Гараж особого назначения


Гараж Особого Назначения. ГАЗ-24-24 — «История автомобилестроения» на DRIVE2

Для большинства современной молодежи, советский автопром представляет собой «Копейки», 412 – е Москвичи, УАЗы… А что будет, если я Вам мои прыщавые друзья скажу, что у нас когда то были быстрые «Волги»? Интересно? Возможно не так, как «Бэха» из известного фильма, но всё-таки если Вы еще не закрыли эту вкладку в браузере, давайте вспомним этот прекрасный автомобиль.

Машина производилась на ГАЗе для нужд девятого управления КГБ СССР, которое занималось обеспечением безопасности высокопоставленных чинов страны. Им нужна была машина, которая с легкостью могла держаться за представительскими ЗИЛами и Чайками, а помимо их еще и за посольскими иномарками, при этом не выделяться из общей массы автомобилей.

Сначала на роль «Догонялки» или «Дубля» (так эти машины называли тогда) пришла «Эмка» ГАЗ М1 с мотором V8 производства Ford.

Полный размер

В послевоенное время дублем стал ГАЗ М-20 «Победа» с рядным 6-ти цилиндровым мотором от ГАЗ 12 ЗИМ.

После «Победы» на все времена «Догонялками» стали Волги, и первой стала ГАЗ-21 с мотором V8 от Чайки. Такая машина носила индекс ГАЗ-23.

Полный размер

Наша сегодняшняя героиня сменила ГАЗ 21 в 1968-ом году.

Полный размер

Рецепт ГАЗ-24-24 остался прежним. Бралась стандартная ГАЗ-24 «Волга» из нее выбрасывался ее родной рядный 4-ех цилиндровый мотор, и ставился большой мотор ЗМЗ V8 от Чайки, с автоматической трансмиссией, попутно допиливая в автомобиле все то, что этот гигант, живущий под капотом убивал своим крутящим моментом.

Блок этого мотора был выполнен из алюминия с чугунными гильзами, рабочий объемом которого составляет 5 526 см3, система питания — один 4-ех камерный карбюратор, алюминиевыми ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр и системой привода ГРМ типа OHV (Верхнеклапанные с приводом клапанов толкателями). Диаметр и ход поршня 100 и 88 мм соответственно. Степень сжатия 8,5.

Мощностные характеристики такие: 195 л. с., при 4 400 об/мин и крутящий момент 411,9 Н·м, при 2200—2500 об/мин.

Полный размер

Завод изготовитель, обещал что максимальная скорость составляет 160 км/ч но есть информация что эти машины легко бегали и 190 км/ч и 200 км/ч.

Кормили этот мотор несоветским топливом, которое специально поставляли из Финляндии. Это был бензин «Экстра» АИ-95. Расход этого бензина варьировался около отметки в 30 литров на «сотню».

Коробка была автоматической, 3-ех ступенчатой, которая была разработана на базе американской АКПП Ford-O-Matic Drive. Коробка имела 4 положения: задний ход, нейтраль, драйв и пониженный ряд. Как и у многих автоматических коробок того времени, режима парковки у него не было, и с заведенным мотором автомобиль стоял всегда на стояночном тормозе.

Задний мост, как и мотор был установлен от обычной Волги но редуктор был абсолютно другой с передаточное число которого было число 3,38:1. Редуктора тоже на долго не хватало, мотор очень быстро сворачивал и его.

Чтобы держать этот обезумевший «Волгарь» на дороге, доработали и подвеску. Конструктивно она осталась прежней, просто поменяли ее компоненты на усиленные. Спереди поставили усиленные пружины и амортизаторы, сзади установили усиленные амортизаторы, а рессоры взяли от ГАЗ-24 версии универсал.

Изменению так же подвергся рулевой механизм. Была установлена машинка с гидравлическим усилителем управления. Но обычно этот усилитель старались отключать, так как связь между водителем и машиной в таком случае терялась безвозвратно.

По каким-то причинам, тормоза остались штатными, и их хватало на 5000 км в лучшем случае. Почему это было сделано так? Возможно по тому, что советский офицер КГБ не мог быть трусом, и стойко переносил все тягости и невзгоды за рулем этой машины.

