Гараж ридинг группы 2017


Ридинг-группы

ПЕРВАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Новый взгляд на природу в искусстве: от подражания к рассеянию»

Искусство полнится образами природы: от демонических западных до гармонических восточных. Отражая историю колониальных захватов, освоения и попыток реставрации, оно переходит в новую область неразличения, где культура смыкается с природой, и заставляет задавать вопросы о будущем сосуществования. Этапы этого пути будут рассмотрены в ридинг-группе, где разговор пойдет о городе как победе над нецивилизованной, опасной природой; о садах и парках как зонах «дикой» природы; о пустынных техногенных ландшафтах; и, наконец, об области почти «темной материи».

Модератор: Нина Сосна, философ, теоретик медиа, кандидат философских наук, доцент НИУ «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора «Философского журнала» (ИФ РАН), автор книги «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное» (М., 2011), редактор сборника «Медиа: между магией и технологией» (М., 2014), переводчик книги Жан-Люка Марьона «Перекрестья видимого» (М., 2010).


ВТОРАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Популярные мифы о марксизме и их опровержение»

Марксизм как философское, экономическое и политическое учение к началу XXI века стал почти неотделим от широко распространившихся мифологических представлений, сложившихся вокруг него. Популярные максимы о борьбе между классами, о базисе, детерминирующем надстройку, о художественном произведении как прямом отражении коллективного сознания — лишь небольшая часть этих мифов. Работа ридинг-группы строится вокруг текстов, стремящихся прояснить и опровергнуть такой «мифологический марксизм».

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


ТРЕТЬЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Интимность как интеллектуальная проблема»

Интимный аспект человеческого бытия всегда был важным предметом осмысления в европейской культуре. Античная философия и психоанализ, социология и феминистская теория обращались к интимности и интерпретировали ее как на уровне индивидуально-психологических феноменов, так и в свете социального анализа. В ридинг-группе интимность будет обсуждаться как интеллектуальная и философская проблема в русле подхода, заложенного французским философом Мишелем Фуко и рассматривавшего способы конструирования и функционирования в европейской мысли удовольствия, желания, разные типы сексуального поведения, проблемы пола и гендера.

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


ЧЕТВЕРТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Нарративы о фотографии и фотография как нарратив» 

Фотография встраивается в различные социальные практики. Последовательность фотографий и контекст их воспроизводства оказывают различные эффекты на получателя фотографического сообщения. Мы начинаем читать печатные фотографические книги, продвигаясь от личных фотографических нарративов — через исследовательские фотонарративы — к бытованию фотографии в массмедиа. Отличительной особенностью ридинг-группы является разностороннее прочтение таких нарративов как в текстах самих фотографов, так и в текстах исследователей фотографии.

Модератор: Андрей Н. Андреев, социолог, полевой работник и фотограф, независимый исследователь, автор публикаций, основанных на биографическом методе в социологии. Преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» (2009–2015).


ПЯТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Безумие и современное общество. Лакановский подход» 

Эффекты психоаналитического дискурса простираются за пределы психоаналитического кабинета. Так, концепты, выработанные психоанализом, можно встретить в области философии, культурологии, искусства. Все это свидетельствует о том, что современный дискурс, при всем многообразии его форм, может использовать психоаналитические понятия как точку опоры, которой не хватало Архимеду.

В новой ридинг-группе участники обратятся к тексту Лакана «О вопросе, предваряющем любой возможный подход к лечению психоза». Этот текст предстанет перед нами не только как инструмент для анализа психической структуры безумца, не только как первые усилия Лакана в рамках топологии, но и как способ понять современную субъективность. Последнюю мы увидим в точке пересечения капиталистического дискурса и научного прогресса. Современный субъект в этом ракурсе предстает как не ведающий плодов собственного труда, находящийся в тревоге, сходящий с ума пролетарий с бредовым миром чисел, в который ему предлагают верить как в последнюю реальность.

Модератор: Александр Бронников, практикующий психоаналитик, участник совместной образовательной программы университетов Ренн-2 (Франция) и МГППУ (Россия), ведущий семинаров по лакановскому психоанализу в РГГУ. Стажировался в клинических учреждениях Парижа.

garagemca.org

Ридинг-группы

ПЕРВАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Письмо и языковые политики: женственное, феминистское, женское»
7 февраля — 14 марта

Ридинг-группа сосредоточится на феминистской литературной критике и философии языка, изучит работы, посвященные феномену женского письма и женской речи. Участникам и участницам будет предложено поразмышлять над тем, что такое «женский литературный язык» и «женское письмо», способны ли они преодолеть патриархальную традицию производства смысла и обнаружить женскую экзистенцию через феномен языка и слова. Почему необходимо перекодировать и заново присвоить язык, монополизированный патриархальной матрицей? Возможен ли «женский переворот» в коммуникативной системе, подчиненной экономике мужского желания? Или же эта дихотомия требует перепрочтения в рамках новейших языковых политик?

Модераторы:

Лолита Агамалова — феминистка, прозаистка, студентка философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук.

Оксана Кита — феминистка, младшая научная сотрудница ГМИИ им. А.С. Пушкина, авторка статей и поэтических текстов.

