Температура в гараже пожарной части


Требования правил ОТ к объектам пожарной охраны и служебным помещениям

В инструкции, утвержденной нормативными документами, установлены требования и правила ОТ для объектов пож. охраны и служебных помещений. Документ регламентирует правила безопасности, технические параметры, строительные нормы для персонала, зданий и техники.

Требования правил безопасности к объектам пож.охраны. Караульное помещение. Гараж для спецтехники

Выполнение предписаний ОТ обязательны для всех подразделений и объектов противопожарной охраны. К помещениям выдвигаются запросы, в зависимости от специфики и степени опасности.

Здание депо строится с учетом климатических и сейсмических особенностей местности. В них устанавливается защита от молний и землетрясений. Помещения, расположенные на севере, утепляются так, чтобы температура в них не опускалась ниже 18˚. В каждом кабинете и комнате размещается инструкция по ОТ.

Точки связи, посты, ремонтные и технические сектора, автомобили снабжаются аптечками. Содержимое медицинского комплекта соответствует нормативу.

Стены караула выкрашиваются в спокойные, теплые цвета, пол из дерева, температура воздуха не должна быть ниже 18˚. Помещение располагается над гаражом, для быстрого перемещения на нижний уровень монтируются металлические столбы, не менее 200 мм в диаметре. Количество спусковых стержней рассчитывается из нормы 1 столб для 7 человек. Внизу, в месте спуска укладываются маты, чтобы смягчить удар при падении. Двери спусковых кабин плотно зарываются, снабжены специальными прокладками, защищающими от попадания выхлопных газов в караульное помещение.

Гараж проектируется так, чтобы по тревожному сигналу персонал быстро попал к автомобилю. Ворота в гараже пожарной части на 1 м шире спецтехники, находящейся в нем. Механизм оборудован фиксацией, защищающей от случайного закрывания, 30% верхней части остеклены. В подразделениях ГПС для обслуживания пож.автомобилей устраиваются смотровые ямы. По бокам устанавливаются заграждения, чтобы не допустить попадания колес. Для спуска в яму устанавливается лестница, с боковых частей поступает теплый воздух, для обогрева в зимнее время.

Для выведения выхлопных газов создаются газоотводы. Стены здания выкрашиваются в спокойные, мягкие цвета, пол бетонный, разрешена укладка железобетонными плитами.

Ремонтная база ГДЗС по проверке СИЗОД

Базовое помещение ГДЗС располагается отдельно. Если в противопожарной охране нет возможности отдельного обустройства, чистку противогазов делают в здании хранения СИЗОД.

Аккумуляторная. Рукавная база. Склады ГСМ, пенообразователя и порошка

Все жидкости хранятся в стеклянной таре с плотнозакрывающейся крышкой. На каждой емкости пишется наименование вещества. Для приготовления электролита пользуются специальными ваннами, вливая кислоту в воду, а не наоборот. В помещении нельзя курить, есть, использовать открытый огонь.

Рукава хранятся в скрученном виде, в помещении депо. Соединительные головки находятся снаружи, рукава готовы к применению.

Отдельным помещением является склад ГСМ. Автомобили заправляются из шлангов, заправочная площадка выложена устойчивым к маслам и нефтепродуктам покрытием. Тара с ГСМ хранится в один ряд на поддонах, под крышей. Для завинчивания используются специальные пробки, исключающие искрение.

Учебно-тренировочный комплекс и учебная башня

Тренировки на комплексе проводятся с учетом норм и правил, установленных в РФ. Для имитации огня применяются нетоксичные вещества, дым создается с помощью тряпок и ветоши. Не допускается растекание жидкостей на пути следования людей. Участники учений не должны терять из виду друг друга, при передвижении группу замыкает командир.

Башня устанавливается во дворе отдельно либо пристраивается к зданию. Во втором случае она должна быть сделана из огнеупорных материалов, оборудована отдельным входом. Технические параметры конструкции расписаны в нормативных документах. Занятия на башне проводятся после предварительного взрыхления подушки. Она обновляется каждые 2 года. Периодически проводится проверка страховки. В учебной башне можно хранить только рукава.

