Гараж триеннале современного искусства


О выставке | Триеннале российского современного искусства

Шесть кураторов Триеннале, тесно сотрудничая с местными экспертами в области современного искусства, исследовали более 40 городов России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. В ходе исследования кураторы Музея выявили семь основных директорий, или тенденций, характерных для всех регионов, где они побывали. В директорию «Мастер-фигура» включены художники, активизирующие локальные сцены, или художники, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства. В разделе «Авторские мифологии» представлены художники, разрабатывающие свои собственные эстетические системы за пределами любых стилистических ограничений. Художники директории «Верность месту» осмысляют особенности, историю и контекст территорий, на которых проживают. Раздел «Общий язык» объединяет художников, работающих с международным языком современного искусства. В директории «Искусство действия» представлены художники-активисты, использующие публичное пространство для обращения к социально значимым темам и побуждающие локальные сообщества к действию. Художники «Морфологии улиц» обращаются к городскому ландшафту как источнику вдохновения и пространству для творчества. Последняя директория, «Локальные истории искусства», стала дискуссионной площадкой, где происходит описание и осмысление местных художественных сцен.

Экспозиция, которая разворачивается в Музее «Гараж» и Парке Горького, включает как произведения, созданные специально для Триеннале, так и работы, сделанные художниками ранее. Все художники, чьи работы выставлены в «Гараже», приняли участие в открытии выставки, что, безусловно, способствует развитию и укреплению профессиональных художественных связей.

Триеннале российского современного искусства сопровождается запуском данной веб-платформы о российских художниках и локальных арт-сценах, где будет представлена информация о ходе и результатах кураторских исследований. Сайт будет регулярно обновляться, что в перспективе превратит его в крупнейший ресурс о российском современном искусстве на русском и английском языках.

triennial.garagemca.org

Художники триеннале | Триеннале российского современного искусства

Агентство Cингулярных Исследований (Cтанислав Шурипа, Анна Титова), Данил Акимов, Павел Аксенов, Виктор Алимпиев, Евгений Антуфьев, Владимир Архипов, Александр Баюн-Гнутов, Анастасия Богомолова, Дмитрий Булатов, Дмитрий Венков, Аслан Гайсумов, Кирилл Гаршин, микро-арт-группа «Город Устинов», Евгений Гранильщиков, Илья Долгов, Антон Забродин, Группировка ЗИП, арт-группа «ЗЛЫЕ», Евгений Иванов, Алексей Иорш, Алиса Йоффе, Анна Кабисова и Евгений Иванов, творческое объединение «Куда бегут собаки», Кирилл Лебедев (Кто), Виктория Ломаско, Артем Лоскутов, Кирилл Макаров, Александр Матвеев, Таус Махачева, Роман Мокров, Андрей Монастырский, Дамир Муратов, Маяна Насыбуллова, арт-группа «Нежные бабы», Катрин Ненашева, Иван Новиков, творческое объединение «Наденька», Анатолий Осмоловский, Николай Панафидин, Александра Паперно, Анна Паркина, Павел Пепперштейн, Саша Пирогова, Александр Повзнер, Анастасия Потемкина, Сергей Потеряев, Дмитрий Пригов, Владимир Селезнев, группа «Синий суп», Елена Слобцева, Михаил Смаглюк, Альберт Солдатов, Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Александра Сухарева, Андрей Сяйлев, команда «ТОЙ», исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм», Дженда Флюид (Антонина Баевер), коллектив «Что делать», Мурад Халилов, Анфим Ханыков, Ильгизар Хасанов, Заурбек Цугаев, Алексей Чебыкин, швейный кооператив «Швемы», Александр Шишкин-Хокусай, Светлана Шуваева, 33+1, Udmurt.

В ходе работы кураторы Триеннале выявили семь основных директорий, или тенденций, в той или иной мере свойственных всем российским регионам. Эти директории позволяют взглянуть на разнообразие российской художественной ситуации с позиции верности локальному контексту, разработки индивидуальных мифологий, активизма и использования универсального языка современного искусства, понятного в любой точке мира.

Мастер-фигура

Художники

Художников этого раздела можно назвать носителями «авторитетного художественного языка», чье влияние распространяется далеко за пределы их физического присутствия и места жительства. Мастер-фигуры влияют на творческие практики в регионах, формируют идеалы искусства у молодежи и демонстрируют примеры успешной карьеры в пределах страны.

Верность месту

Художники

Тему места, особенностей его контекста и истории можно с легкостью назвать непреходящей. Внутри российского мультикультурного контекста она занимает особое положение. Протяженность страны и сопутствующие этому логистические сложности вкупе с богатой событиями историей способствует рефлексии над тем, что находится на расстоянии вытянутой руки, и поиску смысла в складках окружающей повседневности.

Общий язык

Художники

Эта директория объединяет художников, работающих в жанре кино, скульптуры, инсталляции, фотографии и живописи и обращающихся к сюжетам, которые нередко выходят за рамки локального контекста, — например, коллективной памяти, медиакоммуникации, искусственного разума, окружающей среды, человеческого сознания и т. д. Для представителей этой директории характерно глобальное понимание искусства и его инструментария и рефлексивное отношение к собственному художественному языку, что делает его более эффективным в качестве инструмента критического исследования окружающей реальности.

Искусство действия

Художники

Этот раздел посвящен художникам, принципиально иначе взаимодействующим с окружающей действительностью, — художникам-активистам. В первую очередь они новаторски используют публичное пространство, обращаясь в своем творчестве к социально-значимым темам и побуждая различные сообщества к действию. Экспозиция этого раздела представляет три тематических блока: улица как арт-пространство, социальная графика, феминистская повестка.

Морфология улиц

Художники

Для многих художников, живущих в условиях ограниченной или слаборазвитой инфраструктуры современного искусства, городское пространство становится источником материала, которым они могут распоряжаться. В последние годы стрит-арт как важная форма субкультуры распространился по всей стране и стал занимать все более заметное место в художественной жизни. В данной директории представлены пять художников и художественных коллективов, чья практика связана с переосмыслением стрит-арта, его концептуальных основ и специфического языка в контексте современной культуры.

Локальные истории искусства

Участники

Выходя за границы выставочного пространства, участники этого раздела — художники, философы, кураторы, музейные работники и искусствоведы, обладающие оригинальным взглядом на локальный контекст, переосмысляют традиционные визуальные практики. Превращая Музей в открытую платформу, где каждые две недели на протяжении работы выставки они рассказывают о городских, областных и окружных художественных сценах, участники данной директории ищут новые способы взаимодействия с посетителями на мини-конференциях, акциях, интервенциях и перформансах.

triennial.garagemca.org

Триеннале российского современного искусства. Путеводитель по выставке в музее «Гараж»

Великая и прекрасная Россия глазами куратора Юко Хасэгавы.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с инсталляцией группировки ЗИП «Школа 1,5 × 1,5». Фото: Егор Слизяк © Музей современного искусства «Гараж»

До 14 мая в Музее современного искусства «Гараж» проходит Триеннале российского современного искусства, объединившая художников, кураторов, искусствоведов, культуртрегеров и любителей искусства со всей нашей необъятной (как в плохом, так и в хорошем смысле слова) родины. Триеннале — это не только выставка, на которой представлены работы более чем 70 художников изо всех уголков страны, но и серия конференций, встречи с художниками, круглые столы, лекции и выступления, которые призваны помочь искусству преодолеть географию. Впрочем, одной из глобальных задач Триеннале ее кураторы (Ильмира Болотян, Татьяна Волкова, Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано и Саша Обухова) видели открытие российского искусства не только городу, но и миру. По просьбе «Артгида» директор Музея современного искусства в Токио и куратор Юко Хасэгава после посещения Триеннале составила свой топ-10 российских современных художников — участников выставки в музее «Гараж».