РЕГИСТРАЦИЯ


ВТОРАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Тексты и теории в архитектуре ХХ века»
8 февраля — 22 марта

Современная архитектура, отвечая на беспрецедентные социальные и экономические изменения, переживает небывалый период самокритики и рефлексии. Пытаясь порвать с прошлым и найти новые пути развития, архитекторы стремят к тому, чтобы соединять в себе ипостаси, казалось бы, противоположные — деятельного практика и идеолога-философа.

Участники ридинг-группы смогут взглянуть на историю архитектуры ХХ века сквозь призму текстов ведущих теоретиков и практиков прошлого столетия, проследить основные направления развития архитектуры с конца XIX века до сегодняшнего дня — как в традиционных мировых центрах (Западная Европа, Россия, США), так и в новых очагах строительной культуры (Япония, Бразилия, Финляндия).

Модератор: Кирилл Степанов — архитектор, магистр истории и теории архитектуры Эдинбургского университета, преподаватель кафедры архитектуры Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), аспирант Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), член редакции журнала «Вопросы всеобщей истории архитектуры».

РЕГИСТРАЦИЯ


ТРЕТЬЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Дизайн и искусство: между утилитарным объектом и культурным знаком»
13 февраля — 27 марта

Дизайн сегодня нередко «подменяет» искусство и стремится его превзойти в попытках воплотить визуальный облик эпохи. Предметы дизайна все чаще перестают быть утилитарными вещами и претендуют на статус художественных произведений. Взаимодействие искусства и дизайна приобретают самые гиперболизированные формы, порождая целое направление проектного творчества, связанное с созданием объектов, наделенных функциями, ранее всецело принадлежавшими произведениям искусства.

Участникам ридинг-группы будет предложено изучить тексты, которые помогут разобраться в принципах взаимодействии искусства и дизайна и ответить на вопрос, можно ли отождествить эти две дисциплины.

Модератор: Маргарита Морозова — кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, старший преподаватель кафедры теории и истории дизайна и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (2008–2014).

РЕГИСТРАЦИЯ


ЧЕТВЕРТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Лакановский психоанализ и означающее желания»
21 марта — 25 апреля

Жак Лакан — автор концепции «стадии зеркала», отправной точки самоиндентификации субъекта. Эта концепция описана в одноименной статье философа, а в последующих работах Лакан наметил существенный поворот, связанный с пониманием природы человеческого желания и вопросом пола. Тексты Жака Лакана вызвали бурную полемику, которая не утихает до сих пор.

Участникам ридинг-группы предлагается разобраться с одним из основных понятий психоанализа, отсылающим к проблеме желания и «субъекта желающего» — самых неоднозначных категориях психоанализа.

Модератор: Александр Бронников — практикующий психоаналитик, ученик Жан-Мишеля Вапперо. Соведущий семинара по лакановской топологии в Российском государственном гуманитарном университете. Стажировался в клинических учреждениях Парижа, участвовал в совместной образовательной программе Университета Ренн-2 (Франция) и Московского государственного психолого-педагогического университета.

РЕГИСТРАЦИЯ


ПЯТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Новая теория фотографии»
22 марта — 26 апреля

Теория фотографии XX века зачастую ассоциируется с работами таки известных авторов, как Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Сьюзен Сонтаг, Розалинд Краусс, Джон Берджер и Майкл Фрид. В то же время работы, созданные после 1980 года — особенно в 2000-е, остаются практически незамеченными. Между тем развитие технологий и культурные сдвиги последних десятилетий привели к драматическим изменениям в теории и практике фотографии, которые необходимо осмыслить на принципиально новом уровне.

Отказ от концепции «решающего момента», описанного Картье-Брессоном, и гегемонии «западного» взгляда, переход с материального носителя на цифровой, широкое распространение фотографии в Сети — эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на примере работ по теории фотографии, созданных в 2000-е. Участникам группы не только прочтут и разберут тексты, но также ознакомятся с иллюстрирующими их фотосериями и проектами и — при желании — поговорят о собственном опыте съемки.

Модератор: Виктория Мусвик — кандидат филологических наук, исследователь визуальности, арт-критик. Сотрудник Лаборатории исследований визуальной культуры и современного искусства Европейского гуманитарного университета (Вильнюс).

 РЕГИСТРАЦИЯ

garagemca.org

Ридинг-группы

ПЕРВАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Власть видимостей: у истоков теории моды»

Исследования моды сегодня превратились в развитое и популярное направление социогуманитарного знания. Участники ридинг-группы обратятся к текстам второй половины XVIII — начала XX века, периода, когда современная система моды только начинала складываться. Из этой «протомодной» перспективы будет предложено по-новому взглянуть на состояние «после моды». Классические работы авторов от Дидро и Канта до первого общепризнанного теоретика моды Георга Зиммеля помогут выявить лежащие в основе модного поведения антропологические константы и проследить их судьбу в специфических условиях западной современности.

Модератор: Ксения Гусарова — кандидат культурологии, исследователь телесных практик и представлений о теле. Преподаватель Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московской высшей школы социальных и экономических наук. Публиковалась в журналах «Теория моды», «Неприкосновенный запас», «Этнографическое обозрение», Journal of Design History и Clothing Cultures.


ВТОРАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Зритель в современном театре: черновики договора»

Участникам группы будет предложено разобраться во взаимоотношениях перформеров и зрителей в современном театре. Поворотной в истории этого вопроса стала статья Жака Деррида «Театр жестокости и закрытие представления», закрепившая право зрителя быть интерпретатором спектакля-текста. Во время встреч участники обсудят, какие изменения произошли в театре с момента выхода статьи Деррида, как трансформировалась роль зрителя и какие попытки предпринимались режиссерами (такими, как Хайнер Гёббельс, театральный коллектив Rimini Protokoll и др.), чтобы средствами спектакля перехватить инициативу у своих предшественников в борьбе за свободу зрителя.

Модератор: Валерий Золотухин — кандидат искусствоведения, историк театра. Старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.


ТРЕТЬЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Между словом и изображением: чувство, аффект, тело. Новые исследования на стыке гуманитарных и естественных наук»

Современные исследователи текстов и визуальных объектов все чаще выходят за рамки привычного для ХХ века взгляда на гуманитарные науки и разделение дисциплин. Множество проблем рассматривается на стыке литературоведения, исследований визуальности, истории, психологии и нейронаук. Можно ли выйти за рамки слова или изображения и как картографировать неподвластные им области невыразимого и нефиксируемого? Участникам ридинг-группы предлагается прочесть тексты сторонников новых «областей пограничья» и их критиков и разобраться в том, каким образом можно продолжать заниматься практиками, связанными со словами и изображениями, во времена всеобщего размывания границ и новых попыток синтеза.

Модератор: Виктория Мусвик — кандидат филологических наук, исследователь визуальности, арт-критик. Исследователь Лаборатории визуальных и культурных исследований Европейского гуманитарного университета (Вильнюс).


ЧЕТВЕРТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Реальность на экране: миф или реальность? История репрезентации в кинематографе»

Благодаря особенностям своей базовой технологии (фотохимическая реакция) кино всегда имело привилегированный статус медиа реалистического, или, другими словами, обладающего особенной близостью к реальности. Но что такое реализм и, шире, реальность, воспроизводимая киноаппаратом? Что попадает в кадр и что прочитывается зрителем? От чьего имени говорит фильм и где именно рождается его сообщение?

Знакомство с классическими и «еретическими» текстами кинотеоретиков — от Дзиги Вертова до Жан-Люка Годара, от Андре Базена до Жан-Луи Комолли и Жана Нарбони, от русских формалистов до британских материалистов — даст возможность проследить всю траекторию реалистического метода в кинематографе от его рождения в 1920–1950-х годах до кризиса в 1960–1970-х и ренессанса в 2000-х, длящегося по сей день.

Модератор: Василий Корецкий — кинокритик. Шеф-редактор раздела «Кино» портала Colta.ru. С 2004 по 2010 год был редактором раздела «Кино» журнала «Time Out Москва». В 2014-м курировал программу кино КНДР на Санкт-Петербургском международном медиафоруме. Преподает в Школе культурной журналистики Фонда «ПРО АРТЕ» (Санкт-Петербург).


ПЯТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Женская субъективность в современной культуре»

Концепт женской субъективности появляется в поле гуманитарных наук достаточно поздно — в ХХ веке. Его возникновение связано с критикой классической традиции мышления, основанной на имплицитном полагании субъекта как целостного, рационального субъекта cogito, по умолчанию субъекта мужского. Участники ридинг-группы обратятся к текстам, посвященным конструированию женского гендера, а также работам, в которых женское мыслится без привязки к понятию гендера. Каков тот круг репрессий, в рамках которого формируется женское? Что собой представляет доминирующий режим телесности, структурирующий и дисциплинирующий субъективность женщин? Каковы возможные формы сопротивления этому режиму — на уровне повседневного опыта и на уровне художественных практик?

Модератор: Наталия Бусыгина — кандидат психологических наук. Доцент Московского государственного психолого-педагогического университета, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Московского института психоанализа. Автор научных публикаций, посвященных критическим исследованиям субъективности, идеям психоанализа и постструктуралистской философии в методологии психологии и социальных наук.


ШЕСТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Лакан и современная рациональность»

Встречи этой ридинг-группы будут выстроены вокруг обсуждения текста Жака Лакана «Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда», чей отправной тезис состоит в том, что Фрейд не отрицает, но «смещает» рациональное. Психоанализ, вопреки расхожему мнению, не является учением об иррациональном, но обнаруживает рациональное там, где его не думали искать в предыдущую эпоху. О такой новой рациональности и пойдет речь.

