Категория пожароопасности гаража


Расчет категорий помещений по пожарной опасности гараж. Категория пожарной опасности автостоянки

ПУЭ и СП различного рода ничего нам не говорят о том, как выполняется электропроводка в гараже своими руками. Между тем это помещение, которое по классу пожароопасности никак не ниже П-IIА. В общем, начало ведётся с расчёта класса гаража. И это будет для каждого своя цифра. Очень многое зависит от количества топлива, хранимого внутри, в том числе в бензобаке автомобиля. Давайте посмотрим на требования к электропроводке в гараже.

Как рассчитать класс пожароопасности своего гаража, и зачем это нужно

Все требования к изготовлению электропроводки нормируются согласно классам опасности помещения. К лимитирующим факторам относят:

  1. Горючие материалы: жидкие, твёрдые, взрывоопасные.
  2. Наличие проводящих электрический ток потолков, стен, полов.
  3. Влажные работы (термин из стандартов), то есть стирка, мойка, санузлы.
  4. Отдельным разрядом идут работы на улице.

В нашем случае ограничений может быть достаточно много, но мы начнём с пожароопасности. Согласно СНиП 21-02 (п. 5.1.6) следует вести расчёт по СП 12.13130. В свою очередь наш гараж подпадает под Приложение Б упомянутого документа. Где написано, что сортировка по категории пожароопасности от В1 до В4 проводится согласно общей теплоте, выделяемой при сгорании имеющегося в помещении количества топлива. Понятно, что много зависит от категории горючего. Потому что удельная теплота разная. Вот данные из таблицы:

  • Удельная пожарная нагрузка до 180 МДж/кв.м – класс пожароопасности В4.
  • Удельная пожарная нагрузка от 181 до 1400 МДж/кв.м – класс пожароопасности В3.
  • Удельная пожарная нагрузка от 1401 до 2200 МДж/кв.м – класс пожароопасности В2.
  • Удельная пожарная нагрузка от 2201 МДж/кв.м – класс пожароопасности В1.

Пожарная нагрузка суммируется по всем видам топлива, имеющимся в гараже. Допустим, для бензина АИ-95 удельная теплота сгорания составляет порядка 32 Мдж/л (при температуре окружающей среды порядка 15 градусов Цельсия). Это значит, что Toyota Ipsum 98 года выпуска содержит в своих недрах (при полном запасе) 60 х 32 = 1920 МДж гипотетических проблем. Для получения удельной пожарной нагрузки гаража нужно эту цифру разделить на площадь пола. Вы видите, что при размерах стен 3 х 3 метра помещение явно попадает в категорию В3. А вот если бы гараж был чуть побольше (5 х 6 = 30 кв. м), класс пожароопасности бы сразу понизился до В4.

Обратите внимание, что делить согласно СП 12.13130 нужно минимум на 10. Но и размещать тогда уже запас топлива можно далеко не везде. Из этого прямо следует, что класс пожароопасности для себя должен посчитать каждый читатель самостоятельно.

Затем уже применять конкретные нормы и правила. Причём для тех, кто решил перейти на жидкий (компримированный) газ, имеются отличные от указанных инструкции. В этом случае требуется дополнительный расчёт, в ходе которого может оказаться, что класс пожароопасности помещения повысился до А или Б. Клёвыми здесь являются формулы:

  • Выполняется расчёт критического объёма помещения: V = 1000 M / 2,886 = 346,5 M, где 2,886 – масса в граммах на метр, предельно допустимая для помещений без аварийной вентиляции. М – это масса газа, которая будет выброшена в помещение. Для этого уточняется количество заправленного топлива.
  • Допускается учитывать работу аварийной вентиляции. В этом случае коэффициент 2,886 умножается на К = А Т + 1. Где А – кратность обновления воздуха в гараже за счёт действия аварийной системы, Т – период в течение которого будет существовать утечка. Вы видите, что допустимый объем гаража можно существенно уменьшить, перемещая его в более низкий класс опасности.
  • Полученное значение сравнивается со свободным объёмом помещения. Оно образуется вычитанием из габаритов стен занятого пространства. Если затруднительным является подсчёт, то допускается величину свободного объёма гаража брать в количестве 20% от общего.
  • Если выходит так, что минимальный расчётный безопасный объем гаража менее свободного, то категория автоматически становится наивысшей – А. В противном случае – всего лишь В2.


Правила размещения электрооборудования

Мы даём голову на отсечение, что по крайней мере половина автомобилистов пытается применять розетки на улице. На этот случай присутствует явное указание ПУЭ 7 поводить питание 220 В через дифференциальный автомат с порогом срабатывания не выше 30 мА. Фактические условия улицы приравниваются к санузлу в этом плане. А значит, не помешает знать ещё два условия: допускается вести питание пониженным напряжением (до 50 В переменного тока).

Если помещение попало в класс пожароопасности и взрывоопасности А, то оно оборудуется согласно категории В1а (п. 7.3.41 по ПУЭ 6) по ПУЭ 7 (защитная оболочка). При этом предъявляется целая куча дополнительных требований, например:

  1. Установка аварийной вентиляции с кратностью обмена не ниже 5. Это оборудование также относится к электрическому, следовательно, должно учитываться в процессе проектирования системы. Одновременно с включением аварийной вентиляции обесточиваются все другие потребители.
  2. Установка датчиков контроля содержания опасного газа. Понятное дело, что это оборудование также причисляется к электрическому, следовательно, должно быть учтено. Датчики контроля и система аварийной вентиляции обеспечиваются проводкой по категории надёжности 1 согласно ПУЭ 7.
  3. Часть стен гаража следует заменить легкосбрасываемыми конструкциями по СНиП 2.09.02.
  4. Все электрооборудование ставится во взрывозащищенном исполнении. СП 31-110 говорит нам, что в этом случае нужно использовать светильники по ПЭУ 6 п. 7.3 и 7.4 (в новой редакции исключены).