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с работами Евгения Антуфьева. Фото: Алексей Народицкий. © Музей современного искусства «Гараж»

Евгений Антуфьев (род. 1986, Кызыл, Тува) — самый деятельный «мифотворец», а точнее, художник, который посвящает время исследованию и сбору материалов, связанных с российской историей и культурой. В результате этих поисков он создает полноценный пластический язык, объединяющий архаику, народное искусство, архивные материалы, каждый раз выстраивая собственную историю, в центре которой может быть балерина Анна Павлова, писатель Владимир Набоков, пресловутый русский космизм, каталоги вымышленных и реальных существ, как у Борхеса или британского медика и писателя эпохи барокко Томаса Брауна. Антуфьев выплетает сложные нарративные структуры, проверяя на прочность саму идею каталога, музея и музейных форм репрезентации, памяти и истории, меняя наше отношение к общему или личному прошлому. На Триеннале представлен своего рода компендиум основных приемов и образов художника: монументальная деревянная скульптура, отсылающая к скульптурной архаике (скифской, этрусской — список может быть продолжен), витрина-реликварий то ли с найденными предметами, то ли с раздобытыми «сокровищами» и отдельные объекты на стене, каждый из которых — символ, значение которого раскрывается в ритуально-мистическом пространстве искусства Евгения Антуфьева.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с работой Владимира Архипова «Ванна-кровать Геннадия, Рязанская область, Россия. 2001». Фото: Егор Слизяк. © Музей современного искусства «Гараж»

Художественная практика Владимира Архипова (род. 1961, Рязань) — это грандиозное исследование, которое он ведет уже почти 30 лет: он ездит по России и миру и собирает удивительные предметы, часто сделанные «неизвестными мастерами», но объединенные одним обстоятельством. Это переделанные, дополненные и улучшенные объекты, собранные буквально из всего того, что находится под рукой и в поле зрения. Кофемолка из мясорубки, буй с пластиковым наконечником из‑под конфет (таблеток?), кровать из ржавого каркаса и чугунной ванны и т. д. Новые предметы-гибриды не просто меняют свою утилитарную функцию, перепрофилируются, они представляют собой вновь образованный, составленный по коллажному принципу объект, который рассказывает увлекательную историю об авторе, месте и самых разных контекстах, в которых та или иная вещь была создана. «Вопрос о вещи» (так называется целая книга философских очерков известного российского философа и антрополога Валерия Подороги, вдохновленная как раз практикой Архипова) стоит в центре художественных поисков Владимира Архипова. Он максимально ясно описывает свою роль как хранителя и собирателя, а на самом деле ученого, который ведет подробный отчет о своей деятельности. Собственно, проект Архипова для Триеннале призван продемонстрировать не только сами объекты-истории, но и методологию художника: как составляется журнал путешествий, какая информация выбирается и вносится в журнал, записи интервью с авторами чудесных предметов и прочее.

Александр Баюн-Гнутов. Гримуар. 2014. Смешанная техника. 21 × 16 × 2,5 см. Частное собрание. Courtesy Музей современного искусства «Гараж», Москва

Маг и волшебник, больше чем художник Александр Баюн-Гнутов (род. 1976, Саратов) заново пишет и осмысляет свою биографию и художественный опыт, постоянно экспериментируя с сюжетными поворотами личной и профессиональной судьбы. Он каждый раз выстраивает сложную историю с элементами мистики и особого ритуального «обаяния»: то служит культу, известному только ему, то пишет таинственные книги, больше похожие на рунические тексты, то скрупулезно составляет индивидуальный эпос, в полной мере соответствуя законам жанра, где есть герой, антигерой, события непреодолимой силы и известная цикличность, а значит, крайне условное представление о времени и скептическое отношение к самой идее развития, трансформации реальности. Именно эту мысль и транслирует Баюн-Гнутов в своей художественной практике, не уставая критиковать систему современного искусства, отказываясь от его общего или хотя бы понятного многим языка. На Триеннале представлены так называемые гримуары — рукописные книги, страницы которых испещрены графическими и текстовыми символами, и видео, на котором зафиксирован процесс их создания в обыкновенной ванной комнате. Тайное знание, наверняка хранящееся внутри этих кодексов, вряд ли окажется когда‑либо доступным или расшифрованным (это почище Манускрипта Войнича), но ощущение тотальной зашифрованности, недоступности информации, орнаментальная сила различных кодов определяет нашу реальность куда больше и точнее, чем свет любой правды или перспектива ее обретения.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с работой Дмитрия Булатова и Алексея Чебыкина «Точка доступа». Фото: Юрий Пальмин. © Музей современного искусства «Гараж»

Дмитрий Булатов (род. 1968, Калининград) — художник, исследователь, куратор, главный проводник и апологет сайнс-арта, одной из самых высокотехнологичных областей современного искусства, и различных экспериментальных практик, существующих на территории между наукой и искусством, а на самом деле развивающих новую форму художественной жизни. Новая работа Булатова — «Точка доступа», — сделанная в соавторстве с художником, архитектором и специалистом в области дополненной реальности Алексеем Чебыкиным, соединяет ренессансные оптические технологии с технологиями дополненной реальности. В основе проекта лежит принцип анаморфоза: центральная конструкция, отпечатанная на 3D-принтере, отражается в зеркальном цилиндре в форме башни Татлина. Вглядываясь в этот макет через планшет, зрители погружаются в реальность Петрограда 1920‑х годов, дополненную знаменитым памятником III Интернационалу. Одно из качеств проекта — зависимость изменения изображения на экране от роста органических элементов (травы). По мнению авторов, введение этого элемента связано с тем, что «во все времена процесс порождения и передачи информации подразумевал идею изменчивости окружающего мира и, соответственно, управлял возможностью его дальнейшего преображения».

Кирилл Гаршин. Ул. Ворошилова. Из серии «Деконструкция». 2013. Картон, акрил. 100 × 70 см. Courtesy Автор / Галерея Х. Л. А. М., Воронеж

Кирилл Гаршин (род. 1990, Воронеж) — один из немногих современных российских художников, работающих исключительно с живописью. В его авторских поисках просматривается, с одной стороны, преемственность традиции, в частности советскому гиперреализму, а с другой — попытки переосмысления актуальных интернациональных тенденций. Вне всяких сомнений, родной город Гаршина, Воронеж, играет значимую роль в его художественной рефлексии. К нему художник обращается в серии «Деконструкция», где предметом внимания и портретирования становятся кажущиеся неприметными на первый взгляд городские детали. Кирпичные стены, разбитые стекла в окнах, скупые деревца, коробки кондиционеров, бесцветные заборы, появляющиеся в его работах, ни в коей мере не романтизируются, нет в их изображении и нарочитой критической интонации. Город в «Деконструкции» предстает в безынтересном, намеренно скучном и даже имперсональном виде, то есть таким, каким, по сути, является усредненная российская повседневность.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с инсталляцией-мастерской микро-арт-группы «Город Устинов» «Частицы». Фото: Юрий Пальмин. © Музей современного искусства «Гараж»

Название художественного коллектива «Город Устинов» (его участники предпочитают оставаться анонимными, известно лишь, что родились они в 1986 году, а работают совместно с 2010 года) из Ижевска (в 1984–1987 году — Устинов) дает представление о ключевом методе, который используют авторы при создании своих произведений. Это тот самый случай, когда размер имеет значение. В микроскопических объектах, часто невидимых для большого взгляда современного человека, который привык к круговым панорамам и съемкам с дронов и самолетов, микро-арт-группа «Город Устинов» умудряется разглядеть тайную жизнь, целые вселенные, режиссировать космогонии и создавать миры по ту сторону видимой реальности. На выставке представлена практически ретроспектива коллектива, которая умещается в одной витрине, разделенной на пять частей. Каждый раздел отвечает не просто за жанр или тематику, с которыми работает группа, но представляет в концентрированном виде генный код «города Устинова»: архитектурные планы, собранные из песчинок, скульптуры из отстрелянных гильз (Ижевск — центр российской военной промышленности, здесь жил Михаил Калашников), «текст», криптоманифест, составленный из найденных объектов, кусочки текстиля, имитирующие развитие органической жизни. Форма витрины — незамкнутая окружность, как на одной из версий таблицы Сивцева для проверки зрения, — иронично призывает зрителя перенастроить свою оптику, научиться вглядываться и замечать неочевидное, открывая для себя новые миры и возможность эскапизма. Русское сознание в этом смысле — самая благодатная почва, на которую ложатся все заветы Гулливера и кэрролловской Алисы: кажется, ни в одной мировой культуре не было описано столько возможностей побега и окончательного ухода в скрытые реальности.

