивается его зашита и предотвращение деформации металлических конструкций
  • при горении сгораемого покрытия его тушение и защита металлических конструкций осуществляется стволами «А» и лафетными. На высоту (верх покрытия) подаются стволы «Б». Распространение огня ограничивается путем разборки
  • при развившемся горении (одновременное горение подвижного состава и покрытия) во внутрь здания подаются стволы «А» со свернутыми спрысками и лафетные на ликвидацию основного очага горения покрытия и защиту его несущих конструкций. На покрытие подаются стволы «А» и «Б», производится разборка конструкций на путях распространения горения
  • в случаях распространения горения в канализацию снимаются крышки люков, решетки полов и в колоды подается воздушно-механическая пена. Для предотвращения попадания горящего топлива в канализацию создается обваловка на путях ее растекания или около люков колодцев.

РТП во всех случаях одновременно организует эвакуацию подвижного состава (автомобилей, трамваев и троллейбусов) и в первую очередь из помещений под горящими участками покрытия. В зависимости от места расположения горящего подвижного состава эвакуация должна осуществляться в следующем порядке: при горении машин, расположенных в глубине помещения, сначала эвакуируются не горящие, а затем горящие, при наличии сгораемых покрытий во всех эвакуируются горящие машины.

Эвакуация может осуществляться своим ходом, буксировкой автомобилями, троллейбусами и вручную. Очередность эвакуации определяет РТП совместно с администрацией.

Для обеспечения эвакуации подвижного состава необходимо использовать в первую очередь местные силы и средства, а при их отсутствии или недостатке - личный состав и технику пожарных подразделений. Для эвакуации машин своим кодом привлекаются дежурные водители, ремонтные рабочие и свободные шофера пожарных машин. Для буксировки можно использовать тросы и выкидные рукава,

Эвакуационный подвижной состав размешается на свободных площадках, где нет угрозы загорания и помех основным действиям. Горящие машины удаляются под защитой распыленными струями. Их дотушивание осуществляется на отдельной площадке. На путях эвакуации не горящих машин подаются стволы, с целью их защиты, при невозможности эвакуировать, обеспечить защиту машин воздушно-механической пеной.

Во всех случаях рукавные линии прокладываются так, чтобы не мешать эвакуации.

При тушении пожара в трамвайном или троллейбусном парке до введения в действие стволов электролинии должны обесточиваться. При необходимости срочной подачи первого ствола до момента обесточивания линии, как исключение; можно подать воздушно-механическую пену.

Тушение пожара при стоянке автомобилей под сгораемыми навесами производится стволами «А» и лафетными с одновременной эвакуацией не горящих автомобилей. Тушение отдельного автомобиля, стоящего на открытой площадке, осуществляется воздушно-механической пеной и распыленной водой. При этом нельзя допускать распространения горения в кабину, кузов и бензобак.

Если огнем охвачен весь автомобиль, то в первую очередь ликвидируется пламенное горение в месте бензобака,

Тушить горящий трамвай (троллейбус) можно только после отключения токоприемника (бугеля) от проводов путем подачи пены и распыленной воды. При горении электромоторов тушить СО2 или ВМП.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Тушение пожаров на транспортных предприятиях.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 21Следующая ⇒

Железнодорожный транспорт.

1. Оперативно тактическая характеристика.Здания железнодорожных депо одноэтажные, II, III степени огнестойкости предназначены для обслуживания, содержания и ремонта подвижного состава. Современные депо строят прямоугольными в плане с возвышающейся центральной частью.

Вагонное депо служит для ремонта грузовых и пассажирских вагонов. В нем размещают вагоносборочное, механическое, малярное и другие отделения.

Распространение пожара.

Пожарная опасность депо определяется наличием большого числа подвижного состава, горючей конструкции и отделки вагонов, а также горючих и металлических несущих строительных конструкций: колонн, покрытий и т.д. Кроме того, к таким зданиям трудно подъезжать из-за большого числа рельсовых путей, отсутствия вблизи них пожарных гидрантов, а также из-за необходимости прокладывать рукавные линии по путям, что неизбежно осложняет движение.

Тушение пожаров.

При возникновении пожара внутри депо разведкой устанавливают степень угрозы подвижному составу и несущим строительным конструкциям.

Главная задача пожарных при пожаре в депо: быстрое введение стволов в очаг горения, защита негорящих вагонов и строительных конструкций, оказание обслуживающему персоналу помощи по эвакуации подвижного состава из депо. Кроме того, пожарные прокладывают от водоисточников резервные рукавные линии, при пересечении железных дорог рукавные линии прокладывают под рельсами.

Ствольщики занимают свои позиции, используя крыши вагонов. При горении внутри вагонов целесообразнее применять воздушно-механическую пену. Часть стволов подают на покрытие, туда же для его разборки направляют пожарных. Из-за значительной высоты депо с внутренней стороны подают мощные водяные струи из лафетных стволов для защиты несущих конструкций и кровли.