Модератор: Александр Бронников — практикующий психоаналитик, ученик Жан-Мишеля Вапперо. Соведущий семинара по лакановской топологии в Российском государственном гуманитарном университете. Стажировался в клинических учреждениях Парижа, участвовал в совместной образовательной программе Университета Ренн-2 (Франция) и Московского государственного психолого-педагогического университета.

garagemca.org

Ридинг-группы

ПЕРВАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Техника, культуртехника, машинерия»

Чем сегодня характеризуется современность, с одной стороны, населенная гаджетами, с другой стороны, впитавшая страх перед техникой, нередко смешанный с презрением? Столетия главенства beaux arts и arts liberaux в иерархии выразительных средств вызвали привычку представлять технику инструментальной. Взаимосвязи искусства и науки, всегда имевшие место, именно в последние годы приобрели, пожалуй, самые непростые формы. На ридинг-группе обсуждения строятся по трем линиям: зачарованность техникой футуристов и кинематографистов, отчуждение философов и «антропология» сплавлений аппаратов и тел.

Модератор: Нина Сосна, философ, теоретик медиа, кандидат философских наук, доцент НИУ «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора «Философского журнала» (ИФ РАН), автор книги «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное» (М., 2011), редактор сборника «Медиа: между магией и технологией» (М., 2014), переводчик книги Жан-Люка Марьона «Перекрестья видимого» (М., 2010).


ВТОРАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Антиномии истории искусства»

История искусства — это не только совокупность произведений, но и комплекс идей, сопровождающий художественную практику и сложным образом взаимодействующий с ней. Опираясь на исследование современного американского теоретика искусства Хэла Фостера, участникам группы предлагается обсудить историю появления и развития таких устойчивых антиномий, как автономия vs. социальная обусловленность искусства, текст vs. контекст, внешнее vs. внутреннее в искусстве. Будут рассмотрены такие понятия, как художественная воля, символическая форма, зритель и другие.

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


ТРЕТЬЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Популярные мифы о марксизме и их опровержение»

Марксизм как философское, экономическое и политическое учение к началу XXI века стал почти неотделим от широко распространившихся мифологических представлений, сложившихся вокруг него. Популярные максимы о борьбе между классами, о базисе, детерминирующем надстройку, о художественном произведении как прямом отражении коллективного сознания — лишь небольшая часть этих мифов. Работа ридинг-группы строится вокруг текстов, стремящихся прояснить и опровергнуть такой «мифологический марксизм».

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


ЧЕТВЕРТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Речь, язык и культура. Лакановский подход» 

Психоаналитический дискурс оказывал влияние на понимание и сам способ говорения о философии и искусстве в XX веке. По словам психоаналитика Жака Лакана, ошибочные интерпретации основных идей Фрейда привели к «теоретической какофонии» в представлениях человека о самом себе. В новой ридинг-группе участники обратятся к программной речи Лакана «Функция и поле речи языка в психоанализе», прозвучавшей на конгрессе в Риме в 1953 году. Здесь Лакан совершает радикальный «лингвистический поворот» в отношении психоанализа, определивший развитие культуры постмодерна.

Модератор: Александр Бронников, практикующий психоаналитик, участник совместной образовательной программы университетов Ренн-2 (Франция) и МГППУ (Россия), ведущий семинаров по лакановскому психоанализу в РГГУ. Стажировался в клинических учреждениях Парижа.


ПЯТАЯ РИДИНГ-ГРУППА

Тема: «Фотография: от теории к практике и обратно» 

Разговор о фотографии — ее изготовлении, восприятии и использовании — сформировал классический корпус текстов, написанных теоретиками фотографии и фотографами. Исследовательские подходы к анализу фотографии в социальных и гуманитарных науках выступают контрапунктом к репортажной, социальной и портретной фотографии и дополнены новыми концепциями в области городских исследований. Ключевой вопрос, на который так или иначе отвечает каждый из текстов, предлагаемых к обсуждению на ридинг-группе, — что такое фотография?

Модератор: Андрей Н. Андреев, социолог, полевой работник и фотограф, автор публикаций, основанных на биографическом методе в социологии. Преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» (2009–2015). Постоянный участник ридинг-группы «Этнографическая теория» (РАНХиГС).

garagemca.org

Ридинг-группы

Библиотека «Гаража» в 2016 году открывает новый сезон ридинг-групп, где продолжает знакомить читателей с ключевыми текстами по теории и истории мирового искусства.

По устоявшейся традиции участникам предлагается стать читателями библиотеки, самостоятельно прочесть предложенные тексты и принять участие в их коллективном обсуждении.

В феврале — июне 2016 года участникам ридинг-групп предложены новые темы для обсуждений, затрагивающие проблемы формирования и развития антиномий в истории искусства, а также дискурса об искусстве как перехода от идеи к медиа.

Еще одна ридинг-группа посвящена лакановскому психоанализу и его подходу к культуре.

Свою работу продолжит группа, изучающая классические тексты марксистской традиции.


Первая ридинг-группа

Тема: «Антиномии истории искусства»

История искусства — это не только совокупность произведений, но и комплекс идей, сопровождающий художественную практику и сложным образом взаимодействующий с ней. Опираясь на исследование современного американского теоретика искусства Хэла Фостера, участникам группы предлагается обсудить историю появления и развития таких устойчивых антиномий, как автономия vs. социальная обусловленность искусства, текст vs. контекст, внешнее vs. внутреннее в искусстве. Будут рассмотрены такие понятия, как художественная воля, символическая форма, зритель и другие.