Вот что пишут в ПУЭ 7 по поводу электроустановок во взрывоопасных зонах:

  1. Применяется взрывозащищенное оборудование по ГОСТ 17494. Степень защиты корпуса по IP определяется согласно таблице (см. п. 7.3.66 ПУЭ 6). Вы спросите, зачем нам устаревшие стандарты? Потому что в новых вопрос взрывоопасности газа тонко обходится. В помещениях класса В1а применяются установки с повышенной надёжностью против взрыва (искрящие или нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия), либо обычные, но с корпусом по IP54 (и не нагревающиеся выше 80 градусов Цельсия).
  2. В гараже применяются стационарные светильники с повышенной защитой против взрыва, а переносные должны быть взрывобезопасными. Проблема в том, что стоит такое оборудование достаточно дорого. Поэтому нужно внимательно оценивать класс своего помещения в плане пожароопасности, чтобы не отдать лишних денег. Допускается применять устройства с щелевыми световодами.
  3. Распределительные устройства (щиты) запрещается ставить во взрывоопасных зонах любого класса. Монтаж нужно вести снаружи от гаража. В отдельных случаях допускается установка отдельных колонок, если их степень защиты не ниже, чем в таблице 7.3.11 ПУЭ 6.
  4. Запрещается применение

stroyew.ru

Категория пожарной опасности автостоянки

В данной статье на основе нескольких примеров мы поговорим о том, как рассчитывается категория пожарной опасности автостоянки.

Данный вопрос, на мой взгляд, является одним из острых вопросов при проектировании помещений для хранения автомобилей: автостоянок, автомобильных паркингов, гаражей.

Для начала следует ответить на вопрос: «А нужно ли определять категорию пожарной опасности автостоянки или гаража?».

Ответ однозначный – да, нужно. Если посмотреть в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ №123), то в статье 32 есть для автостоянок четкая классификация – класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2, как для складских помещений.

Т.е. категорию пожароопасности для автостоянки нужно определять однозначно, и единственным документом, по которому следует проводить расчет категории пожарной опасности стоянки или гаража, является СП 12.13130.2009.

В соответствии с п. 5.2 СП 12.13130.2009 категорию по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять последовательной проверкой от наиболее опасной категории (А) к наименее опасной (Д).

В связи с этим, расчет категории гаражей и автостоянок с автомобилями на газообразном (пропан) и жидком топливе (бензин, дизельное топливо) следует начинать с категории А по взрывопожарной опасности. Хотя многие инженеры и проектировщики на этот счет грешат и сразу ставят категорию В по пожарной опасности, что является недопустимым и неправильным.

Итак, мы решили, что определять категорию пожарной опасности автостоянки нужно, переходим к самим расчетам.

Пример расчета категории пожарной опасности автостоянки №1.

Подземная автостоянка на 90 машиномест, рассчитанная на временную стоянку легковых автомобилей. Проектом не определен вид топлива, которое будет использоваться в автомобилях. Это в принципе и предусмотреть невозможно, не будет же потом на стоянке стоять охранник и проверять каждую заезжающую машину!

Размеры автостоянки 36×72 м, высота 4 м,  кратность воздухообмена в помещении автостоянки составляет 5 ч-1.

Поскольку конкретные марки автомобилей, вид топлива заранее узнать невозможно, начинаем проведение расчета с категории А по взрывопожарной опасности, т.е. в качестве топлива принимаем СУГ (пропан).

Наиболее часто в легковые автомобили устанавливают газовые баллоны, объемом 50 л. Поскольку газовые баллоны в соответствии с требованиями безопасности заправляют не более чем на 80%, то в качестве расчетного объема берем 40 л.

При расчете принимается, что вся масса газа, находящаяся в топливной системе автомобиля поступит в помещение автостоянки.

Плотность жидкой фазы пропана принимается равной 510 кг/м3 [ищем в справочниках, я брал отсюда – Plant Engineer’s Reference Book. Dennis A. Snow. Elsevier, 2002], расчетная температура равна 25°С.

Суммарная масса газа, вышедшая в помещение, составит:

m=ρV=510·0,04=20,4 кг.

Свободный объем помещения принимается равным 80% от объема помещения:

Vсв=0,8·36·72·4=8294,4 м3.

Плотность паров пропана при расчетной температуре:


Средняя концентрация пропана в помещении стоянки составит:


Поскольку концентрация пропана меньше половины НКПР (НКПР пропана в воздухе равен 2,3% по объему), то возможно применение Приложения Д СП 12.13130.2009 по расчетному определению коэффициента участия горючего во взрыве.

Однако, проверим, превысит ли избыточное давление взрыва в случае, если коэффициент участия горючего во взрыве принять равным максимальному значению – 0,5.


Поскольку избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, то помещение автостоянки не будет относиться к категории А по взрывопожарной опасности.
Данный вывод получается при условии, что объем газового баллона не превышает 50 л.
Произведем расчет в случае размещения на автостоянке автомобилей на жидком топливе – бензине.