При тушении железнодорожных грузовых и пассажирских составов первоочередная задача заключается в быстрой расцепке негорящих вагонов от горящих и отведении их в безопасное место. При горении пассажирских вагонов пожарные помогают обслуживающему персоналу эвакуировать пассажиров, тщательно проверяют вагоны и спасают пострадавших.

Тушат вагоны водяными струями или воздушно-механической пеной. Если пожар возник в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями или с горючим сжиженным газом, то одновременно с расцепкой состава и удалением негорящих цистерн в безопасное место аварийные цистерны охлаждают водяными струями и закрывают люк горловины асбестовым полотном или кошмой.

Водный транспорт.

Оперативно тактическая характеристика.

По функциональному назначению суда разделяются:

-пассажирские;

- грузопассажирские;

- грузовые.

Грузовые суда бывают:

-сухогрузными;

-наливными.

Составные части судна: трюм, машинное отделение и надпалубные надстройки. Трюмы разделяют на отсеки металлическими переборками.

Машинное отделение устраивают в специальном отсеке с самостоятельным выходом наружу.

Развитие и тушение пожаров.

В процессе строительства и ремонта судов выполняют значительный объем малярных, изоляционных, электрогазосварочных и других пожароопасных работ. До 70% пожаров на судах возникает, когда они находятся в эллингах (место на берегу со специально устроенным наклонным фундаментом — стапелем, где строится или ремонтируется судно) или доках и на водной акватории завода.

Жилые и служебные помещения размещают как в корпусе, так и в надпалубной надстройке. Пожары в них развиваются очень быстро, сопровождаются значительным выделением дыма вследствие горения изоляционных и отделочных материалов, краски, мебели, одежды и т.д. Огонь часто распространяется скрытыми путями по пустотам конструкций. При переходе огня из помещения в коридор скорость его распространения иногда доходит до 10 м/мин и даже выше, Нередко люди в служебных и жилых помещениях остаются отрезанными огнем от путей эвакуации, В этих случаях группа пожарных-спасателей под прикрытием водяных или пенных струй проникает в помещения, где находятся люди, и помогает им выйти из опасной зоны, Обычно надпалубные надстройки при развившемся пожаре сгорают в течение 30 мин, поэтому на тушение их подают мощные водяные струи. При угрозе береговым сооружениям или соседним судам горящее судно отводят в безопасное место. Иногда для прокладки рукавных линий с берега используют лодки.

Пожары в котельных и машинных отделениях в связи с большим количеством в них и прилегающих к ним хранилищах жидкого топлива представляют серьезную опасность для судна. Поэтому машинные и котельные отделения заранее защищают стационарными

установками пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом.

Большую опасность для судна представляет проникание жидкого топлива в машинное отделение из разрушенных междудонных и бортовых цистерн. Пожары в помещениях машинного и котельного отделений часто успешно тушат стационарными установками. При развившихся пожарах наибольший эффект дает применение воздушно-механической пены, струи которой направляют в нисходящие потоки воздуха по вентиляционным трубам.

При горении угля на судне выделяется большое количество едкого дыма, сернистого газа и оксида углерода. В связи с этим пожарные при тушении угля используют изолирующие противогазы.

При возникновении пожара в наливном трюме, когда корпус, палуба и переборки судна не имеют повреждений, прекратить горение удается герметизацией трюма, а также использованием стационарных установок пожаротушения. Чтобы избежать распространения пожара, смежные отсеки трюма также заполняют воздушно-механической пеной или другими огнетушащими веществами. Пожарам в наливных грузовых судах нередко предшествует взрыв паровоздушной среды, вызывающий разрушение палубы. В этом случае пожар тушат воздушно-механической пеной. Одновременно ствольщики интенсивно охлаждают палубу, корпус и переборки водяными струями.

В грузовых сухогрузных трюмах пожар развивается сравнительно медленно из-за недостатка кислорода, но, развившись, принимает значительные размеры, переходит в смежные отсеки, трюмы и надстройки. Пожар сыпучих и волокнистых материалов (хлопка, льна, волокна и т.п.) может длиться несколько суток. Если размеры пожара невелики, в трюм направляют звено пожарных в изолирующих противогазах с рукавной линией под напором. Обнаружив очаг горения, звено ликвидирует его распыленной водяной струей. Через сыпучие материалы личный состав продвигается только по предварительно проложенным доскам или щитам. Если в трюм проникнуть не удается, то его герметизируют, а затем впускают туда пар, углекислый газ или воздушно-механическую пену. После ликвидации активного горения трюм освобождают от сыпучих и особенно волокнистых материалов и дотушивают отдельные очаги. Иногда такая работа продолжается несколько дней.