Антон Забродин. Ирония как ландшафт, № 1. 2015. Фотопечать на бэклите, светодиодная лампа. 145 × 200 см. Courtesy Музей современного искусства «Гараж», Москва

Антон Забродин (род. 1984, Калининград), выпускник московского Института проблем современного искусства, живет и работает в Калининграде, где продолжает исследования в области современной фотографии. Его внимание сосредоточено на документальных и фиктивных аспектах пейзажного жанра, на столкновении культурных, политических и экономических значений, приписываемых ландшафту. Забродин расширяет свой архив изображений, фотографируя различные плоскости — кредитные карты, флаги, почтовые открытки и даже картины — и затем используя их для изучения самого ландшафта и дистанции между природой и идеологиями, которые пытаются ее мобилизовать.

На Триеннале Забродин представляет свой долгосрочный проект «Новые флаги», работу над которым он начал еще в 2012 году. Художник печатает на символе государства — флаге изображения тех мест, где проходят государственные границы. Тем самым он указывает на то, что административные границы государств не связаны с характером реальной местности. Фиксация внимания на этом различии обнаруживает, по его словам, «как эти границы исчезают в человеческом измерении или, наоборот, полностью блокируют коммуникацию между двумя частями природного целого». В другой серии работ — «Ирония как ландшафт» (2015), также показанной на Триеннале, Забродин дополняет пейзажи, лишенные всякого символического значения, культурными знаками — освещенной улицей или вывеской магазина, — тем самым создавая своего рода перформативные версии этих пейзажей. Вместе с тем эти работы ставят вопрос о бесконечном потоке бессмысленных образов, пронизывающих современные массмедиа.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с инсталляцией группировки ЗИП «Школа 1,5 × 1,5». Фото: Егор Слизяк. © Музей современного искусства «Гараж»

Одно из самых активных художественных объединений последних лет — группировка ЗИП представляет собой междисциплинарную платформу, участники которой черпают вдохновение из своего непосредственного окружения, истории локальных сообществ, креативных процессов и того множества способов, какими искусство перерабатывает реальность. Группировка проводит выставки, организует арт-резиденции, тренинги, мастер-классы и дискуссии; этот подход находит отражение в эстетике группы, которая часто носит интерактивный, по методу «сделай сам», характер. Широкая деятельность группы стала показательным примером самоорганизованных инициатив, в последние годы заявивших о себе в России. Проект «Школа 1,5 × 1,5», впервые показанный в Краснодаре в 2016 году, наследует таким работам группы, как «Протестная аэробика» (2015) — ироничный перформанс, во время которого специально обученные фитнес-тренеры показывали аудитории, как защитить себя в случае столкновения с полицией, и «Район гражданского сопротивления» (2012–2015), где они спроектировали среду, способствующую перерастанию одиночного протеста во всеобщее восстание. «Школа 1,5 × 1,5» — это стихийная лаборатория- школа, где посетители могут изучать историю искусства во время теоретических и практических занятий по таким направлениям, как «Античный юмор и реализм», «Футуризм и боевые искусства», «Поп-концептуализм» и другим.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с работой творческого объединения «Куда бегут собаки» «Робокадило». Фото: Егор Слизяк. © Музей современного искусства «Гараж»

Участники группы считают символической датой основания коллектива 1961 год, когда Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. В реальности деятельность этого творческого объединения началась в 2000 году с экспериментов в области электронной инженерии, с помощью методов которой оно создает различные (в основном миниатюрные) художественные формы и затем интегрирует их в окружающее пространство. Группа занимается созданием мультимедийных инсталляций, перформансов и кинетических скульптур. Среди их проектов — электромеханическая шарманка, которая служит архивом окружающей среды, наполненной запахами, звуками и ситуациями; шары-роботы, объединяющие математические модели с реальными физическими параметрами, которые делают движение этих шаров непредсказуемым; а также мультимедийная инсталляция, создающая иллюзию наличия сознания в неживой материи за счет магнитной жидкости, принимающей форму глаза и следящей за зрителем.

Продолжая исследовать неоднозначность человеческого будущего в контексте развития искусственного интеллекта и различные формы иллюзий на границе искусства и технологии вместе с порождаемыми ими телесными переживаниями, коллектив создал первый прототип «Робокадило» — портативного автоматического кадило, предназначенного для отпугивания злых сил. Небольшое устройство, напоминающее маятник, снабжено детекторами гамма-излучения и в зависимости от ситуации распыляет ладан с разной степенью интенсивности.

Вид экспозиции Триеннале российского современного искусства с работами Александра Матвеева из серии «Прусская зима». Фото: Алексей Народицкий. © Музей современного искусства «Гараж»

Художественная практика Александра Матвеева (род. 1985, Калининград) тесно связана с его родным Калининградом. С определенной периодичностью он проводит серии мероприятий, создающих, как он сам замечает, зоны контакта между местными жителями и гостями. В своих фотопроектах он также изучает тему переселенцев, которая очень актуальна для Калининградской области, являющейся эксклавом России. Однако главный интерес Матвеева лежит не в социальной плоскости; его увлекают прежде всего взаимоотношения между человеком и природой, точнее — их отсутствие. Каждый год, с ноября по март, он отправляется в творческую экспедицию в Калининградскую область, где на среднеформатную камеру снимает места своего детства. Художник очень последователен, и строгий отрезок времени выбран им не случайно: именно в это время, по его собственным словам, можно увидеть наиболее характерные черты побережья Балтийского моря. Матвеев концентрирует свое внимание преимущественно на дикой природе, ландшафтах, которые будто никогда не были и не будут тронуты рукой человека. Его снимки можно назвать аналитическими: черно-белые, контрастные, математически выстроенные, они передают сюрреалистическую атмосферу, в которой органические природные элементы соотносятся с геометрической структурой кадров. Матвеев, пожалуй, один из немногих, кому удалось довести жанр пейзажа до его метафизической сути. Минималистичные упорядоченные пространства наполнены атмосферой спокойствия, тишины и одновременно величия природы. Природы без человека и времени.

В материале воспроизведены фрагменты сделанного музеем «Гараж» к Триеннале российского современного искусства путеводителя с текстами кураторов Ильмиры Болотян, Татьяны Волковой, Екатерины Иноземцевой, Снежаны Кръстевой, Андрея Мизиано и Саши Обуховой. «Артгид» благодарит Алену Соловьеву за помощь в подготовке материала.

 

artguide.com

Триеннале российского современного искусства пройдет в "Гараже" в 2020 году - Культура

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Вторая Триеннале российского современного искусства "Красивая ночь всех людей" пройдет в музее современного искусства "Гараж" в Москве 12 июня - 18 октября 2020 года, говорится в сообщении пресс-службы музея.