Пример расчета категории пожароопасности автостоянки №2.

Объем топливного бака автомобиля принимаем равным 60 л, степень заполнения 95%.
Площадь пролива составит:

F=0,95·1·60=57 м2.

Для расчета интенсивности испарения бензина в качестве справочных данных можно воспользоваться данными по бензину АИ-93 из пособия к НПБ 105-95.

В помещении автостоянки всегда работает общеобменная вентиляция, работу которой необходимо учитывать в расчете при определении интенсивности испарения.
Скорость воздушного потока составит:

По таблице А.2 СП 12.13130.2009 находим значение коэффициента η для скорости воздушного потока в помещении стоянки 0,1 м/с и температуры воздуха 25°С равное 2,4.
Т.е. при данных условиях бензин будет испаряться почти в два с половиной раза быстрее.
Интенсивность испарения W составит:

Масса паров, поступивших в помещение, составит:

Проверим, не превышает ли расчетная масса бензина общей массы, содержащейся в бензобаке. Плотность бензина принимается по ГОСТ Р 51105-97 равной 780 кг/м3.

m=ρV=780·0,057=44,46 кг

Поскольку реальная масса бензина в бензобаке меньше расчетной, то берем последнюю величину за основу.
Бензин представляет собой смесь углеводородов, а не индивидуальное вещество, поэтому при расчете избыточного давления взрыва следует применять формулу А.4, а не А.1 СП 12.13130.2009.


Поскольку избыточное давление взрыва более 5 кПа, то помещение следует относить к категории А по взрывопожарной опасности.

В соответствии с п. А.2.3 СП 12.13130.2009 допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции. В нашем случае стоянка автомобилей оборудована общеобменной вентиляцией.

Проведем расчет при условии размещения дополнительных (резервных), которые будут запускаться при остановке основных, электроснабжение данных вентиляторов необходимо осуществлять по 1-ой категории надежности (см. ПУЭ).

Как сказано ранее, кратность воздухообмена в помещении автостоянки составляет 5 ч-1.

В соответствии с п. А.2.3 количество паров бензина в помещении можно уменьшить на величину, равную:

где А – кратность, T – время поступления горючего вещества в помещение.

Определим последнюю величину.

Время полного испарения бензина составит:

Коэффициент К равен:

Т.е. общая масса паров бензина находящаяся в момент взрыва в помещении автостоянки за счет работы общеобменной вентиляции, оснащенной резервными вентиляторами и электроснабжением по 1-ой категории, может быть снижена в 2,7 раза!

Следовательно, и избыточное давление взрыва также снизится в 2,7 раза и составит 2,45 кПа, т.е. менее 5 кПа.

Таким образом, категория автостоянки по взрывопожарной и пожарной опасности уже не А, стоянку можно отнести к категории В1-В4 по соответствующему расчету.

Пример расчета категории автостоянки по пожарной опасности №3.

Произведем расчет категории автостоянки по пожароопасности в случае, если она будет относиться к категории В1-В4 по пожарной опасности. Данный расчет применим для любого помещения хранения автомобилей, в том числе для гаража.

Для этого нам необходимо знать массу каждого горючего материала, входящего в состав автомобиля.

Такие данные, перерыв немало литературы, мне найти не удалось, поэтому предлагаю поступить по-другому. Известно, что доля горючих материалов от общей массы автомобиля составляет порядка 10%. Теплоту сгорания автомобильных материалов можно принять по базе типовой пожарной нагрузки (31,7 МДж/кг).

Еще раз оговорюсь, что заведомо знать, какие автомобили будут размещены на автостоянке, невозможно. Но, как показывает практика, можно ограничиться массой автомобиля в 3500 кг, что, кстати, является граничным значением при отнесении автомобиля к легковому, а также довольно большим запасом. К примеру, масса большинства легковых автомобилей составляет в пределах 1500 кг, крупных внедорожников в районе 2500 кг.

Итак, пожарная нагрузка автомобиля при принятых условиях составит:

Q=m·H=350·31,7=11095 МДж.

Теперь нужно определить площадь размещения пожарной нагрузки. Она будет равна площади автомобиля в горизонтальной проекции. Условно можно принять ее равной площади прямоугольника, образованного двумя размерами: длиной и шириной единицы автотранспорта.

Как правило, эта площадь не превышает 10 м2, но иногда немного превышает ее. Однако, в случае, когда площадь автомобиля не превышает 10 м2, ее нужно брать равной 10 м2, в противном случае следует принять наименьшее значение (опять же 10 м2), как наиболее худший вариант.

Удельная пожарная нагрузка составит:

q=Q/S=11095/10=1109,5 МДж/м2.

Помещение с данной удельной пожарной нагрузкой может быть отнесено к категории В3 по пожарной опасности. Необходимо проверить неравенство. В этом случае нам понадобится третий геометрический размер автомобиля – его высота. Высоту можно принять с достаточным запасом равной 2,5 м.

Как указано ранее, высота помещения составляет 4 м, с учетом этого, неравенство принимает вид:

11095≥0,64·1400·1,52=2016

Т.к. условие выполняется (пожарная нагрузка превышает предельно допустимую), то помещение стоянки следует отнести к категории В2 по пожарной опасности.

Итак, помещение стоянки относится к категории В2 по пожарной опасности.