Пожары на судах иногда сопровождаются горением плавающего в воде жидкого топлива, вытекающего из поврежденных цистерн или грузовых трюмов. Это опасно не только для судна, но и для других плавающих средств, находящихся рядом с ним, а также для береговых сооружений, так как 1 т жидкого топлива может покрыть площадь поверхности воды до 1000 м2 .

Растекание горящей жидкости ограничивают плавающими (бонами) или пневматическими преградами. Боны представляют собой длинную цепь скрепленных металлических поплавков или бревен. При разгрузке наливных судов место стоянки ограждают бонами.

Горящую жидкость на поверхности воды тушат мощными водяными струями, подаваемыми под углом до 40° к поверхности воды. Под действием струи горящая жидкость перемешивается с водой и образуется негорючая эмульсия. В закрытых акваториях, между судами, под причальными сооружениями наибольший эффект тушения разлившейся горящей жидкости достигается при применении воздушно-механической пены.

Если пожар возник на судне, стоящем в эллингах, на стапелях, слипах, одновременно с подавлением очагов горения защищают опорные устройства и строительные конструкции зданий и сооружений. Это необходимо делать, так как около ремонтируемых судов иногда сооружают горючие леса, по которым огонь быстро распространяется на судно. Для ликвидации очагов горения на судне и охлаждения стенок корпуса в район надпалубных надстроек, а также в трюм подают ручные стволы.

При пожарах в трюмах и других местах корпуса судна поднимается высокая температура и образуется сильное задымление. В этих случаях требуются особая осторожность, частая смена личного состава и обеспечение его страхующими приспособлениями.

На судах пожары тушит личный состав пожарных подразделений в тесном взаимодействии с командой судна на всех этапах боевых действий.

Воздушный транспорт.

Развитие пожаров.

Пожар в самолете может начаться при катастрофе в воздухе, на стоянке во время заправки горючим и запуска двигателей, при ремонте на открытой площадке и в ангарах. Наиболее сложная обстановка при катастрофах пассажирских самолетов, особенно при пожаре в пассажирском салоне. По легкогорючим отделочным материалам огонь распространяется быстро, атмосфера становится удушливой из-за дыма и токсичных продуктов разложения поролона и других синтетических материалов, иногда заклиниваются выходные двери, разрушаются баки с горючим и образуются горящие лужи топлива вокруг самолета.

Тушение пожаров.

Существует несколько тактических приемов тушения пожаров при аварийной посадке самолета на взлетно-посадочную полосу. Если горение возникло в выхлопном сопле двигателя, то максимально форсируют работу двигателя, чтобы сдуть пламя. Одновременно тушат стекающие на землю горящее топливо пеной или распыленными водяными струями, стараясь не допустить жидкость в сторону фюзеляжа самолета. При выключенном двигателе пенную струю направляют в сопло.

Горящее около самолета топливо тушат воздушно-механической пеной, негорящее также покрывают слоем пены. Незначительную утечку топлива смывают водяными струями в безопасном направлении. Одновременно охлаждают фюзеляж и баки с топливом. Горение шасси ликвидируют мощными водяными струями, принимая меры предосторожности против разлетающихся раскаленных кусков магния.

После приземления самолета или вертолета пожарные в первую очередь ликвидируют горение под фюзеляжем в местах расположения эвакуационных дверей и лотков, используя мощные водяные или пенные струи, одновременно охлаждают фюзеляж и при необходимости подают воздушно-механическую пену внутрь летательного аппарата, быстро снижая температуру и задымление. Такая оперативность действия пожарных оказывает благоприятный психологический эффект на пассажиров. Экипаж совместно с пожарными организованно эвакуирует пассажиров из самолета.

Пожарным подразделениям помогают аварийно-спасательные службы аэропорта, в первую очередь эвакуируют и спасают пассажиров. Если невозможно открыть двери выходов, в фюзеляже проделывают дисковой пилой или другими специальными устройствами отверстия, равные нормальным дверям.

При посадке самолета с невыпущенными шасси для эвакуации используют аварийные люки. Если шасси выпущены, этими люками пользоваться нельзя, так как они находятся на высоте 3 м и более, с которой прыгать опасно.

Из загоревшегося ангара немедленно эвакуируют самолеты с помощью тележек, тягачей или тракторов. Эти работы поручают инженерно-техническому персоналу аэропорта.

Тушат пожар и одновременно защищают соседние самолеты и несущие конструкции ангара. В связи с большой высотой ангаров для защиты ферм и колонн применяют водяные струи из лафетных стволов, на покрытие подают ручные пожарные стволы.

Гаражи, троллейбусы и трамвайные парки.

Пожарная опасность.

Пожарная опасность гаражей заключается в наличии большого числа автомобилей с большим запасом горючего в топливной системе, горючей отделки салонов, а также различных горючих изделий и материалов в мастерских и на складах.

