Герметический гараж мебиус


«Герметический гараж» Мёбиуса: шедевр или мистификация

Жан “Мёбиус” Жиро — один из самых известных и, в то же время, загадочных авторов. На мой взгляд, для понимания авторских (и не только авторских) работ Мёбиуса нужно иметь хотя бы отдаленное представление о его жизни и о том, что это за личность.

Его карьера началась в далеком 1953 году, когда 15-летний юноша продал свою первую работу (сценарий) французскому художнику Марияку. Уже в возрасте 18 лет Жан Жиро опубликовал свои первые иллюстрации и выпустил комикс «Франк и Жереми». Его вклад в мировую комикс-индустрию невозможно переоценить. Одна из ключевых вех его карьеры и жизни — это появление псевдонима, вдохновленного листом Мёбиуса, открытием немецкого ученого Августа Фердинанда Мёбиуса. Существуют теории о том, что лист Мёбиуса — это своего рода символ бесконечности. И вот на этом моменте становится немного яснее, почему Жан Жиро выбрал такой псевдоним. В какой-то степени его произведения  под псевдонимом «Мёбиус» не имеют четкого начала и конца и завязаны на безграничности человеческого сознания. Попробуем убедиться в этом на примере «Герметического гаража» с любовью локализованного российским издательством Zangavar. Именно благодаря им, в русском переводе не используется словосочетание «Герметичный гараж».

«Герметический гараж» начал выходить в 1976 году в качестве комикс-стрипов в французском журнале Métal Hurlant, одним из основателей которого был сам Жан Жиро. Через 3 года комикс был завершен, и все выпуски напечатали одним сборником. Стоит отметить, что оригинальная версия была черно-белой и вышла на французском языке, однако немного позже в Америке выпустили версию в цвете. Точно так же поступило и издательство Zangavar, напечатав сначала этим летом черно-белый вариант, а затем цветной.

Повествование в «Герметическом гараже» похоже на поток сознания (мир состоит из 3 уровней: подсознания, сознания и суперсознания), поэтому не удивляйтесь, если на каком-то моменте поймаете себя на мысли, что не можете уследить за повествованием. Жан Жиро в одном из интервью подтвердил, что большая часть сюжета была импровизацией, то есть с самого начала в графическом романе не было единой сюжетной линии.

Сам по себе Герметический гараж — это астероид, парящий в открытом космосе. Однако читая комикс, создается впечатление, что вселенная Гаража не имеет ни начала, ни конца. Первая половина повествования может и вовсе вызвать у читателя недоумение (по крайней мере у меня были именно такие чувства). Сюжет разбросан, повествование рваное, а персонажи, с которыми автор знакомит читателя, не знают ничего о происходящем. Даже главный герой майор Груберт, король вселенной Герметического гаража, окутан тайной. Прибавьте к этому Джерри Корнелиуса, который предстает перед читателем в абсолютно разных образах, что еще больше препятствует восприятию. И завершите коктейль множеством непонятных, выдуманных слов.

Однако во всей этой какофонии образов и событий каждый читатель сможет открыть что-то новое для себя. Мёбиус часто использует двойственность в повествовании: находится сразу несколько моментов, в которых снаружи — эмоциональная сцена, а внутри при этом царит спокойствие. Безусловно, «Герметический гараж» довольно сложен для восприятия, однако он предлагает читателю самому размышлять о том, что хотел сказать автор. И еще: эта книга “работает” на уровне подсознания.

Рисунок Жана Жиро действительно впечатляет. Он с легкостью передает масштаб событий, умеет работать со светом, используя штриховку (особенно хорошо это заметно в черно-белой версии графического романа). Переходы от черного к белому абсолютно невероятны, и его манеру рисунка, пожалуй, невозможно спутать ни с чьей другой. Можно долго спорить, какая версия «Герметического гаража» лучше: черно-белая или цветная. На мой взгляд, все эти споры будут бессмысленны. Каждая из книг уникальна и воспринимается по-разному. Однако в цветной версии грань между реальностью и вымыслом заметить гораздо проще. Примером может стать последняя страница, где майор Груберт покидает «реальность», выходя через девятую дверь, и оказывается в скучной черно-белой обстановке, которая уж больно сильно напоминает нашу обыденность. В противовес этому — инопланетяне и уходящие за горизонт пустыни, словно из каких-нибудь «Звездных войн» (которые вышли как раз в то время).