"2-я Триеннале российского современного искусства - масштабное исследование текущей ситуации в отечественном искусстве. <…> Через предельно живую форму - серию разговоров и встреч - кураторы проекта делают выставку, делегируя экспертную ответственность всем участникам первой Триеннале, которым было предложено выбрать участника Триеннале-2020 при соблюдении двух условий", - говорится в сообщении

Первое условие - "отношения между рекомендующим и рекомендуемым (учитель/ученик, родитель/ребенок, продавец/ покупатель) должны быть предъявлены открыто". Второе - рекомендующий должен помочь номинанту в реализации работы.

Кураторами Триеннале-2020 выступят Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина. Важной составляющей проекта, как говорят в пресс-службе, станет развитие взаимоотношений с регионами и расширение присутствия Триеннале за пределами Москвы. "Институции-партнеры "Гаража", на первой Триеннале выступившие в роли советников и проводников по локальным сценам, в этом году формируют запрос на грант Триеннале, чтобы реализовать событие или специальный проект "на местах". Единственным критерием отбора является предполагаемая степень влияния реализуемого проекта на местную ситуацию", - добавляют в музее.

Первая Триеннале прошла в "Гараже" в 2017 году. В ней приняли участие около 70 художников, в их числе Виктор Алимпиев, Евгений Антуфьев, Владимир Архипов, Таус Махачева, Роман Мокров, Андрей Монастырский, Александра Сухарева, Александр Шишкин-Хокусай, Светлана Шуваева и др. Триеннале (выставка, проходящая раз в три года) - крупнейший проект-исследование в рамках долгосрочной программы музея, направленной на развитие и популяризацию современного искусства в России.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. В разное время в "Гараже" проходили выставки Марка Ротко, Марины Абрамович, Такаси Мураками, Виктора Пивоварова и других художников. В мае 2014 года центр современной культуры "Гараж" сменил имя на музей современного искусства "Гараж", что отражает главную цель сооснователей музея - знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства. 12 июня 2015 года "Гараж" переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького.

tass.ru

Объявлены имена художников первой Триеннале российского современного искусства Музея «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» объявил имена художников, чьи работы будут представлены на первой Триеннале российского современного искусства с 10 марта по 14 мая.

В процессе подготовки Триеннале шесть кураторов Музея «Гараж» посетили свыше 40 городов России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Результатом этого масштабного исследования станет выставка, посвященная «духу времени» и осмыслению разнообразных социальных тенденций, формирующих региональную художественную жизнь. Экспозиция развернется в Музее «Гараж» и Парке Горького и будет включать в себя как уже существующие произведения, так и созданные художниками специально для выставки. Также в рамках Триеннале будет запущена специальная веб-платформа, посвященная российскому современному искусству. Со временем она будет дополняться, что позволит превратить этот сайт в максимально полный ресурс о российском искусстве на русском и английском языках.

В ходе работы кураторы Триеннале выявили семь основных директорий, или тенденций, в той или иной мере свойственных всем российским регионам.

«Мастер-фигура»

Художников этого раздела можно назвать носителями «авторитетного художественного языка», чье влияние распространяется далеко за пределы их физического присутствия и места жительства. Мастер-фигуры влияют на творческие практики в регионах, формируют идеалы искусства у молодежи и демонстрируют примеры успешной карьеры в пределах страны.
Художники: Павел Аксенов, Дмитрий Булатов, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пригов, Ильгизар Хасанов, 33+1.

«Авторские мифологии»

В этой директории собраны художники, которые разрабатывают «мифологии» в созданной ими самими автономной эстетической системе, выводя художественную практику за пределы любых стилевых ограничений. При этом все они оказываются связаны с как бы общими мифами про русское и «русскость», укорененными в коллективном сознании, или, наоборот, предлагают варианты убежища или спасения от общего хода вещей.
Художники: Евгений Антуфьев, Владимир Архипов, Александр Баюн-Гнутов, Дмитрий Венков, микро-арт-группа «Город Устинов», Дамир Муратов, арт-группа «Нежные бабы», Николай Панафидин, Павел Пепперштейн, Александр Повзнер, Михаил Смаглюк, Альберт Солдатов, Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Анфим Ханыков.

«Верность месту»

Тему места, особенностей его контекста и истории можно с легкостью назвать непреходящей. В российской мультикультурной ситуации она занимает особое положение. Протяженность страны и сопутствующие этому логистические сложности вкупе с богатой событиями историей способствуют рефлексии над тем, что находится на расстоянии вытянутой руки, и поиску смысла в складках окружающей повседневности.
Художники: Анастасия Богомолова, Аслан Гайсумов, Кирилл Гаршин, Илья Долгов, Евгений Иванов, Анна Кабисова и Евгений Иванов, Александр Матвеев, Таус Махачева, Сергей Потеряев, Владимир Селезнев, Андрей Сяйлев, Мурад Халилов.

«Общий язык»

Эта директория объединяет художников, работающих с интернационально понятным и не требующим «перевода» языком современного искусства. В своих произведениях художники обращаются к универсальным темам, которые понятны всем, независимо от национальности или языка: коллективная память, средства коммуникации, искусственный интеллект и человеческие эмоции.
Художники: Агентство Cингулярных Исследований (Cтанислав Шурипа, Анна Титова), Данил Акимов, Виктор Алимпиев, группировка ЗИП, Евгений Гранильщиков, Антон Забродин, творческое объединение «Куда бегут собаки», Кирилл Макаров, Роман Мокров, Маяна Насыбуллова, Иван Новиков, Александра Паперно, Анна Паркина, Саша Пирогова, группа «Синий суп», Елена Слобцева, Александра Сухарева, Заурбек Цугаев, Света Шуваева.

«Искусство действия»

Этот раздел посвящен художникам, принципиально иначе взаимодействующим с окружающей действительностью, — художникам-активистам. В первую очередь они новаторски используют публичное пространство, обращаясь в своем творчестве к социально значимым темам и побуждая различные сообщества к действию. Экспозиция этого раздела представляет три тематических блока: улица как арт-пространство, социальная графика, феминистская повестка.
Художники: Алексей Иорш, Алиса Йоффе, Виктория Ломаско, Артем Лоскутов, творческое объединение «Наденька», Катрин Ненашева, Анастасия Потемкина, исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм», Дженда Флюид (Антонина Баевер), коллектив «Что делать», швейный кооператив «Швемы».

«Морфология улиц»

В условиях ограниченной институциональной поддержки и возможностей для создания и демонстрации своих произведений важнейшей творческой практикой для многих художников является уличное искусство. Городское пространство становится для них неисчерпаемым источником материала: в своих работах они привлекают внимание к важным социальным и городским проблемам, таким как уничтожение зданий, являющихся памятниками культурного наследия, засилье рекламы, насилие и одиночество.
Художники: арт-группа «ЗЛЫЕ», Кирилл Лебедев (Кто), команда «ТОЙ», Александр Шишкин-Хокусай, Udmurt.

«Локальные истории искусства»

Выходя за границы выставочного пространства, участники этого раздела — художники, философы, кураторы, музейные работники и искусствоведы, обладающие оригинальным взглядом на локальный контекст, — переосмысляют традиционные визуальные практики. Каждые две недели на протяжении работы выставки они будут рассказывать о городских, областных и окружных художественных сценах и искать новые способы взаимодействия с посетителями в рамках мини-конференций, акций, интервенций и перформансов, превращая Музей в открытую платформу.
Участники: Лейли Асланова, Оксана Будулак, Антон Вальковский, Тамара Галеева, Александр Городний, Сергей Горшков, Константин Зацепин, Елена Касимова, Наталья Матвеева, Марина Пугина, Константин Скотников, Cергей Спирихин, Алексей Трубецков, Олеся Туркина, Мария Удовыдченко, Гузель Файзрахманова, Артем Филатов, Екатерина Шарова, Светлана Шляпникова.