Пожары в гаражах сопровождаются быстрым задымлением этажей из-за наличия больших проемов, разрушением топливных баков, растеканием горючей жидкости и возникновением горения на большой площади, образованием взрывоопасных сред. В ходе разведки устанавливают необходимость эвакуации автомобилей из опасной зоны, организуют подачу стволов для тушения и обеспечивают эвакуацию автомобилей. Ответственность за эвакуацию автомобилей РТП возлагает на инженерно-технический персонал предприятия.

Тушение пожаров.

Наибольший эффект тушения пожаров в гаражах достигается при использовании воздушно-механической пены. Чтобы предупредить растекание горящей жидкости по полу или попадание ее в канализационную сеть, водяными струями изменяют направление потока.

 

Трамвайные и троллейбусные депо




infopedia.su

Тушения пожаров в подвалах зданий: особенности и тактика

Общие моменты

Многоэтажные высотные дома уже давно характерная черта современных и развивающихся городов, вызвано это все дефицитом городской территории под жилую застройку и стоимостью квадратного метра жилья. Под административными зданиями и промышленными корпусами, размещаются гаражи и многоярусные подвалы, вспомогательное оборудование, кабельные и другие коммуникации. Как правило, многие современные подвалы оборудуются автоматическими системами обнаружения и тушения пожаров.

Пожар в подвале жилого дома

Типовые проекты многих жилых зданий, предусматривают размещение в подвалах подсобных помещений, в настоящее время такие подсобные помещения могут быть захламлены самими жильцами, образуя большую пожарную нагрузку, все это способно вызвать пожар при неосторожно обращении с огнем посторонних лиц. Подвалы в жилых домах старой постройки не оборудованы системой обнаружения пожара.

Тушение возгорания в таких нулевых помещениях всегда сопряжено с рядом сложностей. Всегда есть риск взрыва из-за нахождения там различного рода коммунальных и иных сооружений. Их выход из строя надолго может оставить жильцов без света, тепла и воды.

Сложность тушения заключается также в небольшой площади помещения и его местоположении. Следует учитывать узкие проходы и низкие потолки, что значительно может затруднять проходимость, и как следствие эвакуацию.

Осложнять тушение пожаров в подвалах зданий может:

  • плохая вентиляция,
  • недостаточное освещение,
  • сложная планировка,
  • загромождения на путях продвижения,
  • наличие ЛВЖ и ГЖ, а так же газовых баллонов.

Как правило, окон в подвалах практически нет, а искусственные источники дают тусклый свет. Недостаточно сильная вентиляция способствует скоплению в воздухе при возгорании большой концентрации углекислого газа, что приводит к удушью.

Еще одной проблемой при пожаре становятся несгораемые перегородки и слишком низкие перекрытия. Из-за них крайне проблематично создать дополнительные выходы в случае необходимости.

Пожары в подвалах способствуют быстрой задымленности верхних этажей из-за общей системы вентиляции и наличия мусоропровода.

Особенности и тактика

Действия при тушении огня всегда должны быть направлены на быстрое выявление очага возгорания и его ликвидацию. Крайне важно здесь не допустить образования густого дыма и следить за состоянием конструкций, так как они могут обрушиться.

Скорость выгорания в подвале достигает до 1 кг на 1 кв. метр в минуту и может повышаться в зависимости от пожарной нагрузки. Уже в первый час, температура в помещениях поднимается до 600 и более градусов, образуется большое выделение густого и токсичного дыма, который устремляется по лестничным маршам и пролетам. Заполняет верхние этажи, тем самым жильцы не могут использовать пути эвакуации.

Установка дымососа для нагнетания воздуха

По прибытию подразделения, в первую очередь РТП выясняет обстановку, проводит разведку, устанавливает возможные пути эвакуации, если необходимо повышает ранг вызова пожара и дублирует запрос на вызов служб жизнеобеспечения. В случае необходимости отдает распоряжение на установку АЦ на ближайший водоисточник. По прибытию сотрудников полиции принимает решение об оцеплении района тушения, во-избежание несчастных случаев. Все действия и решения принимаемые РТП должны быть с соблюдением охраны труда.

Создаются звенья ГДЗС, выставляется посты безопасности, одно звено принимает все меры по спасению людей с этажей и одновременно другое отправляется на поиск очага пожара и его ликвидацию. Пожарные стволы подаются на тушение очага и защиту перекрытий первого этажа.

Все силы прибывшие по повышенному номеру должны немедленно включаться в работу по тушению пожара, команды отдает РТП, до прибытия руководства и создания штаба тушения пожара.

Для развившегося пожара, создаются несколько участков тушения, в зависимости от планировки подвала и скорости распространения пожара. Создается резерв звеньев ГДЗС, чтобы чередовать работу газодымозащитников.