Собственно российское издание «Герметического гаража» от Zangavar — это само по себе событие. Для любителей ТТХ — 321 x 244 мм, 120 плотных мелованных страниц, твердый переплет с выборочным золотым тиснением. Такие вещи принято называть подарочными изданиями, и это действительно шикарный подарок для ценителя рисованных историй: формат позволяет вдоволь разглядывать страницы, полные занимательных деталей; шрифты, как будто рукописные (что может сбивать с толку), идеально вписываются в картинку; яркие и насыщенные цвета, а сама книга на полке выглядит отлично. Конечно, рекомендовать книгу всем подряд не получится и представляется, что цветная версия «Герметического гаража» больше подойдет читателям, до этого незнакомым с произведениями Мёбиуса, ч\б вариант их может и отпугнуть.

Помимо вступления от автора, никаких других дополнительных материалов в книге нет. Как уже я отметила выше, Гараж оставляет понимание на совести читателя, и здесь нет примечаний, которые бы объясняли все отсылки в произведении. А их немало, и остается полагаться только на свою эрудицию. Например, тот самый Джерри Корнелиус — это прямой намек на одноименного персонажа книг фантаста Майкла Муркока. А кое-где можно разглядеть персонажей Marvel и Disney. С другой стороны, от дополнительных скетчей или иллюстраций мы бы не отказались.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

geekster.ru

​Великий алхимик Мёбиус

Мёбиус. Герметический Гараж. /Пер с франц. М. Хачатурова. — М.: Zangavar Cobalt, 2016. — 120 с.

«У Джерри Корнелиуса был гараж, чтобы держать там все свои средства передвижения... но... гараж-то был герметическим!..» Если попытаться кратко описать происходящее в «Герметическом гараже», сложно подобрать слова лучше. Сам Мёбиус описывает процесс создания произведения состоянием близким к панике. Всё началось с того, что главный редактор журнала Métal Hurlant залез в ящик стола художника, ища материал для нового номера. Так, с черновых зарисовок, пригодных скорее для корзины, чем для печати, начинается путь майора Груберта к читателю. Личность его таинственна, а враги многочисленны. Кто-то считает его самозванцем с манией величия, кто-то — ключом к пониманию всего происходящего. Есть ли хотя бы доля правды в таких разных трактовках?

Свет на происходящее проливает описание работы над «Гаражом». Стоит начать с того, что журнал Métal Hurlant был основан Мёбиусом. Одного этого факта могло бы хватить для культового статуса. Впрочем, для Мебиуса это был лишь один из этапов творческого пути. Появление «Герметического гаража» на русском можно считать первым знакомством широкой отечественной аудитории с одной из ключевых фигур европейского комикса.

Занимаясь «Гаражом», каждую новую главу Мёбиус сочинял в последний момент перед отправкой в печать. Эта привычка развила в нём азарт. Он сам создавал себе как можно больше препятствий, постоянно разрушая, казалось бы, только установившуюся сюжетную канву и логику повествования. Вечное лавирование на грани автоматического письма сделалось основой мира многоуровневого астероида в созвездии Льва, выбранного местом действия. Майор Груберт — его хозяин и обычный житель.

Как он достиг таких высот? Не обошлось без изучения энтропии в узлах межгалактической ткани. Впоследствии в один будничный день Груберт постиг тайну бессмертия, а потом убил Бакалита . На каждом из уровней астероида о майоре ходят легенды; сам он наблюдает за происходящим с небес, находясь на борту космического корабля «Сигари». Словом, со стороны Груберт представляется фигурой если не всецело божественной, то практически демиургической.

В «Герметическом гараже» нам открывается алхимическая вселенная, состоящая из множества непохожих друг на друга миров со своими законами и правилами. По ней разбросаны в огромном количестве символические приманки, служащие как для лучшего понимания происходящего, так и для увода в сторону. Сюжет представляет собой не многоцветную мозаику, а скорее рассыпанный набор деталей, о способе сборки которого в нечто целое нужно догадаться самостоятельно. Так, завязкой сюжета служит побег инженера Барнье, после того как он сжигает трассировщик Джерри Корнелиуса. Майор Груберт отправляет на первый уровень астероида своего шпиона внутри «Старбильярда», огромного робота, в фигуре которого мгновенно угадывается Фантом, герой «золотого века» американских комиксов. Столкновение с символом, не имеющим в контексте повествования никакого значения, переводит нас на следующий уровень повествования. Отточенные сюрреалистические приёмы активно используются Мёбиусом для расширения символических границ мира «Гаража». Он постоянно словно недоговаривает, делая тем самым намёки. Ведут ли они куда-нибудь?