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


Вторая ридинг-группа

Тема: «Марксизм и современная культура»

Марксистская традиция продолжает оказывать влияние на интеллектуальный ландшафт современности, а ее основные подходы к анализу общественного развития по-прежнему вызывают споры. Знакомство с фрагментами основных теоретических текстов этой традиции и их обсуждение в группе позволяет понять ключевые идеи и темы сегодняшнего дня, на которые повлиял марксизм.

Модератор: Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.


Третья ридинг-группа

Тема: «Дискурс об искусстве: от Idea до Media» 

Как говорить о произведении искусства? На что обращать внимание прежде всего, что учитывать дополнительно? Общая история попыток ответить на эти вопросы за последние полвека показывает путь от предпочтений «высокой культуры» до «заземленной» археологии тех материальных носителей, с которыми искусство имеет дело. . Участники обсудят тексты русских, французских и американских исследователей, начав с основ семиотического анализа, пройти через границы его возможностей и приблизиться к выяснению того, в чем состоит «умение пользоваться своими глазами» и что может означать вычленение «визуальных паттернов».

Модератор: Нина Сосна, философ, теоретик медиа, кандидат философских наук, доцент НИУ «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора «Философского журнала» (ИФ РАН), автор книги «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное» (М., 2011), редактор сборника «Медиа: между магией и технологией» (М., 2014), переводчик книги Жан-Люка Марьона «Перекрестья видимого» (М., 2010).


Четвертая ридинг-группа

Тема: «Основные категории лакановского психоанализа и культура» 

Психоаналитический дискурс оказывал влияние на понимание и сам способ говорения о философии и искусстве в XX веке. По словам Жака Лакана, ошибочные интерпретации основных идей Фрейда в начале века привели к «теоретической какофонии» в представлениях человека о самом себе. В новой ридинг-группе участники обратятся к избранным текстам психоаналитической традиции, чтобы разобраться в значении и возможностях психоаналитического взгляда на человека и культуру.

Модератор: Александр Бронников, практикующий психоаналитик, участник совместной образовательной программы университетов Ренн-2 (Франция) и МГППУ (Россия), ведущий семинаров по лакановскому психоанализу в РГГУ, стажировался в клинических учреждениях Парижа.

garagemca.org

Ридинг-группы в библиотеке Музея современного искусства «Гараж»

По понедельникам, вторникам и пятницам с 19:00 до 21:00
Образовательный центр Музея «Гараж» 
Вход свободный

 

В библиотеке «Гаража» начинает работу проект ридинг-групп. Он будет знакомить читателей с уникальными изданиями, находящимися в коллекции библиотеки Музея. Проект направлен на развитие библиотеки как научного, образовательного и интеллектуального центра. Каждая серия встреч объединена определенной темой; участникам предлагается самостоятельно прочитать предложенные книги для их дальнейшего коллективного обсуждения.
Ридинг-группы станут площадкой для тех, кто интересуется, изучает и создает современное искусство.

 

Участие в ридинг-группах бесплатное. Количество мест ограничено.
Для участия необходима предварительная запись по телефону +7 (495) 645-05-20.

 

 

ПРОГРАММА

 

ПЕРВАЯ РИДИНГ-ГРУППА

ТЕМА: «ФЕМИНИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»

В первой ридинг-группе будут обсуждаться тексты, затрагивающие проблемы, связанные с критикой феминистского искусства как «плохого» с точки зрения эстетики. Также темой для обсуждения станут феминистские медиастратегии и их практическое применение в российском контексте, вопросы материнства и телесности. 

Модератор — Микаэла, художница, феминистская активистка, организатор женских художественных мастерских «Кухня».

 

22 мая, пятница, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Рита Фелски. Почему феминизму не нужна эстетика и почему он не может игнорировать эстетику // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. Под ред. Л. Бредихиной и К. Дипуэлл. М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. С. 471–494.

 

5 июня, пятница, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Suzanne Lacy and Leslie Labowitz. Feminist Media Strategies for Political Performance // The Feminism and Visual Culture Reader. Ed. Amelia Jones. New York: Routledge, 201: 400–410.

 

26 июня, пятница, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Andrea Liss. The body in Question: Rethinking Motherhood, Alterity and Desire // New Feminist Criticism: Art, Identity, Action. Ed. Joanna Frueh, Cassandra L. Langer, Arlene Raven. New York: HarperCollins Publishers, 1994: 80–96.

 

 

ВТОРАЯ РИДИНГ-ГРУППА (запись в группу закрыта)

ТЕМА: «МАРКСИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Марксистская традиция теоретизирования, несмотря на спад активности в ее рамках и внимания к ней, продолжает быть одной из основополагающих, определяющих интеллектуальный ландшафт современности. В этой ридинг-группе пройдет чтение и обсуждение фрагментов из основных теоретических текстов, знакомство с основными идеями, проблемами и тематикой, на которые повлиял марксизм. 

Модератор — Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.

  

26 мая, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Тема встречи: общественное производство, производительные силы, производственные отношения

Карл Маркс. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. Т. 4. М.: Издательство политической литературы, 1985. С. 136–140.

Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг. Отдел III «Социализм», гл. II «Очерк теории» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1961. С. 278–295.