Выпуск дыма организуется, путем открытия оконных проемов на этажах, технологических люков или дверей на чердак. С помощью пожарных дымососов организуют подпор свежего воздуха на лестничные марши и удаление дыма из подвала. Жильцов верхних этажей спасают с помощью выдвижных автолестниц или коленчатых подъемников.

Возможно применение специальных спасательных рукавов, ППСУ-20 «Куб жизни» или КАСКАД-5. Пострадавших с нижних этажей эвакуируют по лестничным маршам, используя спасательные устройства капюшонного типа, подключаемые к дыхательным аппаратам.

Во время тушения пожара, целесообразнее всего подавать генераторы подачи высоко кратной воздушно механической пены. Количество стволов на тушение будет зависеть от объема помещения подвала, расхода и коэффициента разрушения пены. Благодаря своим свойствам, пена образуемая с помощью пожарных стволов ГПС-2000 (600) вытесняет раскаленные газы и понижает температуру в помещении, препятствуя разрушению железобетонных перекрытий и распространению пожара на вышележащие этажи через технологические проемы.

После локализации пожара, в подвал вновь направляется звено газодымозащитной службы для полной ликвидации оставшихся очагов, разбора конструкций при необходимости. На первых этажах необходимо постоянный контроль за состоянием перекрытия, на участках где идет сильный дым, провести контрольное вскрытие и убедиться в отсутствии огня. Дополнительно организовать проливку.

Если в гарнизоне имеются пожарные тепловизоры, то обязательное применение данных устройств, для обнаружения не только самого пожара, но и остаточных очагов, как говорилось ранее в технологических проемах.

Скачать специализированную литературу по пожарной тактике в разделе «Пожарная тактика», но при этом не стоит забывать, что каждый новый пожар, не будет похож на предыдущий.

Статья по материалам: Я.С.Повзик «Пожарная тактика»

fireman.club

Тушение пожаров в чердачных помещениях

В приведенной статье описываются методы тушения пожаров на чердаках зданий и работе на кровле в 19 веке. Данная тактика тушения пожара в какой то мере применима и по сей день, так как если проанализировать современные учебники пожарной литературы, мы можем проследить сходство в технологии тушения, конечно наука не стоит на месте и новинки пожарной техники берут свое в пожарном деле. Появляются коленчатые подъемники и робототехнические средства. Предлагаем Вам почитать основы, которые были заложены при тушении подобного рода пожаров.

Пожары на чердаках и работа при тушении на кровле здания.

Пожары на чердаках являются обыкновенными, но в то же время довольно трудными для тушения, так как огонь легко распространяется вследствие тяги по всему чердаку, в особенности, если в этом помещении сложен разный хлам, старая мебель и т. п. горючие предметы. Не надо забывать, что в чердачных помещениях часто устраивается (незаконно) жилье. Вся задача пожарной команды при пожарах на чердаках заключается прежде всего в прекращении распространения огня, а затем в тушении уже горящих частей чердачного помещения. Ввиду этого главный усилия должны быть сначала направлены не в центр горения, а на обе стороны горящего чердака, и поэтому необходимо поднять стволы на чердак, как по внутренним лестницам, так и с крыши по приставным лестницам на встречу огню и вскрывать крышу.

При этом нужно соблюдать следующие условия:

  • Лестницу ставить на крышу не против окон этажей, из которых неожиданно может вырваться пламя или дым, а против простенка и с таким расчетом, чтобы для пожарных, находящихся на крыше, всегда был путь к отступлению.
  • Крышу начинать вскрывать только лишь тогда, когда туда будет поднят ствол, так как, в противном случай вырвавшееся наружу пламя сгонит пожарных с крыши. Крышу при тушении пожаров чердачных помещений можно вскрывать только в том случае, если она не прогорала и не грозит провалом.
  • Крышу вскрывать нужно, начиная сверху от конька и возможно ближе к очагу пожара, чтобы скорее выпустить дым и жар и с таким расчетом, чтобы к брандмауэрам, или к приставной лестнице, по которой поднята была команда, был свободный доступ, т. е. нужно вскрывать крышу впереди себя, а не позади, так как, в противном случай, вырвавшееся пламя отрежет отступление пожарным. Для самоспасания вслучае неожиданного появления пламени все пожарные, работающие на крыше, равно как и в верхних этажах, должны быть снабжены спусковыми веревками и карабинами.