В данной статье мы рассмотрели, как определяется категория пожарной опасности автостоянки.

Подписывайтесь на статьи моего блога, чтобы не пропустить последние новости.

Напоследок интересное видео о том, как пожар распространяется на стоянке автомобилей.

firesafetyblog.ru

расчёт, автосервис, инструкция, на автотранспорте, класс функциональной опасности, организации, категория автостоянок, помещений, техники, транспортного предприятия

В силу специфики назначения гаражей для них предусмотрены отдельные правила ПБ. Каждой стоянке присваивают категорию, делают расчет опасности и оборудуют пути эвакуации на случай пожара. От того, какая категория по пожарной безопасности у гаража, зависит комплектация пожарного щита, выбирают огнетушители, разрабатывают действия в случае возгорания.

Правила и нормы ПБ для гаражей

Государством разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для гаражей и автостоянок различного типа. Перечень правил установлен для кооперативных стоянок, коммерческих боксов, производственных парковок. Согласно нормам в гаражах всех типов запрещено сохранять:

  • горючие вещества;
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • тару от использованного топлива.

Нельзя проводить сварочные работы с открытым пламенем, оставлять пролитые ГСМ, держать резиновые изделия (шины) без перегородок, защищающих от контактов с другими предметами.

Класс функциональной пожарной опасности рассчитывается для каждого строения отдельно.

Категории по взрывопожарной и пожарной опасности

Отдельностоящие гаражи для легковых авто не подлежат классификации, при условии, что они не являются частью СТО.

Гаражные кооперативы относят к классу 5.2, приравниваются к складам. Для них рассчитывается уровень ПО.

Подземные парковки классифицируются в зависимости от количества мест. Стоянки у супермаркетов относятся к категории В1 и В2.

Категория пожарной опасности автостоянки зависит от вида топлива, количества паркомест и конструкции строения.

Для расчета класса взрыво- или пожароопасности учитывают:

  • низшую теплоту сгорания;
  • давление газов;
  • насколько интенсивно происходит испарение;
  • пожарную нагрузку.

Чтобы определить, к какому классу относится стоянка, делают расчет по сложным формулам, с учетом установленных норм и коэффициентов.

Инструкция о мерах ПБ

К работе в местах стоянок автомобилей допускают сотрудников, ознакомленных с инструкцией по пожарной безопасности для гаражей. Персонал обязан знать:

  • как обращаться со средствами тушения;
  • пути эвакуации;
  • порядок действий при выявлении возгораний;
  • номера телефонов пожарной охраны.

На автостоянках  для тушения возгораний используют порошковые и кислотные огнетушители. Водные и пенные средства борьбы с пламенем используют редко.

При обнаружении огня в первую очередь вызывают пожарную службу. Запрещено приближаться к очагу воспламенения, если есть угроза взрыва. При незначительном задымлении автомобиль выкатывают из помещения. При большом количестве дыма внутрь нельзя заходить.

Если есть пролитые ЛВЖ, их посыпают песком или землей. Тушение огня проводить снизу вверх, если огонь пылает на стене, сверху вниз, если тушится проем.

Дистанция между автопарковкой и другими объектами

Для производственных боксов и кооперативов соблюдение требований СНиП обязательно.

Расстояние в 10 м допускается для гаражей с количеством не более 10 и должно быть выдержано до объектов:

  • жилые дома;
  • общественные здания.

Дистанция 15 м соблюдается для открытых гаражей, с количеством мест в пределах 10 – 50 и для СТО.

Расстояние в 25 м должно выдерживаться от всех любых гаражей до лечебных заведений стационарного типа.

50-ти метровая дистанция должна быть от боксов на 101 – 300 мест и СТО на 10 мест до общеобразовательных школ и стационарных лечебных заведений. Расстояние до жилых домов (не торцевой части) не менее 15 м.

Не допускается устройство СТО для 10 – 30 автомест и гаражей для 50+ мест вблизи больниц.

Требования к гаражам различных типов

Парковочные места планируют с учетом расстояния между машинами – не менее 0,5 м для непромышленных объектов и не менее 1 м для производственных автобоксов.

Исходя из требований безопасности и уровня опасности в гаражах, устанавливают пожарные щиты, первичные средства защиты, оборудуют систему выведения дыма и газов. Если в помещении находится 10 авто и более монтируют пожарную сигнализацию.

В помещениях на 10 паркомест должен быть свободный выезд для одного автомобиля. На транспортных предприятиях для большего количества автомобилей устраивают проезд, позволяющий разъехаться 2 машинам.

Если в паркинге более 2 уровней,для него разрабатывают план эвакуации и устанавливают в доступном месте. В таких точках делают схему парковочных мест, описывают порядок парковки и очередность. Для таких автостоянок делают запас тросов, шлангов, из расчета 1 единица на 10 машин.

Когда возможны отклонения от СНиП?

Правила СНиП не распространяются на отдельностоящие гаражные строения, расположенные на частных земельных участках. Нормы, изложенные в документе, для этих объектов носят рекомендательный характер.

nebezopasno.com

Пожарная безопасность гаражей: требования, правила, меры, инструкция

По определению СП 113.13330 о требованиях ко всем видам/типам стоянок автомобилей, вышедшего в 2016 году, гаражами/парками/депо являются капитальные строительные объекты – здания, сооружения, их части, изолированные помещения, что используются для стоянки/хранения; текущего ремонта, технического сервиса грузовых, легковых автомашин, автобусов, а также городского электрического транспорта.