Несмотря на все эти доработки подвески, автомобиль имел очень скверную управляемость, кузов в поворотах сильно валился набок, а если в повороте не рассчитать с дросселем, автомобиль просто разворачивало, так как никаких систем стабилизации еще не было, 68-ой год на дворе друзья мои. Чтобы хоть как то погасить эффект молотка в повороте, водители укладывали балласт весом около 100 кг, и тогда машина вела себя более прогнозируемо. Вот это то время, когда если Вы, управляя такой машиной оставались в живых долгое время, это значило только одно – Вы по настоящему крутой водитель. А сейчас… Любая девочка может совладать с 500-от сильной машиной, и рулить ей одним пальчиком левой руки! Все это фигня! Настоящим мужикам – настоящие мужские машины! (Это мой предвыборный лозунг!)

Кузов не претерпел особых изменений, ему только усилили передние лонжероны. Есть мнение, что в кузов ГАЗ-24 изначально заложили большой запас прочности на стадии проектирования, из расчета на то, что машины будут в последствии допиливаться для спец служб.

Внешне «Догонялки» отличались от обычных ГАЗ-24 незначительно, в этом и был основной замысел. Главным предметом зависти водителей обычных «Обкомовских» Волг было то, что 24-24 была обута в импортную резину размером 14 дюймов, с шириной 185 и профилем 70 и совершенно другое ЛКП. ГАЗ-24-24 красился вручную, по той же технологии, которой красили Чайки.

Полный размер

Если верить очевидцам и экспертам, были версии как с тремя педалями, так и с двумя

В салоне 24-24 так же мало отличалась от простых Волгарей, разве что в «Догонялке» было 2 педали, вместо 3-ех, и некоторые машины могли иметь велюровую отделку кресел и электрические стеклоподъемники. Самые крутые версии оснащались кондиционером. Так же из совсем сверхъестественного, морда автомобиля могла быть усилена для возможности тарана других автомобилей.

Эта машина в основной своей массе производилась для ГОНа (Гараж Особого Назначения), но кроме КГБ эти машины могли передать членам партбюро, и чиновниками высшего ранга. Так же автомобили поставлялись за границу для наших спецслужб и спецслужб социалистического лагеря. Очень малое количество ГАЗ-24-24 попало в руки спортсменов.

В промежуток с 1968-ой по 1985-ый годы было выпущено не более 2000 экземпляров этих быстрых «Волгарей». После ее сменила ГАЗ-24-34, которая выпускалась с 1985-го года по 1993-ий. Потом до 1996 года место «Догонялки» занял ГАЗ-31013, после которого отечественным быстрым автомобилям пришел конец.

Вот такая вот сегодня писанина. Возможно где-то могут встретиться какие-то неточности, но это в виду того, что некоторые источники могут себе противоречить. Вообще в принципе про эти машины мало что известно.

Но машина эта знаковая, интересная, и как не крути, это наша история. Вот что должно быть гордостью и народным достоянием, а не Лада Икс-Икс Рэй, как ту недавно заявил один оригинал.

P.S.

Я вот одного не понимаю, как можно было все так старательно 20 с хреном лет угроблять, чтобы сейчас носится с этим проектом «Кортеж». Достаточно было просто не ложить на ГАЗ и ЗИЛ, худо-бедно развивать его хотя бы на уровне спец заказов, а не покупать пульманов, ведь это всё-таки престиж страны. Фигово как то, когда президент РФ и канцлер Германии приезжают на какой-нибудь саммит на одинаковых автомобилях.

www.drive2.ru

Гараж Особого Назначения - Про гараж особого назначения - Каталог статей - HF Garage

Кремлевский Гараж Особого Назначения (ГОН) окружен ярким образом и стилистикой империи. Его существование раскрыло немало тайн и легенд из автомобильной жизни правителей СССР.

История ГОНа началась в 1906 году, когда при дворе Николая II был открыт первый Императорский моторизированный гараж. Изначально царь опасался автомобилей, но после того как граф Орлов покатал Николая II на своем Delaunay-Belleville, самодержец тоже проникся нешуточной любовью к самоходным механизмам. 