Для самоспасания по веревке через свой поясной карабин следует распустить веревку, привязать за что либо оставшиеся в руках конец ее, сесть на подоконник ногами вперед и, придерживая левой рукою свободную часть веревки и карабин, правой обернуть верхний привязанный конец три раза (при новых веревках— 2 раза) вокруг карабина слева направо, затем вылезть из окна, повернувшись лицом к стене и, пропуская веревку по ладони, вытянутой и сжатой в кулак правой руки, а левой придерживая карабин, так чтобы пружина была обращена в левую сторону, спуститься вниз, отталкиваясь ногами от карнизов и выступов здания и отклоняя корпус назад. При спуске необходимо наблюдать, чтобы веревка шла правильно и плавно по карабину, для чего смотря по надобности, или поднимают конец правой руки вверх, или опускают вниз, держа правую руку на расстоянии полуаршинна от карабина. При обертывании карабина веревкой требуется, чтобы всегда обматывался верхний привязанный конец веревки. При неправильном обертывании, т. е., когда обернут нижний конец, а не верхний, при спускании веревка перейдет на ту часть карабина, где находится пружина, надавив на нее и карабин откроется. Эти правила касаются карабинов грушевидной формы Венского образца (больиле). При применении Берлинских карабинов следует обращать особенное внимание на то, чтобы при спускании не протиралась веревка у острых выступов заплечиков карабина.

Как только часть крыши вскрыта, дым выпущен и пламя у вскрытого места сбито (струю следует направлять преимущественно на связи балок, стропил), пожарный со стволом опускается на чердак и продолжает дальнейшее его тушение. Для проникновения пожарного со стволом с крыши на чердак является иногда целесообразным вскрыть крышу близ карниза. Крышу в таких случаях следует вскрывать на высоте выше пояса среднего человека, причем отверстие делать аршина в полтора. Вскрывать крышу в таком месте труднее, чем с конька, особенно тесовую, гонтовую, или толевую с прокладкой картона потому, что сначала необходимо пробить топорами, или ломами поперечную борозду, а затем поступать, как указано ниже. Если крыша совершенно прогорала и угрожает падением, то можно начинать вскрывать ее либо от карниза, поднявшись к нему по приставным лестницам, либо изнутри с чердака. В последнем случае вскрытие производится с помощью багров, кошек и крюков.

Пожарный, работающий на крыше, равно, как и пожарный, пробравшийся по внутренней лестнице, должны быть друг против друга и, сбивая пламя, направляться друг к другу навстречу. При чердачных пожарах большую опасность представляют не огороженные люки и световые фонари, в которые легко можно провалиться.

Для вскрытия гонтовых крыш следует снять конек по обе стороны, начиная сверху, и отдирать киркою топора и багром каждую гонтину. Соломенные крыши, при перегорании связей, сползают вниз и закрывают все выходы пожарным, работающим изнутри, а потому всегда следует обеспечить отступление в сторону щитовых стен. Соломенные крыши, при вскрытии, надо обдирать баграми и граблями непосредственно около огня, проливая из ствола дождем.

При вскрытии крыши, крытой тесом, нужно сначала оторвать конек, затем, если тес уложен по стоку воды, отрывать сначала верхние доски, затем нижние, ставя на каждую доску по 3 человека: у конька, по средине и у стока, причем отрывать всем сразу; если скользко, то— привязать людей веревками к коньку. Вскрывать следует кирками топоров, ломами-багорками и крюками. Если тес уложен поперек водостока, то, поставив по 3 человека на доску, срывать доски одну за другою, начиная сверху. Эту работу можно производить и пожарными баграми.

При вскрытии крыши, крытой толем, следует, перерубив его вдоль по стоку, начинать срывать листы с конька, обнажая доски, а затем вскрыть и доски. При горении толевых крыш надо наблюдать, чтобы смола, стекая, не зажигала окружающих предметов.

Черепичные и шиферные крыши можно очень легко разобрать руками, как снаружи, так и изнутри, разбив топорами первую черепицу.

Для вскрытия цинковых и медных крыш следует предварительно прорубить борозду вдоль конька, а затем, начиная с конька, рубить топорами полосы шириною аршина в полтора и скатывать их по стоку.

Чтобы вскрыть железную крышу, необходимо развернуть конек и, начиная с конька, по обе стороны вскрываемого места расшить склепанные швы и скатывать железо вниз по водостоку. Расшивать швы топориками, багорками, ломами, или кровельными молотками, а скатывать—руками, ногами, баграми и кошками. Если внизу работают люди и вообще сбрасывать железо нет особой необходимости, то вскрывают крышу по боковым швам, заворачивая железо на бок.

При разборка стропил сначала отбивают продольный брус-прогон, в который врубаются верхними концами стропильные ноги, затем перерубают поперечный распорки и, наконец, выламывают ломами из гнезд пяты стропильных лап. Разборка стропил в больших зданиях осложняется тем, что части стропил бывают скреплены между собою толстыми железными скобами с загнутыми концами, на отбиве которых требуется много времени и труда.

Если огонь еще не проник в находящейся под горящим чердаком этаж, то туда необходимо послать нескольких пожарных, которые, имея в своем распоряжении ствол, должны, вслучае появления огня в потолке, тотчас приступить к тушению его.

Во время пожара часто грозит опасность от падения щитовых стен. При малейшем наклоне таких стен следует удалить всех людей из помещения, дворов и улиц, которым может угрожать опасность от их обвала.