Гаражи организаций чаще всего являются отдельно стоящими зданиями, сооружениями, но могут быть частями, пожарными отсеками производственных, складских, административно-бытовых корпусов учреждений, предприятий, в том числе оказывающими услуги по транспортировке различных видов грузов, перевозке пассажиров внутри населенных пунктов или за их пределами.

Гаражные парки и пожарная безопасность

Виды

Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:

  • Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
  • Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
  • Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
  • Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
  • Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
  • Станции скорой медицинской помощи.
  • Пожарные депо.
  • Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
  • Трамвайные, троллейбусные парки.
  • Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.

Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.

Требования к размещению

СП 18.13330, введенный в действие в 2011 году, что регламентирует разработку генеральных планов производственных предприятий, в том числе объектов транспорта, указывает что при размещении гаражей таких объектов:

  • Следует предусматривать защитную зону, учитывать противопожарные разрывы до вблизи расположенных жилых зданий.
  • Если гаражи, административные, вспомогательные здания предприятия занимают больше 5 га общей площади, то с территории объекта выполняется не меньше двух выездов.
  • Ширина проемов ворот выездов должна выполняться с учетом максимальной ширины имеющегося транспорта + 1,5 м, но не меньше 4,5 м.

СП 42.13330, утвержденный в 2016 году, и устанавливающий нормы застройки населенных пунктов, вводит следующие требования по размещению предприятий транспорта с гаражами/парками/депо в своем составе:

  • Допускает их строительство в любой из зон – коммунальной, производственной, за исключением жилой, где возможно только размещение разных видов автостоянок для легкового автотранспорта.
  • Гаражи предприятий, обслуживающие крупные складские комплексы, включая склады пиломатериалов, базы хранения, розлива нефтепродуктов, рекомендовано размещать на их территориях за городской чертой.
  • Нормативы площади территорий гаражей, парков для размещения, ремонта транспорта при размещении в населенных пунктах приведены в таблице И.1 данного свода правил.

Системы защиты от пожара

Согласно нормативным документам в области ПБ гаражи транспортных предприятий должны быть оборудованы:

  • Нормы проектирования противопожарной автоматики указывают, что установками сигнализации о возникновении пожара защищаются одноэтажные надземные здания, сооружения для автомашин I–III степеней стойкости к огню, имеющие общую площадь помещений меньше 7 тыс. м2, а стационарными системами тушения огня – при площади больше 7 тыс. м2.
  • Как правило, при проектировании, монтаже в качестве пожарных извещателей применяют датчики дыма, а для автоматической ликвидации очагов возгораний – пенные установки пожаротушения.
  • Это обусловлено более быстрым обнаружением летучих продуктов горения пожарной нагрузки, характерной для автопредприятий, дымовыми пожарными извещателями, эффективным подавлением горящих нефтепродуктов, резинотехнических изделий воздушной пеной, образующейся при выходе из дренчерных, спринклерных оросительных головок, специальных пеногенераторов.
  • Наружное, внутреннее противопожарное водоснабжение зданий гаражей в части необходимого количества струй, общего расхода воды, принимается в зависимости от строительного объема, степени стойкости к огню таких строений.
  • В качестве источников внешнего противопожарного водоснабжения используются как кольцевые, тупиковые водопроводы населенных пунктов, предприятий, так и пожарные водоемы, резервуары.
  • Системы оповещения о пожаре работников для одноэтажных зданий гаражей допускается применять 1 типа, когда при срабатывании пожарных датчиков в защищаемых помещениях включаются звуковые оповещатели – сирены, звонки. Рекомендовано также использовать табло «Выход» с подсветкой.
  • Системы дымоудаления необходимы для зданий гаражей, не имеющих в наружных стенах проемов для освещения, фрамуг для проветривания; люков, зенитных фонарей дымоудаления в покрытиях строений.

Все помещения гаражей должны быть укомплектованы по нормам положенности переносными, передвижными огнетушителями.

Требования противопожарного режима

Они основаны на анализе наиболее частых причин пожаров в помещениях гаражей для легковых, грузовых автомашин, спецтехники, парках/депо городского электрического транспорта, и направлены на исключение создания ситуаций, способствующих возникновению очагов возгораний, быстрому распространению огня:

  • Уборка помещений, очистка одежды горючими, легко воспламеняемыми жидкостями; отогрев замерзших трубопроводных систем отопления, двигателей транспортных средств паяльными лампами, другими источниками открытого пламени – строго запрещены.
  • Спецодежда работников, постоянно контактирующих со смазочными маслами, топливом, растворителями, должна быть подвешена в нерабочее время в металлических проветриваемых шкафчиках, что устанавливаются в особо отведенных местах.
  • Запрещено оставлять подключенными к электросети в нерабочее время любые приборы, оборудование, что не относятся к системам охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дежурному/аварийному освещению; использовать электронагревательные приборы, элементы/аппараты защиты электросетей нестандартных, не сертифицированных видов, самодельного изготовления.
  • Запрещено загромождать подходы к электрощитам, огнетушителям, пожарным шкафам, пусковой аппаратуре систем тушения пожаров, дымоудаления, оповещения людей.

Полный перечень требований противопожарного режима на объектах транспортной инфраструктуры, включая гаражи автопредприятий, других организаций, изложен в разделе XI «ППР в РФ», являющихся основополагающими правилами ПБ в нашей стране.

 Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, доступна после статьи, по кнопке скачать 

Маленький уютный дом для Вашего верного железного коня! Как Вы уже наверное догадались, в нашей статье речь о пожарной безопасности в гаражах. На сегодняшний день возгорания в гаражах занимают едва ли не высшую строчку статистических данных по количеству возгораний и пожаров на территории страны.

Причины пожаров в гаражах

Определим основные три причины:

  1. Человеческий фактор или собственная халатность,
  2. Умышленные деяния третьих лиц,
  3. Природные явления.

Человеческий фактор или собственная халатность

В первом случае подразумевается личная небрежность и не внимательность владельца, это может быть:

  • не выключенный электрообогревательный прибор;
  • неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
  • хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
  • обустройства гаражей печками-буржуйками;
  • ну и конечно же курение в неположенных местах.

Третьи лица

В этом случае это как правило любители легкой «наживы», гаражи часто подвергаются взлому, и чтобы «замести следы» грабители часто поджигают гараж после ограбления. Детская шалость будет относиться к категории неумышленного причинения вреда, например, дети очень часто играют с огнем что может стать результатом возникновения пожара.

Природные явления

Как бы это страшно не звучало, но природная стихия — это неконтролируемая сила. Как правило в сухую и знойную погоду, особенно в весенний период учащаются загорания в лесах, на садовых участках и в гаражных кооперативах. Связано это с палом сухой прошлогодней травы, это и есть причина номер три возникновения возгораний в гаражах.

Как снизить риск возникновения пожара в гараже

Рассмотрим ситуацию, что у Вас еще нет собственного гаража и Вы только планируете его приобрести или построить самостоятельно.

Если вы пошли по первому пути и решили приобрести готовый гаражный бокс.

Выбирайте желательно бокс с железобетонными перекрытиями и перегородками, либо состоящий из кирпича, материалы должны быть минимально горючими или негорючими вовсе. Такие гаражи как правило стоят в разы дороже своих предшественников из дерева. Если есть возможность, то выбирайте гараж в местах где растительность минимальна или она отсутствует вовсе, это исключит возможность загорания от пала травы описанного выше. Также следует обратить внимание на гаражные ворота, желательно чтобы они были металлические, все по той же причине своей негорючести. И еще один маленький совет при покупке гаража обязательно смените замок и поверьте на этом экономить не стоит, дабы избежать покушения любителей «легкой наживы».

Теперь рассмотрим вариант, когда Вы согласовали и обошли множество инстанций и решили построить свой собственный гараж.

Как говорилось ранее преимущественно лучше использовать негорючие материалы, кирпич, железобетон и тому подобное при постройке гаража.

Итак, вы смонтировали основу гаража, то есть его стены, перегородки и кровлю осталось дело за малым. При монтаже ворот мы также рекомендуем использовать негорючие материалы, это могут быть как автоматические ворота с алюминиевой основой, так и массивные металлические ворота. Зайдем внутрь Вашего гаража, так как гараж — это не просто маленький дом для вашего автомобиля, но и как правило излюбленное место для проведения времени многих автовладельцев, серые бетонные стены выглядят довольно холодно и серо. Поэтому если решите сделать Ваш гараж более уютным при помощи краски, то обязательно используйте сертифицированные огнезащитные составы и негорючую огнезащитную краску.

Если Вы решите обшить гараж деревом изнутри по обязательно пользуйтесь огнезащитной обработкой для древесины, это не только сделает ее негорючей, но и защитит от воздействия внешних факторов (гниения, старения). Еще одним важным моментом при постройке гаража будет прокладка электропроводки, поэтому лучше обратитесь к специалисту, который дает гарантии на свои работы по прокладке электрокабелей.

Особенности противопожарного водоснабжения

Безводный участок местности – это  участок, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л/с или расстояние от места возникновения пожара до водоисточника более 500 метров;

Исходя из этого при выборе гаража не поленитесь узнать в городской службе водоканала о состоянии водоснабжения в месте планируемой покупке своего гаража, ведь для пожарных наличие воды очень важно, и чем ближе водоисточник тем быстрее они смогут оказать помощь и ликвидировать горение.

Не забывайте также следить за чистотой и порядком в Вашем гараже, не бросайте промасленные тряпки, не складируйте большой объем горюче смазочных материалов, не захламляйте свой гараж. Помните! Безопасность Вашего имущества в Ваших руках. Этот минимальный набор знаний о пожарной безопасности в гараже поможет Вам предотвратить и обезопасить себя от возникновения загорания.

Рекомендованные нормы и правила обеспечения пожарной безопасности в гаражах

Естественно все нормы и правила создаются с одной целью предотвратить возникновение возгорания и сократить возможный ущерб при возникновении пожара.

Рассмотрим общие рекомендации для всех типов гаражей:

  1. Промышленные гаражи обязательно оборудуются планом эвакуации, руководитель назначает ответственного за пожарную безопасность. Водители под роспись проходят инструктаж о правилах соблюдения пожарной безопасности, о наличии средств пожаротушения и порядке эвакуации техники;
  2. Противопожарные разрывы (расстояния) между гаражными боксами запрещено захламлять и загромождать техникой;
  3. Не допускается хранить тару с ЛВЖ в гаражном пространстве. При проведении работ с горючими жидкостями (при замене масла) вся используемая ветошь утилизируется, в обязательном порядке проводится влажная уборка помещения;
  4. Помещения служебного персонала внутри гаража отгораживаются противопожарными стенами 1-го типа;
  5. Гаражи должны быть оборудованы системой автоматического пожаротушения и ручными средствами тушения (огнетушитель, пожарные краны;
  6. Пол гаража должен иметь как правило негорючие или трудно горючее покрытие для предотвращения распространения пламени;
  7. Для двухъярусных гаражей дополнительно устанавливаются световые указатели направления эвакуации.