Посвящение читателя в алхимические глубины сюжета совершается параллельно погружению героев на новые уровни. Вот Груберт лично спускается на астероид, и засыпает у алтаря. Следивший за ним агент удивляется: «Невероятно! Я ведь считал его чуть ли не полубогом!.. А он спит. Такой уязвимый... Стоит лишь захотеть, достал бы сейчас свой „топпер“, и — бах! Аккорд в голову, и нет никакого Груберта!» — тем самым противник лишь одаривает майора божественным ореолом, превращая его в агнца, уготованного на заклание. Впоследствии Мёбиус посмеётся над созданным образом. Название главы, посвящённой пересказу биографии майора, он оформит монументом из слов, стоящих на каменном постаменте. Их вид сразу вызывает в памяти классический голливудский фильм о жизни Христа King of Kings. Для усиления эффекта Мёбиус располагает на монументе фигуры, показывающие величественность его размеров. Опираясь на одну из букв, стоит персонаж с ушами другой иконы — Микки Мауса. Подножие монумента находится в воде, то есть заранее предполагается, что основания его будут размыты. Герои, обсуждающие личность Груберта, идут рядом по хлипкому деревянному мостку.

Впрочем, способ повествования, выбранный Мёбиусом, может заводить искателя в тупик. Задорная игра с символами высокой и популярной культуры, раскиданными по страницам альбома, способна порождать миражи. Образ может стать отсылкой к пустому означающему или ложной подсказкой. А иногда образ ничего не значит. Так, отправленный с «Сигари» на особое задание Ларк Далькстре, имеющий характерную чёлку и усы, может оказаться оммажем к образу Кларка Гейбла, или нет, в зависимости от подготовленности. «Портье» одевает Ларка в костюм, который бы позволил ему спокойно ходить по алеаторной земле S.D.X. Шлёпанцы, цветастая рубашка-гавайка... можно охотно поверить, что к образу героя приплетается отсылка на инспектора Магнума. Только вот незадача — сериал об инспекторе был запущен, спустя несколько лет после издания «Гаража». Поддавшись мистическому порыву, в пору уверовать, что Мёбиус — алхимический медиум.

Издательством Zangavar Cobalt на русском языке выпущены сразу две версии «Герметического гаража», чёрно-белая и цветная. Оба тома представляют собой альбомы увеличенного формата в твёрдом переплёте, с серебряным или золотым тиснением в зависимости от версии. Выбор того или иного варианта словно бы является продолжением игры, затеянной Мёбиусом на страницах книги. Ни та, ни другая версия не является «правильной», но предпочтение, отданное одной из них, больше говорит о читателе, чем об авторе. Для журнала Métal Hurlant Мёбиус делал чёрно-белую версию. «Герметический гараж» в цвете впервые был издан для американского читателя. Впрочем, и тут проявилось творческое начало Мёбиуса. Цвет сам по себе несёт смысловую нагрузку. Красный плащ Супермена, рыжая чёлка Тинтина, чёрно-белая гамма фильмов Чарли Чаплина... Он сковывает художника в творческом порыве, вгоняя в прокрустово ложе единства формы и содержания. Мёбиус отбрасывает эту условность. Цвет кожи, одежды, интерьеров, небес — вслед за сюжетом он тоже от кадра к кадру выпадает совершенно случайно. Таким образом, Мёбиус отдает представления о красочности происходящего на откуп воображения читателя. Цвет, как бы намекает автор, — это в первую очередь способ познания, алхимическое предпочтение.