Так как на чердаках иногда устраивается не законно жилье, без соблюдения каких бы то ни было строительных правил, то, спускаясь с крыши на чердак, всегда надо быть осмотрительным и, в сомнительных случаях, следует спускать людей, обвязав их предварительно вокруг пояса веревками.

По материалам  учебника «Пожарная тактика» под авторством Требезова Николая Павловича

fireman.club

Тушение пожаров в сельской местности: действия спасателей

Автор Anastasya На чтение 7 мин. Опубликовано

Тушение пожаров в сельской местности во многом сходно с действиями по ликвидации огня в городе, но все же из-за особенностей застройки и хозяйственного использования различных объектов имеет свои нюансы. В методичках, которыми пользуются в своей работе спасатели, тема тушения пожаров в сельской местности выделена в отдельный конспект. В зависимости от места возгорания пожарные используют тот или иной протокол работы.

Особенности территории

Основная сложность работы пожарных в небольших населенных пунктах и деревнях – отсутствие необходимого противопожарного водоснабжения и неудовлетворительное состояние подъездов для спецавтомобилей. Если в городе спасатели работают в условиях плотной застройки, то в сельской местности они должны учитывать зональность расположения объектов, ведь именно это является основополагающим фактором прокладывания системы водоподачи.

В населенных пунктах выделяют две зоны:

  1. Жилую, в которую входят дома, административные здания, магазины и объекты общественного назначения.
  2. Производственную, представленную животноводческими комплексами, базами для переработки и хранения сельхозпродукции, складскими помещениями, хоздворами.

Проблемы во время тушения возгораний возникают из-за особенностей самих построек. Самые опасные объекты – деревянные конструкции, в которых закрытые источники пламени быстро перерастают в открытый пожар. Кроме легковоспламеняющихся материалов опасность составляют и открытые площадки. Ветер быстро разносит искру, которая и является вторичной причиной распространения огня. Также в сельской местности велик риск взрыва газового и керосинового оборудования, которое население использует для бытовых нужд вследствие отсутствия центрального газопровода.

Сложности в работе отрядов МЧС возникают из-за особенностей водоотведения. В старых деревнях основными источниками остаются естественные водоемы, колодцы и артезианские скважины. Подача воды из них затруднена отсутствием подъездных путей, глубоким залеганием вод (колодцы от 7 метров) и промерзанием их в зимний период.

В поселках городского типа и современных населенных пунктах ситуация несколько лучше, но и она не является достаточной для оперативной работы спасателей. Здесь строят объединенные водопроводы, запитанные от водонапорной башни. Их минус – недостаточный напор и расход воды для тушения пожара. Такие системы обслуживают жилую и производственную зону. Если промзона находится на отдалении от жилых объектов, то предусмотрены обособленные водопроводы с неприкосновенным запасом воды в водонапорных башнях. Напор при этом составляет всего 10 л/с, что не является достаточным для пожаротушения при сильном воспламенении.

Общие действия спасателей

Особенности организации тушения пожаров в сельской местности состоят в слаженной работе всех подразделений, участвующих в операции, и в использовании вспомогательных средств подавления огня. Прибывшая на место вызова бригада оценивает ситуацию согласно протоколу и принимает решение об эвакуации людей из зоны бедствия. Одновременно проводят разведку водоисточников. Если собственных сил недостаточно, на этом этапе задействуют местных жителей.

В дополнение к спецтехнике используют сельскохозяйственный транспорт. Чаще всего – тракторы с навесным оборудованием и плугом, дождевальные установки, поливочные машины, автозаправщики,  молоковозы.

При перекидывании пламени на несколько подворий в условиях ограниченного запаса воды прибегают к помощи бульдозеров. Они делают противопожарный разрыв, снося постройки, стоящие на пути пламени. В сезоны риска в сельской местности актуальна работа добровольцев, которые ведут дежурства на возвышенностях.

Тушение пожара в жилой зоне

При поступлении вызова на дежурный пост на место возгорания выезжает оперативная бригада. Руководитель тушения пожара обязан придерживаться общего протокола. Его действия состоят в следующем:

  1. Проведение разведки, вызов сил и средств согласно утвержденному плану по району, сообщение особенностей ситуации на ЦППС.
  2. Эвакуация людей и животных из зоны возгорания, спасение материальных ценностей.
  3. Мобилизация местного населения и техники.
  4. Организация поста из членов противопожарных формирований. При недостатке людей задействуют население. Используют огнетушители, ведра с водой.
  5. Включение передвижной станции звуковой сигнализации для оповещения жителей.