Фото: Яков Хруцкий

 

garagemca.org

Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж»

Уже почти месяц в музее современного искусства «Гараж» проходит триеннале российского современного искусства. Триеннале объединила работы более 60 художников из российских регионов. Кураторы совместно с экспертами в области современного искусства посетили более 40 городов страны, встретились с более чем 200 художниками.

В результате был проведен глубокий анализ художественной обстановки в России и выделены 7 основных тенденций. Кроме того, было выделено несколько «мастер-фигур» — важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства. Экспозиция поделена на 7 директорий, каждая из которых характеризует определенную тенденцию.

Начинается триеннале с транспаранта «Здесь вам не Москва», который использовали участники так называемых «монстраций» — демонстраций, не имеющих как такового политического подтекста. Надписи на  транспарантах, как и лозунги на монстрациях весьма абсудрны, от чего акция становится еще более многозначительной.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Следующая работа, которая приковывает внимание — работа Ильгизара Хасанова «Женское. Мужское. Красное», передающая эстетику советской материальной культуры, – образы, навсегда закрепленные за послевоенными десятилетиями.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В директории под названием «Искусство действия» расположились работы активистского характера. Здесь и карикатуры на Pussy Riot Алексея Иорша, и графический репортаж  Виктории Ломаско почти со всех оппозиционных митингов, протестных акций и волнений 2011-2012 годов. А творческое объединение «Наденька» высказало свое феминистское «фи» ручными вышивками на бытовом текстиле.

Поддержал тему исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм».

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Директория «Верность месту» посвящена теме места и его восприятия в российской многокультурной среде. Здесь представлена работа Таус Махачевой «Путь объекта», где реплика картины Виктора Васнецова, солонка из позапрошлого века и традиционный дагестанский свадебный браслет дополняются конечностями висящих марионеток. Оригиналы кочуют из эпохи в эпоху, тогда как и они сами и их реплики утрачивают свои системные качества.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Работа Владимира Селезнева «Метрополис» также представлена в директории «Верность месту». Здесь автор репрезентирует миниатюру своего родного города Нижнего Тагила при помощи мусора.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В «Общем языке» художники, работающие с различными медиа апеллируют к темам, выходящим за рамки локального контекста – к коллективной памяти, искусственному разуму, окружающей среде. Группировка ЗИП представила проект «Школа 1,5 х 1,5», в котором посетителям предлагается изучить историю искусств на занятиях в школах «Ароматерапии и сочной живописи», «Коллективных действий и дискуссий», «Античного юмора и реализма» и других.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

На триеннале присутствуют работы малоизвестных художников наряду с крупными представителями арт-сцены. В каждой директории представлены абсолютно разные по содержанию объекты, выполненные в разных техниках.

Андрей Мизиано, куратор Триеннале российского современного искусства, выставочный отдел Музея «Гараж»

Художники, представленные на Триеннале, работают в разных медиа. Подбор объектов производился не только по медиа, но и по содержанию — учитывался также общий контекст выставки, ее архитектура. Изначально не было цели показать, например, только живопись, или только работы на определенную тему. Кураторы шли от материала, с которым познакомились непосредственно на местах. Внутри директорий есть свои подтемы. Например, «Искусство действия» — это не только активизм, который также представлен не однообразно (это и акции, и графика, и текстиль), но и различные феминистские практики. Кроме того, мы включили в эту директорию работы художников, которые используют революционную риторику не для борьбы на улице, а для борьбы в искусстве, для создания ярких драйвовых образов, в том числе — образцов поведения. Аналогично — в каждой директории: представлены те арт-объекты, которые вкупе — все вместе — говорят зрителю больше, чем просто одна строчка названия.

Самыми крупными проектами весеннего выставочного сезона стали работы швейцарского художника Уго Рондиноне: инсталляция OUR MAGIC HOUR на крыше музея, а также длинная радужная стена. В течение двух месяцев дети с особенностями развития из девяти российских городов, согласившись помочь художнику, рисовали на фанерных панелях радугу. Для Уве радуга — это универсальный объект, символ разнообразия, радости жизни и гармонии. Художник призывает в своих работах отречься от страха перед неизвестностью и открыться чуду, которое способно настигнуть нас в любой момент.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Триеннале сопровождается серией мини-конференций, а также обширной публичной программой.

Текст: Инна Воробьева

365mag.ru

Триеннале российского современного искусства. Видеоработы и фильмы художников


11:00–11:36  Лекторий Музея «Гараж»

«Это случилось не со мной. Тихая гавань»

Группа «Что делать»
2016, 36 мин. 24 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


11:36–12:08  Лекторий Музея «Гараж»

«Krisis»

Дмитрий Венков
2016, 32 мин. 16 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


12:09–12:54  Лекторий Музея «Гараж»

«Похороны Курбе»

Евгений Гранильщиков
2014, 11 мин. 33 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«Untitled (reenactment)»

Евгений Гранильщиков
2015, 2 мин. 47 сек. 

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«To Follow Her Advice»

Евгений Гранильщиков
2016, 31 мин. 13 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


12:54–12:59  Лекторий Музея «Гараж»

«Каскад»

Группа «Синий суп»
2016, 5 мин. 30 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


12:59–13:13  Лекторий Музея «Гараж»

«Волшебный хруст»

Виктор Алимпиев
2011, 14 мин.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


13:13–13:49 Лекторий Музея «Гараж»

«Это случилось не со мной. Тихая гавань»

Группа «Что делать»
2016, 36 мин. 24 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


13:49–14:21 Лекторий Музея «Гараж»

«Krisis»

Дмитрий Венков
2016, 32 мин. 16 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


14:22–15:05 Лекторий Музея «Гараж»

«Похороны Курбе»

Евгений Гранильщиков
2014, 11 мин. 33 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами

«Untitled (reenactment)»

Евгений Гранильщиков
2015, 2 мин. 47 сек. 

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами

«To Follow Her Advice»

Евгений Гранильщиков
2016, 31 мин. 13 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


15:05–15:21 Лекторий Музея «Гараж»

«Каскад»

Группа «Синий суп»
2016, 5 мин. 30 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


15:21–15:35 Лекторий Музея «Гараж»

«Волшебный хруст»

Виктор Алимпиев
2011, 14 мин.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


15:35–16:11 Лекторий Музея «Гараж»

«Это случилось не со мной. Тихая гавань»

Группа «Что делать»
2016, 36 мин. 24 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


16:11–16:43 Лекторий Музея «Гараж»

«Krisis»

Дмитрий Венков
2016, 32 мин. 16 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


16:44–17:28 Лекторий Музея «Гараж»

«Похороны Курбе»

Евгений Гранильщиков
2014, 11 мин. 33 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«Untitled (reenactment)»

Евгений Гранильщиков
2015, 2 мин. 47 сек. 

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«To Follow Her Advice»

Евгений Гранильщиков
2016, 31 мин. 13 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


17:28–17:43 Лекторий Музея «Гараж»

«Каскад»

Группа «Синий суп»
2016, 5 мин. 30 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


17:43–17:57 Лекторий Музея «Гараж»

«Волшебный хруст»

Виктор Алимпиев
2011, 14 мин.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


17:57–18:33 Лекторий Музея «Гараж»

«Это случилось не со мной. Тихая гавань»

Группа «Что делать»
2016, 36 мин. 24 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


18:33–19:05 Лекторий Музея «Гараж»

«Krisis»

Дмитрий Венков
2016, 32 мин. 16 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


19:06–19:50 Лекторий Музея «Гараж»

«Похороны Курбе»

Евгений Гранильщиков
2014, 11 мин. 33 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами

«Untitled (reenactment)»

Евгений Гранильщиков
2015, 2 мин. 47 сек. 