Чем же занимался майор Груберт? Познавал ли он самого себя, уходя с уровня сознания в подсознание, а затем к бессознательному — и дальше вглубь? Или просто убивал время в отпуске? Разве можно вообще ответить? Гараж-то был герметическим!

www.rara-rara.ru

Рецензии: Герметический Гараж — wicomix

Может случиться и так, что, начитавшись в интернете пресс-релизов и восторженных фанатских комментариев вроде «один из самых грандиозных графических романов ХХ века», «гениальная вещь»», «лучшее творение великого художника», и взяв впервые в жизни в руки «Герметический гараж» (благо издательство «Zangavar» предоставило такую возможность, подготовив шикарное русское издание), вы испытаете недоумение. Или даже раздражение. Может быть, спросите себя, пробегая глазами по черно-белым страницам: «Что это за бред?». Да, «Герметический гараж» француза Жана Жиро, известного под псевдонимом Мёбиус – очень непростая и специфическая для понимания штука. Начнем с того, что она началась с нескольких коротких историй, которые Мёбиус нарисовал «просто так», в творческом запале, и они, попав на страницы журнала «Métal Hurlant» (в США он выходил под названием «Heavy Metal»), неожиданно потребовали продолжения, не планировавшегося изначально. А (якобы) главный герой «Гаража», импозантный и всемогущий майор Груберт, предпочитающий в одежде колониальный стиль, до этого мелькал на страницах других комиксов, в основном отыгрывая юмористический типаж «француз в отпуске».

Постепенно, выпуск за выпуском, к истории добавлялись новые главы, занимавшие, как правило, один, максимум два книжных разворота. Причем очень не скоро читатель начинает понимать взаимосвязи и сюжетные линии, объединяющие эти главы. Действие, происходящее в фантасмагорическом антураже созданного Грубертом мира, развивается нелинейно, оно абсурдно, напичкано неожиданными появлениями и исчезновениями персонажей, порой перегружает сознание обилием никак не поясняемых, судя по всему, выдуманных прямо на ходу терминов («трассировщик», «двойная хроматическая поляризация», «кид’берг убийца»), относящихся к технике этой вселенной и к ее мироустройству. Заметно, что сам Мёбиус тоже не сразу понимал, куда движется его рассказ, а, поняв это, он (наверное, больше для себя, чтобы не запутаться) стал помещать в начало каждой новой главы небольшое резюме, напоминающее о том, что происходило ранее. Собрав их воедино, мы можем понять, что у майора какие-то разборки с неким Джерри Корнелиусом, мчащимся по тайге на своем вездеходе «Свиоккла 2000», и что ему, майору, предстоит спасти этот мир, расположенный на одном из астероидов в созвездии Льва, совершив путешествие через три его уровня и сразившись со злодеем по имени Бакалит. Спасением мира заняты вроде бы и другие герои: андроиды, влюбленные шпионы, красивые девушки, растерянные инженеры, колонисты космического фронтира, местные фрики и инопланетяне.

Но постепенно логика повествования, русскому человеку напоминающая о фильме «Кин-дза-дза», приведет вас к простому и странному выводу: оно, повествование, здесь – совсем не главное. И логика тоже не играет никакой роли. В работе подсознания она вообще не нужна. А ведь именно подсознание берет на себя главную роль в «Герметическом гараже» — подсознание Мёбиуса, решившего довериться ему и сделать феерический портрет той эпохи, которая оказала столь сильное влияние на его воображение и стиль рассказчика. Итак, на дворе 1976 год: затихающая в США «психоделическая революция» докатилась волнами до Европы, Карлос Кастанеда недавно опубликовал свою первую книгу, заразив продвинутую публику такими понятиями, как «точка сборки» и «Нагваль» (это понятие занимает важное место в «Гараже»), Сальвадор Дали, может быть, и сказал все, что хотел в своем творчестве, но влияние, которое его сюрреализм оказал на искусство, трудно переоценить. «Звездные войны» выйдут в прокат уже во время работы над комиксом, и пустынные пейзажи инопланетных миров вроде Татуина с их многообразием феерических форм жизни тоже перекочуют сюда, вместе с пыльными ландшафтами «Дюны» Фрэнка Герберта. И, да, в литературе правит фантастика новой волны – истории для подростков кончились, вместо них начался бесконечный поиск новых тем (вроде проблем социума и его дальнейшего развития), форм и образов, порой откровенно провокационных, которые не могли ограничить уже порядком замшелые каноны «золотого века». Мёбиус, давний фанат фантастической литературы, не избежал прямых заимствований из романов «классиков», впрочем, не особенно это и скрывая: тот же Джерри Корнелиус перекочевал сюда прямиком из романа Майкла Муркока. И, конечно, не остались в стороне комиксы про супергероев – финальная часть «гаража» служит убедительной отсылкой к персонажам, умеющим летать и испытывающим тягу к необычным костюмам и регулярному спасению мира. Все это (и многое другое) Мёбиус пропускает через себя, трансформирует и выдает в итоге набор символов, ключей к ним и сюжетных поворотов, заключенных в той самой знаменитой ленте «настоящего» Мёбиуса, в честь которого Жиро взял свой псевдоним. Кстати, слово «герметический» в названии произведения, возможно, отсылает к «герменевтике», направлению в философии, выросшему из теории интерпретации литературных текстов, что как нельзя лучше подходит к данной книге. Философией пронизаны и самые последние кадры «Гаража», отсылающие к извечным вопросам про «сон разума» и про то, «насколько реальна реальность», но вдаваться в детали здесь я не буду – малейшие намеки способны испортить вам впечатление.