Работа на фермах и скотных дворах

Работая в помещениях, где содержатся животные, оперативная бригада МЧС придерживается последовательности действий:

  1. Обесточивание помещение от электроэнергии.
  2. Оценка расположения зданий и подъездных путей к ним.
  3. Эвакуация поголовья. Если животные на привязи, прибегают к помощи обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности путей выхода внутрь помещения вводят стволы. Для ускорения процесса вывода животных в безопасное место со стороны дальней от входа стены направляют в них струю воды.
  4. Отведение животных на безопасное расстояние в открытый загон или в помещения, находящиеся на отдалении от места ЧС.
  5. Организация защиты соседних объектов.
  6. Тушение пожара мощными водяными струями. Перекрытия и сено гасят распыленным потоком.

Тушение техники

Возгорания в гаражах, где содержится сельскохозяйственная техника, представляют собой большую опасность. Обычно машины стоят плотными рядами, полностью заправленные горючим, здесь же расположены запасные канистры. При пожаре велик риск взрыва. Кроме этого, под большой температурой начинают плавиться корпуса машин, поэтому огонь быстро распространяется.

Приехав на вызов, руководитель бригады назначает ответственных за проведение разведки территории. Следующий этап – установка места складирования взрывоопасных предметов и отключение электроэнергии на объекте. По возможности организуют эвакуацию техники. Делают это своим ходом, прибегая к помощи водителей, или используя тягачи.

Пожар на складах кормов, соломы, льнотрестах

На складах, где содержат корма для животных, стога сена используют исключительно метод распыления струи воды. Опасность составляет трава, тлеющая внутри скирд. Разборку в этом случае проводят с помощью сельскохозяйственной техники. Если пожар возник на пункте льнообработки, необходимо отключить установки активного вентилирования и пневмоустановки. После ликвидации огня на месте пожара оставляют дежурную группу для предотвращения повторных возгораний.

На полях и в садах

Риск пожара на полях возрастает в летний период во время созревания хлебов и высыхания травы. Опасность составляет не только само место пожара, но и соседние поля и пастбища для животных. Первое, что предпринимают спасатели – отрезание горящего участка от нетронутого огнем поля. Для этого увлажняют растительный покров по контуру опасной зоны, методом опашки создают заградительные полосы. Один из первых способов тушения – пуск встречного или опережающего огня. В работе задействуют не только ПА, но и авиацию. Сложность работы на поле – постоянный контроль ветра. С его переменой может полностью измениться тактика работы.

Склады с удобрениями, пестицидами, ядохимикатами

Прибыв на место, в кратчайшие сроки устанавливают перечень хранящегося на складе веществ. Обязательно прибегают к помощи специалистов, работающих с ядохимикатами. Если в штате оперативной бригады таковых нет, консультируются с сотрудниками сельхозпредприятия. Огнетушащие вещества подбираются с учетом установленной номенклатуры. Сток отработанной воды направляют в безопасное для людей и животных место.

Ствольщики становятся с наветренной стороны. Если облако, возникшее в результате возгорания, находится на подветренной стороне и движется в сторону жилых объектов, то организуют эвакуацию людей и животных. Облако осаждают только распыленной струей.

Вместе со спасателями работает санитарно-эпидемиологическая служба. Специалисты должны держать под контролем концентрацию токсичных веществ в продуктах горения и сделать контрольные замеры после завершения операции.

Техника, которую использовали на пожаре, проходит обязательную дегазацию. Личный состав и все присутствующие на месте ЧС люди направляются в больницу для осмотра.

Трудности работы в сельской местности

Во время работы в сельской местности у оперативной бригады часто возникают трудности.

Недостаток воды

При недостатке воды или отсутствии организованной системы водоподачи специалисты прибегают к следующим мерам:

  • используют альтернативные огнетушащие средства;
  • подают стволы в решающем направлении;
  • создают разрывы и разбор конструкций для предупреждения перекидывания огня;
  • организуют подвоз воды автоцистернами, бензовозами, поливочными машинами;
  • проводят разведку с целью обнаружения альтернативных источников, организуют на их месте заправочный пункт;
  • при слабом напоре забор из пожарных гидрантов проводят по жестким всасывающим рукавам.

Низкие температуры

При тушении пожара в зимний период РТП обязан:

  • не допускать перекрытия пожарных стволов с целью предупреждения их промерзания и разрыва;
  • использовать прорезиненные рукава, по возможности прокладывать их внутри помещений;
  • засыпать рукавные головки снегом;
  • не допускать выключения насосов при закачивании воды из водоема или гидранта;
  • организовать места заправки горячей водой;
  • избегать попадания воды на лестницы, не делать на них никаких креплений.

Ветер

Ветреная погода вносит коррективы в работу спасателей:

  • огонь тушат мощными струями;
  • максимально охватывают все фланги, чтобы была возможность в короткие сроки ликвидировать возгорание;
  • сразу вызывают подкрепление, чтобы заручиться резервом личного состава и огнетушащих средств;
  • организуют дежурство с подветренной стороны.

www.pozhmashina.ru


Смотрите также