Требования правил ОТ при несении караульной службы

Не допускается заступление на дежурство без инструктажа и предварительной проверки:

  • одежды;
  • снаряжения;
  • защитных средств;
  • связи;
  • мед. комплекта;
  • автомобилей.

Караул сменяется после завершения приемки спецтранспорта и инвентаря.

Требования ОТ при эксплуатации и обслуживании робототехнических средств, вспомогательной техники и робототех. имущества

Использование РТС и вспомогательной техники допускается специально обученными сотрудниками при условии установки и фиксации защитных устройств, при обеспечении полной загрузки техники. Доставка к месту использования проводится в транспортном положении. После применения механизмы очищаются и хранятся в соответствии с инструкцией изготовителя в помещении, которое предназначено для размещения и технического обслуживания данного вида оборудования.

Требования к робототехнике приведены п. 8 Инструкции по охране труда.

nebezopasno.com

НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны, НПБ от 30 декабря 1994 года №101-95


НПБ 101-95

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Дата введения 1995-01-01


РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России. При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря 1994 г. № 36.

СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).

ВЗАМЕН ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.

1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются:

тип I - центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны городов;

тип II - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов;

тип III - центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны предприятий;

тип IV - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны предприятий;

тип V - пожарные депо на 2, 4 автомобиля для охраны населенных пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил. 1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-технические центры - свыше 400 единиц;

отряды технической службы - от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, - от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы - до 50 единиц.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил. 2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил. 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил. 3.

2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил. 8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо - прил. 5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I - IV типов должна составлять 15-18 м, V типа - 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0х0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I-IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2х1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 °С.

В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх".

Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I-IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I-IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями "01", а помещения пожарной техники и дежурной смены - установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

Наименование
специальных

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.

автомобилей

до 50

50-100

100-350

350-700

700-1250

1250-2000

св.2000

Автолестницы и автоподъемники

1*

2

3

4-6

7-8

8-11

**

Автомобили газодымозащитной службы

1

1

2

3

4

7

8

Автомобили связи и освещения

-

1

1

2

2

3

4

* При наличии зданий высотой 4 этажа и более.

** Определяется по количеству административных районов из расчета одна автолестница и автоподъемник на район.

Примечание. Количество специальных автомобилей, не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий в каждом конкретном случае с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рекомендуемое). ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

I

II

III

IV

V

Тип пожарного депо и

количество пожарных автомобилей в депо, шт.

12

10

8

6

6

4

2

12

10

8

6

6

4

2

4

2

Площадь земельного участка пожарного депо, га

2,2

1,95

1,75

1,6

1,2

1,0

0,8

1,7

1,6

1,5

1,3

1,2

1,0

0,8

0, 85

0,55

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое


п.п.

Наименование
сооружений

Площадь, кв.м

Тип пожарного депо

I

II

III

IV

V

Количество автомобилей в депо, шт.

12

10

8

6

6

4

2

12

10

8

6

6

4

2

4

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Учебно-тренировочный комплекс:

спортивный зал с подсобными помещениями

580

580

320

320

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

площадка для 100-метровой полосы с препятствиями

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

подземный резервуар вместимостью 50 куб.м и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей

210

210

210

210

210

150

75

210

210

210

210

210

150

75

75

75

площадка с учебной башней

540

540

540

540

540

250

250

540

540

540

540

540

250

250

250

250

баскетбольная и волейбольная площадки

612

612

360

360

360

360

96

612

612

612

360

360

360

96

192

96

2

Закрытый гараж-стоянка резервных автомобилей

576

480

384

288

288

192

96

576

480

384

288

288

192

96

192

96

3

Склады:

пожарного оборудования и хозяйственного инвентаря

60

60

60

50

50

40

20

60

60

60

50

50

40

20

20

20

огнетушащих средств (порошок, пенообразователь и т.д.)