К 1913 году гараж царя насчитывал более 60 машин 17-ти марок. Были там Rolls-Royce, Mercedes, русские модели – Руссо-Балт, но главное место отводилось любимому автомобилю царя – французскому Delaunay-Belleville 1912 года. По тем временам это была представительская машина высшего класса, ценившаяся тогда выше самого Rolls-Royce.

Delaunay-Belleville выпускались немалым тиражом, но даже знатоки автостарины осторожны в их характеристиках. Каждая машина была индивидуальна. Николай II, как и подобает царю, имел исключительную модификацию – SMT (Sa Majestee le Tsar – Его Величество Царь). Вернее их было две, попеременно служившие императору в зависимости от сезона: летом – открытый, а зимой царь ездил на chauffeur – coupe. Этот старомодный нынче тип кузова сделан был по подобию конной кареты. Водителя и переднего пассажира от непогоды защищала только крыша, тогда как задние сиденья находились в полностью закрытом салоне. Техническое совершенство Delaunay-Belleville способно поразить и сегодня. К примеру, чего стоит только запуск двигателя, ведь электростартер тогда еще не изобрели. Оставался только один вариант – с ходу. Конечно, толкать четырехтонную карету, а именно столько весила модификация SMT, никто не собирался. За это отвечала система пневмопуска, позволявшая тронуться с места совершенно бесшумно и проехать несколько сотен метров на сжатом воздухе. Этого было вполне достаточно, чтобы завести мотор. Затем двигатель через специальный насос возобновлял запас сжатого воздуха. Длина Delaunay-Belleville составляла 5,5 м, а высота как для легкового автомобиля огромнейшая – 2,5 м! Под стать внешности были и технические характеристики. Двигатель объемом 11,8 л развивал мощность 70 л. c. Без существенных поломок некоторые экземпляры выхаживали до 300 тыс. км.

Революционные годы не прошли мимо царского гаража. Сначала автоконюшня Его Величества попала в автобазу Временного, а после Октября – Советского правительства.

Именно с Лениным связано появление ГОН как такового. 31 декабря 1920 года Владимир Ильич подписал приказ о создании Особого гаража, чуть позже он получил название – Гараж Особого Назначения.

Первым автомобилем вождя мирового пролетариата стал французский Turcat – Mery 28 1910 года. Но не брезговали "вожди пролетариата" и "тяжелым наследием царского режима" в виде Rolls-Royce. В 1919 году в гараже автобазы Совнаркома было два Rolls-Royce: один был закреплен за Лениным, другой – за Троцким. Со временем это наследие обветшало и пришло в негодность. Тогда в Совнаркоме решили закупить новые – в количестве 70(!) штук. Но случилось непредвиденное: Россию охватил голод, и тратить миллионы на Rolls-Royce никто не решился. Но все-таки к концу года автомобилей Rolls-Royce в ГОНе было уже тринадцать. И среди них два, которыми пользовался сам Ленин. Первый – Rolls-Royce Silver Ghost Alpine, второй – тоже Silver Ghost, но уже Continental. Последняя модель примечательна тем, что была оборудована лыжами, чтобы передвигаться по зимнему бездорожью. Полугусеничный Rolls-Royce в прекрасном состоянии хранится в экспозиции музея-заповедника "Горки Ленинские" и до сих пор на ходу.

Автомобили Rolls-Royce поступали в правительственный гараж и после смерти вождя мирового пролетариата – в распоряжение Сталина, Молотова, Буденного, Ворошилова. Это была уже более совершенная модель Phantom I. Но не полюбились новому вождю пафосные Rolls-Royce – Иосиф Виссарионович любил большие Packard.

Симпатия к буржуазным автомобилям возникла у Сталина, когда он был представителем Реввоенсовета. В те времена он пользовался американским Packard Twin Six, что в переводе означает "двойная шестерка". Стоит отметить, что моду на Packard ввели „чекисты", именно среди них автомобили данной марки пользовались наибольшей популярностью.