 

2 июня, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Тема встречи: общественные классы и борьба между ними как «классическая тема» марксизма

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. Т. 3. М.: Издательство политической литературы, 1985. С. 139–189.

Владимир Ленин. Великий почин // Ленин В. Избранные сочинения. В 10 т. Т. 4. М.: Политиздат, 1985. С. 1–22.

 

9 июня, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: государство и его аппараты

Владимир Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. М.: Издательство политической литературы, 1983. С. 5–22.

 

16 июня, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Тема встречи: религия: «опиум для народа» или «опиум народа»?

Карл Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. Т. 1. М.: Издательство политической литературы, 1985. С. 1–14.

Владимир Ленин. Социализм и религия // Ленин В. Избранные сочинения. В 10 т. Т. 4. М.: Политиздат, 1985. С. 309–312.

 

23 июня, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Тема встречи: культура как зеркало общества?

Владимир Ленин. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин В. Статьи о Толстом. М.: ОГИЗ, 1949. С. 3–8.

Владимир Ленин. Л. Н. Толстой и его эпоха // Ленин В. Статьи о Толстом. М.: ОГИЗ, 1949. С. 30–34.

 

30 июня, вторник, 19:00–21:00, Образовательный центр, пространство № 1

Тема встречи: культура как зеркало общества?

Лев Троцкий. Формальная школа поэзии и марксизм // Троцкий Л. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. С. 130–145.

 

 

ТРЕТЬЯ РИДИНГ-ГРУППА (запись в группу закрыта)

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСКУССТВУ В ХХ ВЕКЕ»

Развитие искусства в ХХ веке состояло не только в постоянном и бурном процессе собственно «эстетического производства», создания произведений искусства, но и в неразрывно с ним связанном (однако менее заметном для публики и даже для самих деятелей искусства) теоретическом творчестве многих выдающихся мыслителей.

В предполагаемой серии встреч в формате ридинг-группы желающие смогут прочитать и обсудить специально отобранные тексты теоретиков ХХ в. — с одной стороны, достаточно корректно отражающие результаты их интеллектуальной работы, а с другой — доступные для понимания не только специалистами.

Модератор — Влад Софронов, кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (М., 2009), переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии», А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.

 

25 мая, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: семиотика / структурализм

Ролан Барт. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 424–462.

Эдгар По. Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром // По Э. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. С. 636–642.

 

1 июня, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: семиотика / структурализм

Фердинанд де Соссюр. Природа языкового знака // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 98-111.

 

8 июня, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: семиотика / структурализм

Клод Леви-Стросс. Увертюра II // Леви-Стросс К. Мифологики: сырое и приготовленное. М.: Флюид, 2006. С. 22–37.

 

15 июня, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: герменевтика

Ханс-Георг Гадамер. Послесловие // Гадамер Г. Истина и метод. М.: Книга по требованию, 2012. С. 615–646.

 

22 июня, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: герменевтика

Ханс-Георг Гадамер. Искусство и подражание // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 228–241.

 

29 июня, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: герменевтика

Ханс-Георг Гадамер. Актуальность прекрасного // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 266–323.

 

6 июля, понедельник, 19:00–21:00, Образовательный центр, библиотека

Тема встречи: герменевтика

Продолжение обсуждения работы Ханса-Георга Гадамера «Актуальность прекрасного» // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 266–323.

 

Темы ридинг-групп в сентябре — декабре 2015 года

В сентябре — декабре продолжатся ридинг-группы по темам «Феминизм и современное искусство» и «Марксизм и современная культура». В рамках темы «Основные теоретические подходы к искусству в ХХ веке» будут обсуждаться феноменология, марксизм, аналитическая философия и психоанализ. Также будут обсуждаться тексты, посвященные формированию новых социальных классов и их взаимосвязи с современной культурой, художественные практики в городских пространствах, политика коллективной памяти и искусства и культурное производство и его критика. 

garagemca.org

«Слово для леса и мира одно»

Сейчас мы можем быть свидетелями того, как культура бессистемно склоняет наше воображение к паническому единству и единению паники. Кажется, будто в сериалах и фильмах все было «предсказано», ведь легче «представить себе конец света, нежели конец капитализма». Можно добавить, что «конец света» вообще представить легче всего: достаточно просто ждать на лавочке первых тревожных мыслишек — «плохих» объектов. Но на самом деле научная фантастика, далекая от своего воображаемого двойника в культуре, несет другую функцию. Она не подпитывает гегемониальное воображаемое, а наоборот, открепляет от единственного способа представлять себе миры. Так, с выходом романа «Семиевие» Нила Стивенсона фантастика предложила смотреть на мир «после катастрофы», предполагая, что апокалипсис не конец. Научная фантастика — это критическая теория, критическая позиция по отношению к воображению. Вот почему на нашем семинаре мы соберем подборку произведений, посредством которых может быть переосмыслена тема пандемии и карантина. В этих беседах мы разделим нашу тревогу, но также сможем критиковать панический автоматизм.

расписание

Грег Иган, «Карантин». Видео Грег Иган, «Карантин». Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео

Джеймс Грэм Баллард
The Intensive Care Unit

Модератор — Борис Клюшников.