 Рекомендуем Вам обратить внимание на статью: 

Горючие жидкости: правила хранения

Категория гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности

Функциональная пожарная опасность здания или сооружения, а в нашем случае гаража влияет на список мероприятий которые необходимо выполнять.

Рассмотрим следующие типы гаражей:

1. Индивидуальные отдельно стоящие гаражи;

2. Частные гаражи находящиеся в общих кооперативах;

3. Подземные гаражные комплексы;

4. Гаражные боксы.

Уделим каждому из видов внимание и разберемся к какому классу функциональной пожарной опасности они относятся.

Итак, первый вид гаражей относятся к частным владениям как правило расположенных на своей земле. Такой вид как правило не подлежит классификации на предмет взрывоопасности, если не используется для нужд СТО.

Второй случай подразумевает проведение расчетов по пожароопасности, для проведения расчетов здание приравнивается к категории Ф 5.2. – складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.

Третий случай подземные паркинги – классификация помещений в случае большого скопления автотранспортных средств осуществляется по принципу исключения и проверки соответствия от наиболее опасной категории А до Д. Обычно, парковки в супермаркетах, торговых центрах и т. д. классифицируются как В-1, В-2. Автоматическая установка пожаротушения в данном типе гаражей обязательна. Помимо этого, на каждом ярусе устанавливаются пожарные щиты со средствами индивидуальной защиты и пожаротушения.

Четвертый – гаражные боксы. Требования ПБ к гаражу предприятия зависит от типа используемого топлива и установленной степени взрыво и пожароопасности. Руководителем обязательно назначается ответственный за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение регулярного инструктажа относительно необходимых мер пожаротушения. Обустройство производственного гаража средствами пожаротушения принимается из расчета категории опасности. В зависимости от аттестации здания устанавливают АПС или систему тушения механического типа с ручным приводом.

fireman.club

ᐉ Категория гаража по пожарной и взрывопожарной опасности. mainurist.ru

Примеры расчетов категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

В помещении лаборатории находятся: шкаф вытяжной химический, стол для микроаналитических весов, два стула. В лаборатории можно выделить один участок площадью не более 10 м.кв., на котором расположены стол и два стула, выполненные из дерева. Общая масса древесины на этом участке составляет около 47 кг.

Основную пожарную нагрузку автомобиля составляет резина, топливо, смазочные масла, искусственные полимерные материалы. Среднее значение количества этих материалов для грузового автомобиля следующее: резина — 118,4 кг, дизельное топливо — 120 кг, смазочные масла — 18 кг, пенополиуретан — 4 кг, полиэтилен -1,8 кг, полихлорвинил — 2,6 кг, картон — 2,5 кг, искусственная кожа — 9 кг. Общая масса горючих материалов 276,3 кг.

Расчет категорий помещений по пожарной опасности

Например, Вам необходима категория пожарной опасности гаража, то при её расчетах нужно учитывать не только объем горючего, которое единовременно может находиться внутри, но и тип топлива (бензин, газ и др.). Также оценке подлежат размеры помещения и его объемно-планировочные особенности. Только на основании этих данных гаражу будет присвоена одна из установленных нормативными документами пожарных категорий.

Непосредственный расчет категорий помещений требует изучения множества параметров, таких как особенности помещения, его площадь, высота потолков, наличие и состояние вентиляции, объем и тип горючих и взрывоопасных веществ, которые могут находиться внутри и т.д. Имея все необходимые данные, можно приступать к определению категории. Тут важно помнить, что все расчеты нужно осуществлять только в рамках утвержденных законом методик. В противном случае результаты будут неверными и пожарный инспектор может найти нарушения, что повлечет за собой административную ответственность.

Как осуществляется расчет категории по взрывопожарной и пожарной опасности

Собственникам, арендаторам, лицам, ответственным за противопожарное состояние, следует знать, что наличие таблички, указателя на двери складского, производственного помещения не только дисциплинирует персонал предприятия, организации, но и избавляет от дополнительных замечаний со стороны представителя ГПН в ходе проверки, о чем может как появиться пункт в предписании, так и штрафные санкции.

Если в последнем случае читатель может легко представить себе классический пример – склад чугунных болванок, то помещения других категорий в зависимости от сырья, промежуточных стадий и самого производственного процесса, хранящей готовой продукции, могут значительно отличаться друг от друга в каждом конкретном случае.

Категория пожарной опасности автостоянки

Если на какой-либо объект разрабатываются СТУ и в рамках этих СТУ получены какие-либо данные о показателях пожарной опасности веществ и материалов, либо о пожарной нагрузке каких-либо изделий (объектов), а затем эти СТУ согласованы, то результаты научно-исследовательских работ, которые «легли» в СТУ, могут быть использованы при расчете категорий.

Подземная автостоянка на 90 машиномест, рассчитанная на временную стоянку легковых автомобилей. Проектом не определен вид топлива, которое будет использоваться в автомобилях. Это в принципе и предусмотреть невозможно, не будет же потом на стоянке стоять охранник и проверять каждую заезжающую машину!