Но только благодаря Сталину в 20-30-х годах прошлого столетия престижные Packard стали главными автомобилями ГОН. Кроме Сталина на Packard ездили Лаврентий Берия, "первый красный офицер" Клим Ворошилов и "лучший летчик Советского Союза" Валерий Чкалов. Причем Сталин и Берия имели в своем распоряжении шикарные флагманские Packard – лимузины были "шестиоконными" (они имели по три боковых окна с каждой стороны).

Эпоха бронированных автомобилей началась в кремлевском гараже в 1935 году, когда из США в Москву прибыл подарок от Франклина Рузвельта товарищу Сталину – бронированный Packard Twelve (Twelve означает "двенадцать", имеется в виду цилиндров). Со следующего года бронированные автомобили марки Packard стали партиями поставляться в Советский Союз для обслуживания вождей ВКП(б). Автомобили были снабжены 12-цилиндровыми моторами объемом 8,2 л, и обладали мощностью в 155 л. с. Несмотря на огромную массу – 6 т (только двери весили по 350 кг каждая), лимузины разгонялись до 130 км/ч.

Но не Packard'ами едиными обеспечивалось руководство партии. Например, министр иностранных дел Молотов разъезжал на Rolls-Royce Wraith. По иронии судьбы  автомобиль товарищу В. Молотову преподнес геноссе Риббентроп во время подписания Пакта о ненападении. Вячеслав Михайлович катался на своем Wraith всю войну.

Но негоже было в социально справедливом обществе разъезжать на роскошных буржуазных автомобилях. На одном из заседаний Сталин упрекнул себя и сотоварищей в том, что они подают плохой пример, ездя на машинах иностранного производства. Результат не заставил себя долго ждать – в начале 30-х годов партия приняла решение о создании советского лимузина для высших должностных лиц, который бы ничуть не уступал американским. Московскому заводу ЗИС была поручена разработка автомобиля представительского класса. Так в Советском Союзе появился первый представительский автомобиль ЗИС-101. ЗИС-101 в общих чертах повторял конструкцию Buick 1932 года, однако ему требовался новый кузов, ведь автомобильная мода не стояла на месте. Образцом для ЗИСа послужил Cadillac V8 1934 года.

ЗИС-101 массой более 2,5 т с 8-цилиндровым двигателем объемом 5,7 л и мощностью 90 л. с. был частично деревянным, из особого сорта бука, и его сборка была делом весьма деликатным. Автомобиль вполне устраивал советскую номенклатуру, но не кремлевскую знать. Дело в том что кузов с каркасом из бука не годился для бронирования. ЗИС-101 так и не поднялся выше автомобиля для обкомовских и горкомовских работников. Из почти девяти тысяч 101-х, выпущенных с 1936 по 1940 год, сегодня осталось не более пятнадцати, по причине того, что большинство автомобилей в военное время подлежали мобилизации и остались на полях сражений. Оставшиеся на „гражданке" после выработки ресурса просто уничтожались, а кузова сдавались на вторсырье или от-правлялись на работу в провинцию. Были случаи, когда "недобитые" ЗИС-101 служили тракторами в колхозах – на них пахали и сеяли.

Уже в 1942-м в разгар войны окружение верховного главнокомандующего решило, что не пристало лидеру сверхдержавы ездить на заокеанском Packard. В конструкторском бюро завода ЗИС опять закипела работа. В кратчайшие сроки инженеры подготовили полностью оригинальный автомобиль ЗИС-110. Зная неравнодушие Сталина к заокеанским Packard, генерал Власик (руководитель ГОНа) настоял на том, что за основу нужно взять Packard серии 180 с 8-местным кузовом.

С 1945 по 1958 год их было выпущено чуть более 2 тысяч экземпляров в пяти серийных версиях: лимузин, фаэтон, кабриолет, карета "скорой помощи" и такси. До настоящего времени сохранилось не более пятнадцати. Ценители могут полюбоваться этими машинами в Северной Корее, где они до сих пор участвуют в парадах.