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами

«To Follow Her Advice»

Евгений Гранильщиков
2016, 31 мин. 13 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


19:50–20:05 Лекторий Музея «Гараж»

«Каскад»

Группа «Синий суп»
2016, 5 мин. 30 сек.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


20:05–20:19 Лекторий Музея «Гараж»

«Волшебный хруст»

Виктор Алимпиев
2011, 14 мин.

Сеансы показов на русском языке с русскими субтитрами


20:19–20:55  Лекторий Музея «Гараж»

«Это случилось не со мной. Тихая гавань»

Группа «Что делать»
2016, 36 мин. 24 сек.

Сеансы показов на русском языке с английскими субтитрами


20:55–21:40  Лекторий Музея «Гараж»

«Похороны Курбе»

Евгений Гранильщиков
2014, 11 мин. 33 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«Untitled (reenactment)»

Евгений Гранильщиков
2015, 2 мин. 47 сек. 

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

«To Follow Her Advice»

Евгений Гранильщиков
2016, 31 мин. 13 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами


21:40–21:55  Лекторий Музея «Гараж»

«Каскад»

Группа «Синий суп»
2016, 5 мин. 30 сек.

Сеанс на русском языке с английскими субтитрами

garagemca.org

Триеннале в «Гараже»: новая Россия

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Когда: 10 марта — 14 мая 2017

Комиссар: Кейт Фаул

Кураторы: Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Андрей Мизиано, Ильмира Болотян, Татьяна Волкова, Александра Обухова

За несколько месяцев кураторы «Гаража» посетили восемь федеральных округов, встретились с 200 художниками и отобрали из них около 70. Семь разделов выставки совмещают масштаб мастеров и направление их художественных практик.

 

Анатолий Осмоловский, Артем Лоскутов

В «Мастер-фигурах» кураторы представили носителей «авторитетного художественного языка» — как частых гостей выставок Дмитрия Пригова, Андрея Монастырского и Ильгизара Хасанова, так и порядком подзабытого Павла Аксенова.

В разделе «Авторские мифологии» можно найти Евгения Антуфьева и его скульптурную архаику, Павла Пепперштейна, который воспроизвел голубя мира Пикассо, и Дамира Муратова — в представленных работах художник иронизирует над явлением «сибирского сепаратизма». Название секции отсылает к первому независимому куратору Харальду Зееману. Именно он ввел понятие «мифологии» — категории, которая выходит за пределы привычного разграничения на стили и строится вокруг авторской эстетической системы.

Павел Пепперштейн, Евгений Антуфьев

Отдельной директорией стала и «Верность месту», которая приобретает особое значение в условиях громадной площади страны. Художники этой директории работают над переосмыслением окружающей действительности, будь то ландшафтная среда или история городов. Аслан Гайсумов показывает таблички уцелевших до войны домов в Грозном, а Александр Матвеев поднимает тему переселенцев, оперируя пейзажами родного Калининграда. В этой секции находится и одна из главных на мировой сцене российских художниц Таус Махачева, которая работает с объектами из музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.

Еще один важный вектор — «Общий язык», где художники обращаются к теме медиакоммуникаций, коллективной памяти, искусственному интеллекту и человеческим эмоциям. Видео представительницы России на Венецианской биеннале этого года Саши Пироговой и проект «Школа» группировки ЗИП соседствуют с инсталляциями Ивана Новикова и Маяны Насыбулловой и живописью Александры Паперно.

Отдельными векторами стали «Искусство действия» и «Морфология улиц». Граффити Кирилла Кто с злободневной надписью «спасибо за внимание и попытку понимания» встречает зрителей триеннале уже на подходе к парку Горького. Объединение «Швемы» в первый день выставки устроили перформанс «12-часовой рабочий день», просидев за швейной машинкой с десяти утра до десяти вечера. Акция стала знаком солидарности с работницами фабрик из стран с развивающейся экономикой.

Количество одновременно представленных художников действительно велико и позволяет оценить состояние искусства по всей России. Чтобы понять их связь, мы пообщались с одним из кураторов триеннале — антропологом Андреем Мизиано, работавшим ранее над проектами не только для «Гаража», но и для МАММ и Новой Голландии. Работая над триеннале, он посетил Дальневосточный и Центральный округа и рассказал нам о своей работе .

— Как появилась идея триеннале и почему вы решили так широко обратиться к регионам?

— Идея триеннале появилась в ходе путешествия — директор музея Антон Белов с главным куратором Кейт Фаул должны были отправиться с рабочим визитом в Японию и по дороге заехали во Владивосток. Там они оказались в центре «Заря», контекстообразующей для региона институции. В ходе разговоров они оценили масштаб страны, удивились интересной художественной ситуации в столь отдаленном от столицы месте и пришли к тому, что пора сделать большой показ регионального искусства.

— Белов и Фаул сразу нашли во Владивостоке художника или направление, которое их заинтересовало?

— Они нашли не конкретного художника, а развитую самоценную художественную ситуацию и поняли, что можно говорить не только о Москве, а о всей России. Это стало импульсом.

— В чем специфика этой ситуации?

— В случае Владивостока было довольно просто: там есть центр «Заря», который является достаточно активной институцией, работающей на высоком профессиональном уровне. Центр воссоздает вокруг себя контекст, позволяет художникам работать, ощущать свою значимость. Если говорить о «мастер-фигурах» как, например, Ильгизар Хасанов из Казани, то можно констатировать интересный культурный феномен — некоторые яркие личности могут собой заменять институцию, сплотив вокруг себя круг художников и регулярно организовывая выставочные показы.

Микроарт-группа «Город Устинов», Ильгизар Хасанов

— Как формировался выбор по регионам?

— В России восемь федеральных округов, которые в ходе обсуждения были поделены между шестью кураторами триеннале. Мне, скажем, достались Дальневосточный и Центральный. За несколько месяцев мы предприняли большое количество интенсивных поездок.

— А как вы отбирали художников?

— По сути, это было сетевой подход: я написал коллегам и художникам на фейсбуке с просьбой дать мне совет. Мне очень помогла Ирина Горлова, на тот момент глава выставочного департамента ГЦСИ. Она более осведомлена относительно региональных художественных сцен и обладает большим опытом работы в этом направлении. В зависимости от того, кто меня встречал — художник или представитель локального музея, — организация моей полевой работы варьировалась. В Ярославле, например, куратор пространства TEXTIL Юлия Кривцова устроила мне обзор портфолио всех местных художников. Информацию я собирал, каталогизировал и уже в Москве презентовал коллегам.

— Для тебя как для куратора что было главным при отборе?

— Каждый проект обладает своей логикой и драматургией. В данном случае мы руководствовались программными задачами события — представить в выставочном пространстве свое исследование, разбив его на тематические разделы-векторы.

— То есть вы под них подбирали художников?

— И да, и нет — когда мы разрабатывали векторы, у нас уже был на примете набор художников. А потом мы, используя массив данных, выработали некую типологию и уже в нее включали художников. Важный момент, который стоит оговорить: триеннале — это не смотр лучших из лучших, а тематическая периодическая выставка, которая подразумевает очень компромиссную логику включения и исключения, построенную на множестве смысловых перипетий.

Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Александр Повзнер

— А почему все-таки не лучшее из лучшего?

— Это тема не для выставки, а для ярмарки — она очень коммерческая и маркетинговая по своей сути. Художественная ситуация на порядок сложнее, чем best of the best. Мы занимаемся деятельностью, которая граничит с научной, академической практикой, а не продажей брендов.