Помимо «сложных» отсылок, художник наполнил свое произведение и «простым» юмором: та же «Свиоккла 2000» своим названием никак не дает выбросить из головы известный овощ, а не раз упомянутая «ризла» является всего лишь сортом табачной бумаги для закатывания самокруток. Наверняка во внешности некоторых персонажей отразились черты друзей и знакомых самого художника. Рисунок «Герметического гаража», однородным не назовешь: сказывается и разница во времени создания, и настроение автора, решившего порой разбавить серьезность происходящего ненавязчивым мультяшным стилем изображения. Но большинство страниц книги – это, конечно, нечто невероятное в графическом плане, демонстрирующем уникальный авторский стиль и его дар визионера. Кстати, это творение Мёбиуса, помимо задачки понять и принять все происходящее на его страницах, перед русскими читателями ставит одну диллему:  дело в том, что «Zangavar» анонсировали издание двух версий комикса, в оригинальном черно-белом виде (я веду речь именно о нем) и в цветном, которое появится на свет чуть позже и будет стоить чуть дороже. Так что решать вам. Черно-белое издание выглядит роскошным украшением любой книжной полки. У него большой формат 235 × 312 мм., позволяющий увидеть все нюансы и детали рисунка, твердая обложка с металлизированным названием, высокачественная печать.

В свете всего вышесказанного я не могу давать вам однозначных рекомендаций. Подозреваю, что у кого-то «Герметический гараж» может элементарно «не пойти». Тем не менее, это одна из тех книг, знакомство с которой крайне желательно: на фоне американского мейнстрима, выходящего в нашей стране, издание подобной «классики» выглядит грандиозным событием, способным открыть перед читателем огромный пласт европейского авторского комикса, для чтения которого не помешает культурный багаж, хранящийся в герметическом гараже вашего подсознания.

 

www.zangavar.ru

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

wicomix.wordpress.com

«Герметический гараж»: шутка великого Мёбиуса | Комиксы

Владетель Хум Жакин и кидберг-меланхолик Боаз идут в Больцедуру за смыкателем. Тайную базу майора Груберта раскрыли бакалиты, и он с помощью пушпул-волны отправляет туда шпиона, запаянного в робота «Старбильярд». Сам майор переходит на второй уровень, чтобы бороться с Джерри Корнелиусом — героем книг Майкла Муркока. А у инженера Барнье сгорел трассировщик, и он окончательно спятил.

Le Garage Hermétique
Жанр: сюрреализм
Сценарист и художник: Мёбиус
Выход оригинала: 1976-1979
Издательство: Zangavar Cobalt, 2016

Неподготовленный читатель, открыв «Герметический гараж», решит, что его автор сошёл с ума. События идут, кажется, не подряд, главные герои внезапно исчезают, и их сменяют другие. Диалоги написаны странным слогом и пересыпаны терминами, которые никто не спешит пояснять. Кто такие девиангелы, кидберги, бакалиты? О каких «уровнях» идёт речь? Что это вообще за место, эпоха, мир?

Игра слов, необъяснимые реалии — всё это создаёт ощущение, что ты провалился в другое измерение и не понимаешь ни слова. Местные что-то тебе втолковывают, но вы явно говорите на разных языках. Наверное, такое чувство испытывали первые читатели «Нейроманта», когда Уильям Гибсон поливал их смесью технических терминов и только что выдуманных неологизмов.