ЗИС-110 имел различные модификации, но главная была одна. Она появилась в 1946 году, а индекс ей присвоили 115. ЗИС-115 представлял собой ЗИС-110, у которого в двери, переборки кузова и днище были вмонтированы бронированные листы. Каждый защитный лист испытывался двумя выстрелами из автомата, поэтому на всех защитных деталях (конечно, если их снять) можно увидеть по две вмятины от пуль. ЗИС-115 изготавливали в условиях строжайшей секретности и контроля. Берия лично отвечал за постройку броневика для Сталина.
Технология построения тоже была своеобразна. Сначала отливалась специальная бронекапсула, к которой приваривались внешние панели кузова. Пуленепробиваемые стекла толщиной 75 мм поднимались и опускались с помощью специального домкрата – обычный стеклоподъемник не был в состоянии этого сделать. ЗИСы-115, внешне ничем не отличавшиеся от 110-го предшественника, можно было отличить по наличию центральной противотуманной фары, увеличенному размеру шин без белых боковин и по "мутноватым" стеклам.

Автомобиль имел форсированный 6-литровый мотор (162 л . с. вместо стандартных 140 л. с.). Снаряженная масса бронированного лимузина составляла 6 т! Вместо серийного заднего моста лимузин имел более крепкий модифицированный механизм от грузовика ЗИС-151. Ездить быстрее 100 км/ч этот 6-метровый монумент не мог, что, впрочем, и не требовалось при гарантированной "зеленой улице".

Всего было изготовлено 38 бронированных ЗИСов. Все автомобили после пары лет эксплуатации уничтожались. В присутствии специальной комиссии машина резалась и переплавлялась.

Сегодня в мире осталось два автомобиля ЗИС-115, каждый из которых оценен специалистами – более чем в 4 млн американских долларов.

Никита Сергеевич Хрущев, еще во времена работы первым секретарем компартии Украины, полюбил открытые автомобили. В Киеве Хрущев ездил на Cadillac 1939 года выпуска в кузове седан-кабриолет. Отбывая на повышение в Москву, первый секретарь украинской компартии подарил свой автомобиль академику Патону. В Москве основной его машиной стал ЗИС-110Б, то есть кабриолет. Сначала автомобили имели пристегивающиеся боковины, но на более поздних образцах стекла поднимались из дверей. Именно из кабриолета, не опасаясь за свою жизнь, Никита Сергеевич разъяснял народу о преимуществах демократии.

Кроме генсека и членов Политбюро автомобилями ЗИС-110 пользовались и лица рангом пониже: министры, послы социалистических и просто дружественных стран. Такой автомобиль был подарен Ким Ир Сену, на такой машине ездили президенты Финляндии.

К середине 50-х годов ЗИС-110 порядком устарел. Последний автомобиль покинул сборочный цех в ноябре 1958 года.

В 1956 году, после съезда Компартии, на котором был развенчан культ личности Сталина, ЗИС превратился в ЗИЛ, а на заводе параллельно с выпуском 110-го начались работы над новыми флагманами советского автопрома. Так возник ЗИЛ-111. Семиместный ЗИЛ-111 имел все атрибуты американских роскошных автомобилей 50-х годов: рамное шасси, автоматическую коробку передач ("автомат" управлялся кнопками на панели), гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, кондиционер, автоматический привод стеклоподъемников. Двигатель, конечно, V8 объемом 6,0-литров мощностью 200 л. с. С места до 100 км/ч он разгонялся за 23 с. Максимальная скорость составляла 170 км/ч.

Однако ориентация конструкторов на переменчивую американскую автомобильную моду (обилие хрома, многоцветная окраска и т. д.) сделала советский правительственный ЗИЛ-111 морально устаревшим уже к началу 60-х годов. Машину немного изменили внешне – оформление облицовки радиатора, переднюю и заднюю оптику. Автомобиль получил в индексе букву "Г" и выпускался с 1962 по 1966 год.