— Давай вернемся к векторам. Как вам удалось их выделить?

— Разработка смыслового каркаса выставки — это почти творческий процесс, в основе которого находятся не статистические методы, а живой, подчас жесткий спор между кураторами. Если говорить о названии вектора «Мастер-фигура», мы обратились к труду Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» о последнем советском периоде, это его термин. «Авторские мифологии» — ссылка на Харальда Зеемана (первый независимый куратор. — Прим. ред.), «Верность месту» — так назывался один из номеров «Художественного журнала».

— А какие-то абсолютно новые имена вы открыли?

— Да. Заурбек Цугаев, чеченский художник — мы показали его первую работу, у него их пока всего две. Его работа апеллирует к определенной сенсорике: три видео, где люди — его столетняя бабушка, слепой подросток и маленький ребенок — к чему-то прикасаются. Бабушка не может почувствовать поверхность экрана айфона, слепой читает Коран, написанный на азбуке Брайля, а ребенок трогает доллар, не зная, каким важным этот хруст станет для него в скором будущем.

— Насколько эти художники интегрированы в мировой процесс?

— На самом деле существует много художественных миров: западный, азиатский, ближневосточный и т. д. Россия имеет много связей со странами Кавказа и Центральной Азии, с которыми мы все еще разделяем одно языковое поле. Америка — вообще отдельный мир, где галерей и музеев больше, чем где-либо. Поэтому сложно сказать об интегрированности, надо говорить отдельно о каждом художнике.

Арт-сообщество «33+1»

— А есть другие биеннале или триеннале, на которые вы ориентировались?

— Национальные выставки есть везде, но мы старались не увлекаться чужими идеями. Конечно, мы смотрели на Биеннале Уитни и «Бергенскую ассамблею», но все-таки хотели создать что-то свое.

— Как смотреть триеннале мало подготовленному зрителю, который не до конца понимает весь процесс?

— Авторский совет — исходить из позиции, что любой большой выставочный показ за один раз не обозреваем. Надо взять гид по выставке, идти, сканировать взглядом, что особенно задевает, и потом внимательно об этом читать. Нужно часов десять, чтобы посмотреть все, потому нужна методология.

— Что вы сами ждете от триеннале, каких результатов?

— Мы ожидаем, что триеннале покажет пример серьезной групповой работы, усилит кооперацию между регионами — люди познакомятся и пообщаются, что позволит укрепить культурные связи. Ввиду того что «Гараж» — это единственная российская институция, которая постоянно работает на международном уровне, мы сумеем привлечь внимание во всем мире. Триеннале — периодическое событие, и раз в три года мы будем создавать новую концепцию. Следует вспомнить созданную в рамках события веб-платформу на сайте «Гаража», где на двух языках можно будет прочесть о каждом из художников, с кем мы познакомились в поездках. Мой вывод — в России очень много хороших художников, и им нужно уделять больше внимания.

www.buro247.ru

В «Гараже» началась первая Триеннале российского искусства :: Впечатления :: РБК Стиль

В «Гараже» началась первая Триеннале российского искусства

Илья Торт из группы «33+1». «Город золотой», 2011

© Павел Шугуров

Автор Мария Комарова

10 марта 2017

10 марта в Музее современного искусства «Гараж» открылась первая Триеннале российского искусства, призванная доказать и показать, что и в регионах нашей страны есть талантливые художники.

Искусство Европы и Америки больше не считается каноном, которому должны соответствовать художники со всего мира. Теперь чем пристальнее авторы вглядываются в условия собственной жизни, размышляют о локальной культуре, обычаях и истории, тем успешнее становятся их произведения: современное искусство устало от глобализации и в поисках нового языка сместило фокус внимания от Европы и Америки к развивающимся странам, от столиц — к периферии. «Гараж» как один из передовых российских музеев, конечно, не мог проигнорировать эту тенденцию. И организовал Триеннале российского искусства — масштабный смотр работ художников из регионов.

Шестеро кураторов (редко такому числу творческих людей удается договориться о теме и методе) побывали во всех федеральных округах и нашли авторов в самых отдаленных уголках России. Один из участников триеннале, скульптор-­самоучка Юрий Дунаев, живет в вымирающем поселке на Чукотке и устанавливает там памятники из металлолома. Монумент Джеймсу Куку он сделал, сварив лопаты и снегоуборочный грейдер, а по бокам установил якоря. «Несколько наивная манера Дунаева полностью компенсируется масштабом и фактурностью скульптур и, безусловно, контекстом территории, где установлены монументы», — отмечает куратор Андрей Мизиано.

Искать художников на бескрайних российских просторах — не такое простое занятие, учитывая то, что в городах часто нет галерей и музеев современного искусства, а из профильных образовательных учреждений — только детские художественные школы. Чтобы выйти на авторов, кураторы опрашивали региональных журналистов, жителей, когда-то переехавших из небольших городов в Москву, искали стрит-арт «в полях».

Монстрация в Новосибирске, 1 мая 2016. Организатор: Артем Лоскутов

© Sergey Mordvinov

Антон Забродин. «Ирония как ландшафт, № 2», 2015

© предоставлено художником

Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка», 2013

© предоставлено художником

Эскиз Ирины Кориной, 2016

© предоставлено художником

В финале в списке триеннале оказалось 70 имен. Их работы поделены между семью тематическими «директориями», то есть разделами: художники секции «Авторские мифологии» исследуют мифы и стереотипы российского сознания и выдумывают собственные эстетические системы. В этом разделе представлен уроженец Тывы Евгений Антуфьев — создатель скульптур из дерева и янтаря, как будто пришедших из страшной тысячелетней сказки. В разделе «Верность месту» авторы рассуждают о локальном контексте: Таус Махачева, например, снимает видео о родном для нее Дагестане и шатком положении в нем культурных учреждений. «Морфология улиц» посвящена стрит-арту — часто единственной форме, в которой современное искусство существует в регионах, где площадкой для самовыражения молодых авторов становятся только стены. Работы художников из этого раздела — не только граффити, но и паблик-арт инсталляции — будут показаны в «Гараже» и на территории Парка Горького. Серия скульптур Александра Шишкина-­Хокусая «Смотрящий», например, окажется на крыше руин старого здания «Гаража».

Серия скульптур Александра Шишкина-­Хокусая «Смотрящий»

© предоставлено художником

Триеннале, как следует из названия, будет регулярно проходить раз в три года, но этим проект не ограничится — во имя развития современного искусства в регионах «Гараж» запустил программу резиденций для художников, начал сбор архива работ авторов из регионов и открыл сайт, на котором представлены результаты исследовательских поездок кураторов во время подготовки выставки. В поиске современного искусства и новых для столичного зрителя имен они побывали в 40 российских городах, пересекли 11 часовых поясов и проделали путь от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результат стоит оценить в «Гараже» с 10 марта до 14 мая. Возможно, триеннале позволит нам распрощаться с устаревшей идеей, что художественная жизнь и талантливые авторы есть только в Москве. 

style.rbc.ru

Экскурсии для посетителей с особенностями интеллектуального развития по Триеннале российского современного искусства

Музей современного искусства «Гараж» приглашает посетителей с особенностями интеллектуального развития на Триеннале российского современного искусства, которая объединяет работы более 60 художников со всей страны.

С 10 марта по 14 мая 2017 года в Музее «Гараж» проходит Триеннале российского современного искусства. Это первая выставка, открывающая крупномасштабный проект-исследование, который будет проходить в Музее каждые три года. Шесть кураторов Триеннале, тесно сотрудничая с местными экспертами в области искусства, исследовали более 40 городов России, пересекли 11 часовых поясов и объехали восемь федеральных округов, от Тихого до Северного Ледовитого океана.