240

200

200

160

120

80

40

240

200

200

160

120

80

40

80

40

автозаправочная станция с подъездной площадкой для автомобилей

Площадь определяется по действующим нормам и заданию на проектирование

4

Пункт связи

диспетчерская

20

18

18

15

15

15

12

30

25

25

20

15

15

12

15

12

аппаратная

15

15

15

12

12

12

10

15

15

15

12

12

12

10

12

10

комната персонала

10

10

10

10

10

8

8

10

10

10

10

10

8

8

8

8

5

Рукавный участок:

помещение для обслуживания и хранения рукавов

45

45

35

30

25

20

10

45

40

35

30

25

20

10

12

10

помещение для мойки и сушки спецодежды

30

30

25

25

20

18

16

30

30

25

25

20

18

16

18

16

6

Пост газодымозащитной службы (ГДЗС):

помещения для хранения и проверки противогазов

35

30

25

docs.cntd.ru

Гараж (помещения пожарной техники и техобслуживания) приказ МЧС РФ от 31-12-2002 630 об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (потро-01-2002) (2020). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ... Актуально в 2018 году

178. Гараж - помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделении ГПС.

179. Размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами. Должны выдерживаться следующие расстояния:

между автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены - не менее 2 м;

от крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены не менее 1,5 м;

от автомобиля до грани колонны - не менее 1 м;

от автомобиля до передней или задней стены:

в гаражах на 1 - 3 пожарных автомобиля - не менее 2 м;

в гаражах на 4 и более пожарных автомобилей - не менее 3 м.

180. В пожарных частях, где находятся специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобиля до выступающих конструкций зданий должно быть не менее 1 м.

181. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30% от всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размерами не менее 0,7 х 2 м.

182. Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

183. Техническое обслуживание следует выполнять на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей автомобиля, и в зависимости от конструкции реборд она достигает 1,0 - 1,1 м. Глубина канавы может быть 1,2 - 1,4 м от уровня пола помещения. Канавы должны иметь ступеньки для схода в канаву в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны.

184. Для предотвращения падения автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы устанавливают железобетонные или металлические реборды.

185. Для предотвращения падения людей в осмотровую канаву необходимо закрывать ее съемными решетками или щитами.

186. Обогрев канав (в холодное время года) должен осуществляться теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах канав.

187. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

188. Помещения гаража должны соответствовать требованиям технической эстетики.

Правильная окраска помещения способствует снижению психофизиологических нагрузок, улучшает условия зрительных восприятий, уменьшает вероятность травматизма. Разрешается настилать полы в гаражах железобетонной плиткой.

189. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении гаража оборудуется табло погодных условий. На передней стенке у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размерами не менее 1 x 0,4 м.

190. Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их хранение.

191. Для обеспечения постоянной боевой готовности пожарных автомобилей они должны находиться в закрытом, отапливаемом гараже с расчетной температурой воздуха не ниже +16 град. С. После каждого выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили должны быть очищены, протерты.

192. Боевая одежда и снаряжение каждого пожарного укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи с фиксирующимися в открытом положении дверцами или тумбочки. Стеллажи (тумбочки) с боевой одеждой личного состава караула должны располагаться у стены за пожарными автомобилями.

Допускается размещать их сбоку пожарных автомобилей, если расстояние от стеллажа (тумбочки) до автомобиля составляет не менее 1,5 м.

193. На посту ТО необходимо иметь:

инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;

защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;

первичные средства пожаротушения;

стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;

аптечку первой помощи.

194. На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:

загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;

держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;

мыть детали ЛВЖ и ГЖ;

держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;

хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;

заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.

---

www.zakonprost.ru

Безопасность движения пожарных автомобилей и при работе в аварийных ситуациях

Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:

  • немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;
  • оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;
  • принять меры по доставке личного состава и пожарно — технического вооружения к месту вызова.

При ДТП с участием ПА, действия водителя ПА согласуются с действиями водителя транспортного средства. В соответствии с требованиями ПДД водитель транспортного средства причастный к ДТП обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию  и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетеля положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании должностными лицами обеспечивается установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств, пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;

Основы безопасности движения пожарных автомобилей

Смещение центра тяжести пожарной автоцистерны при движении

Смещение центра тяжести пожарной автоцистерны при движении на повороте:

 С1 – исходное положение центра тяжести автомобиля.