Ридинг-группа пройдет онлайн, в Zoom.

Участие свободное по предварительной регистрации.

Фото: Слева: Линда Бенглис. Розовая леди. 2014. Предоставлено художником и галереей Cheim & Reid, Нью-Йорк; справа: Линда Бенглис. Розовая леди (для Аши). 2013. Предоставлено художником, галереей Cheim & Reid, Нью-Йорк, и галерей Locks, Филадельфия © Lynda Benglis / Licensed by VAGA, New York, Фото: Джерри Л. Томпсон

Борис Клюшников


Куратор и теоретик современного искусства. Преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Института современного искусства «БАЗА» (Москва). Работал в Государственном центре современного искусства (Москва), преподавал на кафедре кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Организатор лаборатории художественной критики Центра современного искусства «Винзавод» (Москва).

garage.digital

Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива»

1970-е годы были для Великобритании временем культурного перелома: молодые художники, музыканты, ученые из бывших колоний требовали уважения к своему прошлому и настоящему. Рашид Араин не остался в стороне. В главе «Пробуждение политического» показано, как художник обращался к проблемам расизма как внутри арт-мира, так и за его пределами. С 1975 года Араин начинает активно критиковать ситуацию в искусстве Великобритании и в 1977-м собирает мультимедийный проект «Чертов паки», критикующий стереотипы о людях третьего мира, в который вошли перформанс, видео, музыка и криминальная хроника. В 1977 году Араин также основал журнал Black Phoenix, посвященный культуре и искусству третьего мира. Он все чаще использует в своих работах родной язык — урду — как способ рассказать личную историю и не раствориться в глобализации.

Глава «Путь к цельному высказыванию» знакомит зрителя с работами 1980-х годов. В этот период Араин впервые объединил плакатные политические мотивы и скульптуру минимализма в пространстве одного произведения. Характерные для него структуры соседствуют с найденными изображениями из пакистанских журналов, кадрами военной хроники, отсылками к Энди Уорхолу. Вскоре издательские проекты отвлекают Араина от искусства как такового. С середины 1980-х Араин активно развивает «Архивный и информационный центр визуальных искусств афро-азиатских народов», существующий на некоммерческой основе. В 1987 году Араин становится главным редактором художественного журнала Third Text, которому на выставке посвящена отдельная глава — «Читальный зал». В 1989 году художник курирует выставку «Другая история» в галерее Хэйуорд в Лондоне, в которой приняло участие 24 британских художника африканского, карибского и азиатского происхождения. И Third Text, и «Другая история» вдохновлены борьбой за равноправие в арт-мире. Араин убежден, что потомки колонизированных империями Европы народов должны быть вписаны в историко-художественный канон в соответствии с их вкладом в искусство модернизма, в противном случае ни о какой истории искусства и речи быть не может.

В последние пять лет искусство Араина заново открывают по всему миру. Свидетельство тому — его участие в выставке documenta 14 в Касселе и Афинах (2017), 57-й Венецианской биеннале (2017), а также персональные экспозиции в галерее Тейт Модерн (Лондон, 2013), Художественном фонде в Шардже (ОАЭ, 2014), в музеях и галереях Лимы (Перу, 2013), Карачи (2014), Дубая (2015), Гонконга (2015) и Сан-Паулу (Бразилия, 2016). На фоне возросшего интереса художник делает новые работы (глава «Возвращение к истокам»), гармонично сочетающие в себе минимализм, восточную декоративность и смелые цвета Сезанна и Матисса.

Всю жизнь Рашид Араин мечтал о художественном интернационале — всеобщем братстве художников, где не важны цвет кожи и положение в обществе. Специально для программы Garage Atrium Commissions Араин готовит скульптуру «Оммаж Татлину», задуманную им еще в 1968 году. Воздавая должное истории русского авангарда, Араин обращается к «Памятнику III Интернационала» Владимира Татлина, в котором он видит повод для собственного высказывания. Упрощая форму башни, художник подчеркивает универсальность ее структуры.

Кроме того, в последние недели работы выставки Музей «Гараж» представит ранее не осуществленный перформанс Араина «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и практики гимнастики цигун.

К выставке приурочено издание сборника текстов художника, который охватит несколько десятилетий его литературно-критической работы и будет включать в себя наиболее известные труды, в том числе «Предварительные заметки к “Черному манифесту”» (1975–1976) и «Экоэстетика. Манифест для XXI века» (2008–2010).

В рамках выставки «Рашид Араин. Ретроспектива» на мезонине Музея будет представлен проект художника и исследователя Вали Махлуджи «Атлас культуры» — панорама интеллектуальной истории ХХ века, отражающая художественные, политические, этические и духовные процессы в странах «глобального Юга» и то, как эти процессы неразрывно связаны с культурой западного мира, подчас опережая ее или определяя ее развитие.


Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» была впервые показана в Музее Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды)

Кураторы: Ник Айкенс, куратор Музея Ван Аббе в Эйндховене, в сотрудничестве с Кейт Фаул, Ярославом Воловодом и Валентином Дьяконовым, кураторами Музея «Гараж»

garagemca.org

«Слово для леса и мира одно»

Сейчас мы можем быть свидетелями того, как культура бессистемно склоняет наше воображение к паническому единству и единению паники. Кажется, будто в сериалах и фильмах все было «предсказано», ведь легче «представить себе конец света, нежели конец капитализма». Можно добавить, что «конец света» вообще представить легче всего: достаточно просто ждать на лавочке первых тревожных мыслишек — «плохих» объектов. Но на самом деле научная фантастика, далекая от своего воображаемого двойника в культуре, несет другую функцию. Она не подпитывает гегемониальное воображаемое, а наоборот, открепляет от единственного способа представлять себе миры. Так, с выходом романа «Семиевие» Нила Стивенсона фантастика предложила смотреть на мир «после катастрофы», предполагая, что апокалипсис не конец. Научная фантастика — это критическая теория, критическая позиция по отношению к воображению. Вот почему на нашем семинаре мы соберем подборку произведений, посредством которых может быть переосмыслена тема пандемии и карантина. В этих беседах мы разделим нашу тревогу, но также сможем критиковать панический автоматизм.

расписание

Грег Иган, «Карантин». Видео Грег Иган, «Карантин». Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео Нил Стивенсон, «Семиевие».
Видео

Джеймс Грэм Баллард
The Intensive Care Unit

Модератор — Борис Клюшников.

Ридинг-группа пройдет онлайн, в Zoom.

Участие свободное по предварительной регистрации.

Фото: Слева: Линда Бенглис. Розовая леди. 2014. Предоставлено художником и галереей Cheim & Reid, Нью-Йорк; справа: Линда Бенглис. Розовая леди (для Аши). 2013. Предоставлено художником, галереей Cheim & Reid, Нью-Йорк, и галерей Locks, Филадельфия © Lynda Benglis / Licensed by VAGA, New York, Фото: Джерри Л. Томпсон

Борис Клюшников


Куратор и теоретик современного искусства. Преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Института современного искусства «БАЗА» (Москва). Работал в Государственном центре современного искусства (Москва), преподавал на кафедре кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Организатор лаборатории художественной критики Центра современного искусства «Винзавод» (Москва).

garage.digital

RUSSIAN FERATIONS. 2019 • Garage Digital — Новая программа Музея современного искусства «Гараж»

Проект Russian Ferations коллектива Posthuman Studies Lab — это интерактивная карта распространения существ и объектов — наследников советской культуры и промышленности, живущих автономной жизнью в отдалении от центров современной цивилизации.

Posthuman Studies Lab объединяет исследователей и теоретиков из различных областей, а также медиахудожников и дизайнеров. Коллектив занимается осмыслением взаимодействий и взаимопроникновения дикой природы и культуры (особенно в ее технологических проявлениях) и изучает заброшенные заводы и электростанции на постсоветском пространстве, захваченные растениями и животными. По мнению PSL, миры, складывающиеся внутри этих покинутых локаций, сопоставимы по своей событийности и насыщенности с обжитым человеческим миром. Исходя из этого, PhSL предлагает не бороться с этими спорадическими производными синтеза природного и технологического (и находят борьбу бесполезной), а изобретать способы выживания в такой среде.

Ученые коллектива Posthuman Studies Lab работают в постоянном диалоге с художниками, находя для результатов своих исследований, экспериментов и экспедиций визуальное воплощение. Одним из таких проектов является интерактивная карта русских «фераций», созданная в партнерстве с программой Garage Digital.

Russian Ferations обращается к постсоветскому настоящему, процветающему на территориях индустриальных руин, где вдали от прогрессивных центров творится особая политика. В данном случае под термином ферация (от англ. feral — одичавший) понимается сеть этих самоорганизованных экосистем на пространствах заброшенных промышленных сооружений бывшего Советского Союза. В понимании PhSL подобные экосистемы являются гибридами мичуринской агробиологии, советского машиностроения и космонавтики, пришедшими со временем в одичание и образовавшими собственные политические альянсы, с которыми борется человеческая государственность.

Цель проекта — смещение фокуса восприятия постсоветской реальности: с переживания опыта поколенческих травм на понимание этой реальности как актуальной экологической ситуации, населенной живыми агентами, которые могут оказывать реальное влияние на жизнь и представлять опасность. Команда PhSL организует выездные экспедиции для изучения различных феральных объектов и по их итогам заполняет слои интерактивной карты, с которой можно ознакомиться на платформе Russian Ferations.

Ипполит Маркелов


Ипполит Маркелов — биохудожник, исследующий проблему межвидовой коммуникации. Окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук. В своей практике использует художественные методы, а также нейробиологический и биоинженерный инструментарий. Основатель Science Art group “18 apples”.

Катя Никитина


Катя Никитина — независимая исследовательница в области posthuman studies. Получила степень Ph. D. по литературе в Силезском университете в Катовице (Польша).

Никита Сазонов


Никита Сазонов — философ и независимый исследователь, чьи статьи и коллаборативные художественные проекты сфокусированы на спекулятивной философии, ингуманизме и бесчеловеческих (inhuman) политиках.

garage.digital

группы - Музей современного искусства «Гараж» — Учёба.ру

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru


Смотрите также