Кураторы выявили семь направлений в развитии современного искусства, свойственных в той или иной мере всем российским регионам, и разделили выставку на соответствующие директории: «Мастер-фигура», «Авторские мифологии», «Верность месту», «Искусство действия», «Общий язык», «Морфология улиц» и «Локальные истории искусства».

В экспозицию, развернувшуюся в Музее «Гараж» и Парке Горького, вошли как произведения, созданные специально для Триеннале, так и работы, сделанные художниками ранее.

В рамках адаптированных экскурсий для посетителей с особенностями интеллектуального развития сотрудники инклюзивного отдела Музея «Гараж» подготовили дополнительные дидактические материалы и визуальные пособия, которые позволяют лучше усвоить материал выставки, а также побуждают участников к активной самостоятельной работе во время экскурсии. Подготовиться к визиту можно при помощи социальной истории, которая расположена на сайте и на информационной стойке Музея.

После визита желающим может быть отправлена презентация об экскурсии. Она позволит самостоятельно закрепить знания, полученные во время посещения Музея.

На экскурсии с группой находится педагог, который сможет оказать поддержку посетителям с особенностями интеллектуального развития там, где это будет необходимо.

После экскурсии участников ждет мастер-класс по мотивам работ, увиденных на выставке.

garagemca.org

Какими выставками «Гараж» начинает 2020 год и почему это нужно увидеть

31 января музей «Гараж» открывает сразу три долгосрочных проекта года: выставки «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» и «Прохожий» Atelier E.B, а также инсталляцию «Упражнения на конструкцию. Сгибание» Моники Сосновской. Все это дополнит декабрьские «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» и будет доступно до мая. Рассказываем, каким будет этот выставочный сезон и чего ждать после.

Тайные знания, эзотерика, советский Восток

31 января — 10 мая, «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»

Команда «Гаража» вместе с самаркандским художественным критиком Алексеем Улько и художницей Александрой Сухаревой два года исследовала закрытые сообщества, мистические практики, носителей «тайного знания» (которые зачастую становились жертвами советского террора), — и делится результатами в новой выставке «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». В название вынесена строчка из стихотворения Андрея Белого: поэт увлекался мистическими учениями и был верным последователем Рудольфа Штайнера, основателя антропософии. Оба, наряду со многими художниками прошлого века и настоящего времени, фигурируют среди участников выставки.

Все эзотерическое, фантазийное и сверхчувственное кураторы Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано подчинили зацикленной выставочной структуре — ее в «Гараже» описывают как «расцвет–изгнание». Дореволюционная эпоха, богатая на тайное и мистическое, ссылки и расстрелы 1930–1940-х, духовное возрождение на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, последовавшие там же аресты и «тишайшая» художественная деятельность после них — изучить все это можно по 150 работам разных лет. В том числе и по искусству самой Александры Сухаревой — как подчеркивают в «Гараже», художница ни с кем не вступает в диалог, но актуализирует эзотерический опыт в музее вообще.

Виктор Черноволенко. «Отшельники», 1965. Предоставлено семьей Арендт

Мода, потребители и манекены

31 января — 10 мая, Atelier E.B «Прохожий»

Художница Люси Маккензи и дизайнер Бека Липскомб, основатели бренда Atelier E.B (Ателье «Эдинбург–Брюссель»), работают на границе модного и музейного, выпускают собственные коллекции (но вне модной системы) и активно сотрудничают с другими художниками в своих проектах. В проекте, который с 31 января будет представлен в «Гараже», Маккензи и Липскомб подчеркивают: потребители моды — не только покупатели, но и «прохожие». А именно те, кто разглядывает витрины магазинов, следит за коллекциями через журналы, книги, выставки, интернет. В числе приглашенных Atelier E.B художников значатся Тауба Ауэрбах, Анна Блессман, Стефф Норвуд, Элизабет Рэдклифф, Берни Рид и Маркус Зельг, все переосмысляют образ современного манекена.

Маркус Зельг. «Фрактальная пропасть (Падение)», 2009/2018. Анна Блессман. «Две части плюс одна», 2018. Выставка Atelier E.B «Прохожий» в Lafayette Anticipations, Париж, 2018

© Pierre Antoine

До Москвы выставку «Прохожий» показывали в лондонской галерее «Серпентайн» в Лондоне и в Lafayette Anticipations в Париже, но с каждой площадкой проект изменяется — и встраивается в местный контекст. В «Гараже» Липскомб и Маккензи развернулись до небывалых для себя масштабов и досконально изучили, как мода и выставочные технологии функционировали в СССР, отражались на потребителях, что в западный дизайн привнесли выходцы из России и какие трансформации у нас претерпели типичные стратегии капитализма.

Atelier E.B заглядывают не только в прошлое, но и в будущее, думая о распространении и показе одежды в цифровую эпоху — знакомьтесь с разработанным ими приложением. Зрителям тоже предстоит стать «прохожими» — для этого перемещайтесь по выстроенному в музее «гибридному сновидческому ландшафту».

Люси Маккензи и Маркус Прошек. «Лакуна (Брюссель/Рим)», 2018. Выставка Atelier E.B «Прохожий» в галерее «Серпентайн», Лондон, 2019

© Фото: Томас Райдин

Парафраз Шуховской башни

31 января — 19 мая, «Упражнения на конструкцию. Сгибание»

Польская художница Моника Сосновская многие годы «ломает» архитектуру как языковую систему — изымает материалы, формы, конструкции из контекста, физически деформирует их. Став героиней серии Garage Atrium Commission, Моника тот же метод применила к символу советского конструктивизма — многосекционной сетчато-гиперболоидной башне. Из всей архитектуры 1920–1930-х Сосновскую больше всего привлекли соответствующие конструкции Владимира Шухова, их инженерная виртуозность и визуальная простота. Решившись на парафраз («согнуть гиперболоид — задача из области инженерной фантастики, сообщает «Гараж»), Моника получила 24-метровую инсталляцию весом семь тонн — смотрите в Атриуме музея с конца января.

Моника Сосновская. «Лестница», 2010. Выставка в Музее современного искусства, Порту

© Фото: Филипе Брага, фонд «Серралвеш»

Что дальше?

Главный план на лето — 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» (кураторы: Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина), ироничный анализ отечественной арт-среды, действующих в ней отношений, текущей ситуации вообще. Участники первой Триеннале, состоявшейся в «Гараже» 2017-м, выдвигают своих кандидатов на вторую — но только при двух условиях, нужно открыто говорить об отношениях с рекомендуемым (учитель/ученик, родитель/ребенок и т.д.) и помочь ему в реализации работы.

Триеннале российского современного искусства, Музей «Гараж», 2017

Вместе с Триеннале 12 июня в «Гараже» откроется проект казахского художника Ербосына Мельдибекова «Трансформер», исследующего историю одного сквера в Ташкенте (сквер менялся шесть раз, памятник в нем — восемь), а также инсталляция Томаса Сарасено. Этот аргентинский художник сменит в Атриуме Монику Сосновскую и покажет парящую в воздухе зеркальную сферу, созданную специально для «Гаража».

Сарасено, недавно участвовавший в выставке «Экология как новая политика» со своей работой из паутины, не меньше увлечен проектированием утопических воздухоплавательных аппаратов. Художник убежден, что воздушное пространство может стать новой средой обитания человека будущего, но переселяться туда нужно без помощи ископаемого топлива.

Томас Сарасено. «Аэродинамическое воображаемое», 2018. Выставка Томаса Сарасено ON AIR в Пале де Токио, Париж, 2018

© © Photography by Studio Tomás Saraceno,2018

www.vogue.ru


Смотрите также