 С2 – смещение центра тяжести на повороте.

Гараж — помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделении ГПС. Температура в помещении гаража должна быть не менее + 16С

Расстояние между автомобилями в гараже пожарных машин

Расстояние от автомобиля до передней или задней стены:

  • в гаражах на 1 — 3 пожарных автомобиля — не менее 2 м;
  • в гаражах на 4 и более пожарных автомобилей — не менее 3 м.

Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении ПА.

Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их хранение.

Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков.

Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.

fire-truck.ru

СП 380.1325800.2018 Здания пожарных депо. Правила проектирования / 380 1325800 2018

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

СП 380.1325800.2018

ЗДАНИЯ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

Правила проектирования

 
Москва
Стандартинформ
2018

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 мая 2018 г. № 311/пр и введен в действие с 25 ноября 2018 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

files.stroyinf.ru

Требования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Требования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

13. Караульное помещение (помещение дежурной смены) размещается вблизи гаража. Между караульным помещением (помещением дежурной смены) и гаражом предусматривается тамбур или коридор шириной не менее 1,4 м. При невозможности устройства тамбура или отсутствии коридора двери, ведущие из гаража в караульное помещение (помещение дежурной смены), оборудуются уплотняющими устройствами для защиты от проникновения выхлопных газов и паров бензина.

14. Запрещается:

а) облицовывать караульное помещение (помещение дежурной смены) сгораемыми синтетическими материалами;

б) устраивать над караульным помещением (помещением дежурной смены) санитарные узлы;

в) производить остекление дверей;

г) размещать мебель, препятствующую сбору караула по тревоге.

В ночное время караульное помещение (помещение дежурной смены) оборудуется дежурным освещением.

15. Для спуска личного состава подразделений ФПС в гараж из караульного помещения (помещения дежурной смены), расположенного на втором этаже, в помещении холла второго этажа в проеме межэтажного перекрытия размером 1,2 x 1,2 м устанавливаются спусковые столбы из металла диаметром 200 мм с гладкой неокрашенной поверхностью из расчета 1 столб на 7 человек караула. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного закрывания.

16. У основания спускового столба на полу укладываются легкие упругие маты диаметром не менее 1 м для смягчения удара при приземлении.

17. Кабины спусковых столбов должны иметь плотно пригнанные двери с уплотнением в притворах, мягкими прокладками для предупреждения проникновения выхлопных газов из гаража. Подступы к кабинам спусковых столбов выполняются без выступов и порогов во избежание спотыкания при следовании к спусковым столбам.

18. Со стороны дверей и изнутри кабины спускового столба обеспечивается круглосуточное дежурное освещение.

19. Для предупреждения о непосредственной или возможной опасности на дверях кабин спусковых столбов вывешиваются знаки безопасности: "Осторожно! Возможно падение с высоты!" в соответствии с требованиями государственного стандарта.

20. На путях передвижения личного состава подразделений ФПС в гараж не допускается устройство порогов, ступеней, а также наличие выступающих частей конструкций и оборудования на высоте менее 2,2 м от уровня пола.

21. Запрещается размещать караульное помещение (помещение дежурной смены) выше второго этажа.

22. Караульное помещение (помещение дежурной смены) и коридоры оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей или независимого стационарного источника питания.

23. Запрещается застилать пол караульного помещения (помещения дежурной смены) коврами и дорожками.


Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н
«Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203)

fireguys.ru

какие бывают, требования и оборудование

Для того чтобы быстро ликвидировать очаг возгорания необходимо иметь на небольшом расстоянии от него, эффективные для наиболее сложного, опасного варианта развития ситуации, средства тушения пожаров.

Это как воздушно-пенные, углекислотные огнетушители, ящик для песка, пожарный щит, так и пожарные автомашины, специальная техника.

Чтобы разместить средства пожаротушения в одном месте, обеспечив, как их сохранность, должный уход, технический сервис, так и свободный доступ к ним оперативного персонала, членов ДПД; бойцов пожарных подразделений, формирований используются различные здания, помещения, часть их площадей для этих целей. Довольно часто в связи с этим упоминается выражение – пожарный пост.