Категория помещения по ПУЭ

  • наименование и характеристики хранящихся в помещении взрывопожароопасных веществ и материалов;
  • количественный объем взрывоопасной смеси относительно свободного объема помещения;
  • наличие технологического оборудования, в процессе эксплуатации которого возможно выделение ГГ или ЛВЖ;
  • метраж помещения;
  • другие взрывоопасные факторы.

Категорирование помещений по ПУЭ осуществляется на основании характеристик веществ и материалов, которые обращаются в помещении. Всего выделяют 5 основных категорий, которые имеют буквенное обозначение – от А до Д, в порядке уменьшения взрывопожароопасности.

Сайт пожарных, Пожарная безопасность

Второй случай подразумевает проведение расчетов по пожароопасности, для проведения расчетов здание приравнивается к категории Ф 5.2. – складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.

  • не выключенный электрообогревательный прибор;
  • неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
  • хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
  • обустройства гаражей печками-буржуйками;
  • ну и конечно же курение в неположенных местах.

Расчет категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности

Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.

Горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

Категории по пожарной и взрывопожарной опасности

На дверях любых помещений складского или производственного назначения, а также на наружных установках, принадлежащих организации, должны быть расположены таблички с указанием категории по пожарной и взрывопожарной опасности этих объектов. В зависимости от установленной категории обеспечивается принятие всех установленных законодательством мер, направленных на организацию пожарной безопасности. Такие меры существенно снижают вероятность пожара, а также формируют надежную противопожарную защиту сотрудников организации и ее имущества на случай появления возгорания.

Для установления категории в каждом практическом случае используются следующие параметры: количество и вид горючих материалов и воспламеняющихся веществ, используемых в помещении; его геометрические размеры; высота и площадь; место расположения горючих веществ; особенности материала, использованного для изготовления потолка или перекрытий. Расчет категорий по пожароопасности и взрывопожароопасности выполняется при разработке проекта будущих строений и их возведении, либо при реконструкции помещений или наружных установок, в результате которой будут изменены особенности производимых в них технологических процессов.

Определение и обозначение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности помещений

  • помещение может быть отнесено к категории В4, если его площадь не превышает 10 м 2 или пожарная нагрузка в помещении большей площади размещена на площади не более 10 м 2 , при этом количество пожарной нагрузки в помещении не должно превышать: древесины — 130,4 кг, либо бумаги — 134,3 кг, либо х/б ткани — 107,5 кг, либо резины — 53,7 кг, либо полиэтилена — 43,7 кг;
  • помещение необходимо отнести к категории В3, если его площадь и площадь размещения пожарной нагрузки в нем превышают 10 м, а количество пожарной нагрузки не превышает (приведено для помещения площадью 15 м 2 и расстояния от поверхности пожарной нагрузки до перекрытия 2 м): древесины — 259,6 кг, либо бумаги — 267,4 кг, либо х/б ткани — 213,9 кг, либо резины — 106,9 кг, либо полиэтилена — 87 кг;
  • помещение необходимо отнести к категории В2, если его площадь и площадь размещения пожарной нагрузки в нем превышают 10 м, а количество пожарной нагрузки не превышает (приведено для помещения площадью 15 м 2 и расстояния от поверхности пожарной нагрузки до перекрытия 2 м): древесины — 408 кг, либо бумаги — 420,2 кг, либо х/б ткани — 336,2 кг, либо резины — 168,0 кг, либо полиэтилена — 136,8 кг;
  • помещение необходимо отнести к категории В1, если его площадь и площадь размещения пожарной нагрузки в нем превышают 10 м, а количество пожарной нагрузки превышает указанное выше (для помещения площадью 15 м 2 и расстояния от поверхности пожарной нагрузки до перекрытия 2 м).

Помещение для хранения металлолома, вероятно, следует отнести к категории Д (пониженная пожароопасность) — т.к. в нем хранятся негорючие вещества и (или) материалы в холодном состоянии. Однако, в таком случае горючие вещества и материалы в помещении должны либо отсутствовать полностью, либо суммарная пожарная нагрузка в помещении должна составлять менее 10 МДж (древесины и бумаги — 0,7 кг, либо х/б ткани — 0,6 кг, либо резины — 0,3 кг, либо полиэтилена — 0,2 кг). При определении количества пожарной нагрузки необходимо учитывать абсолютно все горючие вещества и материалы, включая мебель, горючую изоляцию электрических проводов и кабелей и т.п.

Расчет категорий пожарной опасности помещений

Информация о категории и зоне ПУЭ должна быть на всех дверях производственных помещении и складов. Обычно вешают таблички, в верхней части которых присутствует обозначение категории помещения (например, А), а в нижней части – обозначение класса зоны электроустановок (например, В-Iа).

Кроме этого, определяется класс зон по Правилам установки электроустановок (ПУЭ). Проще говоря, выявляются взрывоопасные (В-I, В-Iа, В-Iб, В-Iг, В-II, В- IIа) и пожароопасные (П-I, П-II, П-IIа, П-III) зоны. Для таких зон требуется установка технологического оборудования во взрывозащищенном исполнении (например, электрическая цепь у такого оборудования должна быть искробезопасна и (или) у оборудования должна быть взрывонепроницаемый корпус и т.д.)