При этом, если существуют четкие определения, требования к огнетушителям, пожарным кранам, стендам, щитам, шкафам; то у пожарного поста несколько объяснений, отличающихся конкретным функциональным предназначением, перечнем спецтехники, хранящегося противопожарного оборудования, инвентаря, инструмента, прямо зависящих от его вида.

Пожарный пост

Виды

Существует несколько видов пожарных постов, для каждого из которых есть как свое определение, так и требования нормативных документов к его строительству, обустройству, перечню техники, оборудования для его организации.

На объекте

Существует несколько его разновидностей:

  • Первая – это отдельный пожарный пост федеральной, муниципальной части, противопожарного корпоративного, частного формирования на защищаемом объекте или в населенном пункте (закрытом административном округе), с приданной согласно норм положенности пожарной, специальной автотехникой; укомплектованный штатом личного состава, с количеством, численностью, соответственно, пропорционально меньшей, чем в головном подразделении.

Создание отдельных постов на территориях населенных пунктов, крупных промышленных предприятий, логистических, складских комплексов позволяет обеспечить необходимый радиус обслуживания, нормативное время прибытия дежурного караула подразделения для локализации, ликвидации очагов огня.

На отдельных постах, предназначенных для охраны особо пожароопасных производственных объектов, могут назначаться постовые-наблюдатели из личного состава, привлеченных членов ДПД, для несения дежурства по наблюдению за текущей ситуацией на определенных участках территории, противопожарным состоянием предприятия в целом.

  • Вторая – помещение в здании/комплексе зданий, сооружений, специально предназначенное для размещения приемно-контрольных приборов АПС, блоков управляющей аппаратуры стационарных систем пожаротушения; часто оборудованное автоматизированным рабочим местом для визуального круглосуточного контроля дежурным персоналом предприятия, учреждения, организации, сотрудниками службы охраны, членами ДПД.

На этих лиц, как правило, также возлагаются обязанности по осуществлению контроля за обеспечением противопожарного режима, в т.ч. проверка наличия нарядов-допусков на выполнение огневых работ, курения только в отведенных местах, правил хранения и использования газовых баллонов на объектах защиты; приказом определяется порядок несения дежурства, границы ответственности.

Стационарный

Это помещение, отсек, ниша, стенд, шкаф или щит в защищаемых зданиях, строениях, сооружениях, на территории учреждений, предприятий, организаций, внутри или на которых складирован, размещен, развешан в определенном порядке, с наличием отчетной описи/перечня, набор пожарного инвентаря, инструмента от ломов, ведер, огнетушителей до средств самоспасения; комплектов спецодежды и костюмов с огнезащитной пропиткой; специальной защитной обуви, необходимых для локализации/подавления, ликвидации первичных очагов возгораний.

На объектах защиты со зданиями, помещениями большой площади, объема, с высокой пожарной нагрузкой, категорией по взрывопожарной опасности посты могут также комплектоваться пожарными мотопомпами.

Организация пожарного поста – это прямая обязанность руководителей объектов независимо от принадлежности, форм собственности, потому что без организации таких опорных пунктов пожаротушения, в которых консолидирован комплект необходимого противопожарного инвентаря, потушить первоначальный очаг тления, сопровождающегося обильным образованием дымовых токсичных газов, аэрозолей, горения открытым пламенем; или хотя бы ограничить его распространение; локализовать в пределах одного помещения до прибытия расчетов пожарных подразделений, формирований практически невозможно.

Согласно п. 2.4.2 ГОСТ 12.4.009-83 стационарный пожарный пост в здании или на территории предприятий, учреждений, имеющих сети наружного водоснабжения высокого или низкого давления с повышающими насосами, должен быть оснащен пожарной колонкой, комплектом напорных пожарных рукавов длиной не меньше 100 м при наличии строений, сооружений, расположенных в удаленных зонах от противопожарного водопровода.

Взамен стационарных постов допустимо использовать прицепы, оснащенные аналогично постам. Число постов/прицепов согласовывается с надзорным органом МЧС.

Модульный мобильный/стационарный пожарный пост ВОДОПАД

Сегодня получили распространение утепленные контейнеры, блочно-модульные здания из легких металлических сэндвич-панелей, используемые в качестве пожарных постов для размещения противопожарного оборудования, инвентаря, насосных станций пожаротушения, пунктов хранения огнетушащих веществ, приготовления пенообразователя.

Такие строения могут быть, как быстровозводимыми из легких многослойных конструкций, так и предназначенными для транспортировки на железнодорожных платформах, прицепных площадках большегрузной автотехники; что делает их востребованными для доставки, установки на строительных площадках, в удаленных районах для предприятий геологических служб, газонефтедобычи; заготовки, первичной переработки лесоматериалов.

Мобильный

Это комплект противопожарного инвентаря, инструмента, оборудования, размещенный, складированный на базе ручной тележки, буксируемого автомобильного прицепа. Передвижной пожарный пост, в состав которого также может входить переносная пожарная мотопомпа с комплектом рукавов, стволов, всасывающих водозаборных сеток/фильтров, легко доставляется к пожарным водоемам, резервуарам, пирсам для установки, забора воды из них для целей локализации, ликвидации очагов возгораний на территории, в зданиях объекта защиты.

На судне

Согласно постановлению № 10 Министерства транспорта РФ от 31.10.2003 пожарными постами на морских судах являются помещения, места, где размещены приборы пожарной сигнализации, устройства пуска установок тушения пожаров для определенных частей судна – машинного отделения, рубки, отсеков, складов, вспомогательных помещений; хорошо просматриваемые, доступные штатные места, где размещены первичные средства для ликвидации очагов возгораний – пожарные краны, переносные и передвижные порошковые, углекислотные, хладоновые, ранцевые огнетушители.

Исходя из многообразия видов, определений, трактовок понятия – пожарный пост можно называть так здание, помещение или его часть, место на территории защищаемого населенного пункта, промышленного объекта, речного/морского судна, где сосредоточено большинство наличных средств пожарной техники, оборудования, инвентаря, инструмента для применения эффективных способов тушения пожаров личным составом дежурных караулов пожарных подразделений, формирований, членами ДПД; а также оперативным сменным персоналом, прошедшим инструктажи по пожарной безопасности, практические тренировки.

Требования и нормы

Выяснив, что универсального определения, общих требований к разным видам пожарных постов в нормативно-технической базе по обеспечению требований ПБ не существует, следует рассмотреть конкретные нормы для каждого вида.

Требования к размещению пожарного поста – отдельного, территориально удаленного, обособленного подразделения, входящего в состав пожарной части федерального, муниципального подчинения, корпоративного, частного формирования, изложены в ст. 33 Федерального закона №123:

  • Из классификации, представленной в ней, и зависящей от назначения, количества пожарных автомобилей, состава, площади помещений зданий для размещения отдельных постов подходят здания депо II, IV, V типов, предназначенные для охраны городов, предприятий/организаций, сельских поселений соответственно; с размещением 2 автомашин, одна из которых может находиться в резерве.
  • Кроме того, пожарные депо вышеперечисленных типов не предназначены для размещения в них органов управления, дежурно-диспетчерских служб пожарных подразделений, расположенных на территориях населенного пункта, производственного объекта.

Конкретные требования к проектированию, касающиеся размещения пожарных депо частей, постов на территории, состава зданий и сооружений, выездов, радиусов обслуживания изложены в ст. 77 ФЗ-123 – для населенных пунктов, в ст. 97 – для производственных объектов. Важным нормативным документом, регламентирующим проектирование объектов пожарных подразделений, являются НПБ 101-95.

Требования, предъявляемые к пожарным депо частей, отдельных постов на территории промышленных предприятий четко сформулированы в СП 18.13330.2011 о генеральных планах производственных объектов:

  • Пожарные депо частей, постов обязаны обслуживать группу/комплекс производственных, складских объектов.
  • Места расположения необходимо проектировать согласно ФЗ-123, СП 11.13130.2009, регламентирующего выбор мест дислокации оперативных пожарных подразделений; при этом выбранные земельные участки обязаны примыкать к общим дорогам.
  • Радиусы обслуживания объектовой пожарной части, отдельного поста принимаются одинаковыми по расстоянию, определяются из маршрута до самого удаленного строения на охраняемой территории предприятия по общим дорогам, пожарным проездам.
  • При площади застройки территории обслуживаемого объекта строениями III–V степеней стойкости к огню больше 50%, радиусы выезда частей, постов уменьшают на 40%.
  • Посты допустимо размещать во встройках производственных зданий категорий В–Д, отделяя их противопожарными перегородками, перекрытиями 1 типа с установкой противопожарных дверей в строительных проемах.
  • Количество пожарных автомобилей, штат сотрудников МЧС, оперативного персонала корпоративных, частных формирований устанавливается заказчиками в ТЗ на проектирование.

Для пожарных постов на объектах нормы установлены в двух официальных документах, непосредственно касающихся проектирования установок АПС, автоматического тушения очагов пожаров:

  • НПБ 88-2001* – для действующих, построенных до 2009 года объектов;
  • СП 5.13130.2009 – для эксплуатируемых, проектируемых зданий, строений.

Примечательно, что в обоих нормативных документах дано практически одинаковое определение пожарного поста на защищаемом объекте как специального помещения, оборудованного приемно-контрольной аппаратурой управления, следящей за состоянием средств пожарной автоматики, предназначенного для круглосуточного нахождения в нем дежурного персонала.

В более новом документе – СП 5.13130.2009 указаны конкретные требования к размещению, организации поста на объекте:

  • Пожарный пост для оперативного персонала, несущего дежурство, размещают на 1 или в цокольном этаже, или выше с выходом в коридор, фойе с непосредственным выходом на улицу. Расстояние от поста до лестницы, являющейся эвакуационным путем и выходом, не больше 25 м.
  • Должны быть обеспечены нормальные условия для работы дежурного персонала поста: S помещения – не меньше 15 м2, температурный диапазон – 18–25 ℃; естественное/искусственное, аварийное освещение; естественная/принудительная общеобменная вентиляция; связь с пожарным подразделением населенного пункта, промышленного объекта.

Оборудование

Помещение пожарного поста как отдельного/обособленного подразделения пожарной части, как правило, размещается в депо на два выезда с хозяйственно-бытовыми, вспомогательными помещениями, диспетчерской, где один основной автомобиль находится в боевом расчете, а второй – в резерве. Персонал пожарного поста – это обычно одно отделение дежурного караула, дежурный диспетчер. Обеспеченность пожарной техникой, оборудованием, боевой одеждой и средствами защиты определяется нормами табельной положенности подразделений МЧС.

Посты на объектах, с помещением для дежурного персонала размещаются и оборудуются согласно п.13.14 СП 5.13130.2009. Стационарные, мобильные посты оборудуются пожарным инвентарем, ручным инструментом согласно нормативным требованиям ППР-2012.

Инструкция для персонала

Разрабатывается руководством предприятия, организации. Весь персонал должен пройти обучение ПТМ с отрывом от производства в специализированных учебных центрах. Пример-образец по кнопке скачать.

Назначение

Кратко назначение таких опорных пунктов для борьбы с огнем, размещенных на территории, в основных зданиях, складских, вспомогательных строениях, сооружениях, на судах, можно сформулировать таким образом – выбор оптимального места размещения техники, оборудования, инвентаря, инструмента, средств защиты в непосредственной близости, на расчетном расстоянии, в радиусе обслуживания до возможных очагов пожара.

Подводя итоги:

  • Отдельный пост пожарной части – ее филиал на объекте защиты или в населенном пункте (закрытом административном округе) со спецтехникой, личным составом; с количеством, численностью их, чуть меньшим, чем в самом подразделении.
  • Пост в здании (комплексе зданий, сооружений), где установлены приемно-контрольные приборы АПС, аппаратура управления запуска АУПТ; автоматизированное рабочее место для круглосуточного дежурного персонала.
  • Помещение, с установленным пожарным шкафом, где хранится инвентарь – от огнетушителей до пожарной колонки для установки на гидрант, так же считается постом.

fireman.club


Смотрите также