В разгар хрущевской оттепели в СССР появилась одна из самых удачных представительских моделей – "Чайка" ГА3-13. У нее был V-образный 3,5-литровый мотор, автоматическая трансмиссия, 7-местный кузов и 195 л. с. под капотом. По части дизайна "Чайка" была копией последнего семейства Packard: моделей Patrician и Caribbean. Причем далеко не первой. Как уже говорилось, все автомобили для членов Политбюро, включая и ЗИЛ–111, делали по подобию Packard.

Статус ЗИЛа был несравненно выше. Если для членов ЦК предназначались "Чайки", то ЗИЛы оставались автомобилями высшей номенклатуры. Красноречиво об этом свидетельствует и статистика – если в Горьком (ныне Нижний Новгород) ежегодно изготавливалось свыше сотни ГАЗ-13, то правительственные ЗИЛы производились тиражами в 10-12 штук.

Поворот в кремлевском гараже произошел с приходом туда Леонида Брежнева.
Все, что связано с автопарком Леонида Брежнева, необходимо рассматривать официально и неофициально. Первая часть началась в 1967 году, когда морально и физически устаревший ЗИЛ-111Г сменил ЗИЛ-114. Угловатый 114-й выглядел не столько красиво, сколько монументально. В роскоши и богатстве оснащения автомобиль не уступал лучшим иномаркам высшего класса. Это был первый советский серийный автомобиль с централизованной блокировкой всех дверей и с дисковыми тормозами на всех колесах. Педаль тормоза была настолько широкой, что нажимать на нее можно было хоть двумя ногами. На месте педали сцепления (представительские автомобили в обязательном порядке оснащались "автоматами") была установлена педаль стояночного тормоза, рядом с которой находилась ножная кнопка переключения света с ближнего на дальний и наоборот. Конструктивные особенности подвески исключают "клевки" при резком торможении, а на крутых виражах автомобиль не кренился. Мотор V 8, имея объем 7 л, развивал 300 л. c. Его тяги хватало, чтобы седан весом 3 т мог розгоняться от 0 до 100 км/ч за 13,5 с и максимальная скорость составляла 190 км/ч. Начиная с ЗИЛ-114, возродилась традиция бронирования автомобилей первых лиц. В 1971 году появился ЗИЛ-117, представлявший собой укороченную версию модели 114. Это пятиместный, четырехдверный седан и пятиместный двухдверный кабриолет со складывающимся матерчатым тентом. Автомобили последней модификации были непременными участниками военных парадов на Красной площади. ЗИЛ-
117 стал первым серийным советским автомобилем, способным разгоняться до 200 км/ч.

117-й был рангом пониже: если на огромных ЗИЛ-114 разъезжали Брежнев и члены Политбюро, то кандидатам в эти самые члены полагался ЗИЛ-117. Что касается министров и прочей номенклатуры, им приходилось довольствоваться "Чайками"...

Плановая смена поколений автомобилей произошла в 1978 году, когда началась сборка ЗИЛ-115, он же ЗИЛ-4104. Что касается технических отличий, то на смену двухскоростному "автомату" пришел трехскоростной. Объем V8 увеличился до 7,7 л. Его паспортная мощность достигала 315 л. c. Для Брежнева, который питал страсть к азиатской роскоши, салон был выдержан в красных тонах, украшен золотым шитьем, а пол устилал леопардовый ковер.

Это что касается официального обеспечения. С другой стороны Брежнев не был лишен элементарных человеческих слабостей – он был страстным автолюбителем и старался быть в курсе дел мирового автомобилестроения. Куда бы ни приезжал Леонид Ильич с официальным или дружественным визитом, дипломаты настойчиво намекали встречающей стороне, что неплохо бы подарить Брежневу автомобиль. Так и получал до конца дней своих Леонид Ильич автомобили. Всего в его гаражах стояло около 40 автомобилей.
В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей, тем более производства капиталистических стран было редчайшим явлением. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Брежневу, а аппарату ЦК, но делались именно для него.

Времена правления Юрия Андропова и Константина Черненко политологи именуют "геронтократией" – в Кремле правили старцы. В народе этот период более знаком как эра между поздним Брежневым и ранним Горбачевым. Тогда обязательной принадлежностью кортежа главы государства стал универсал ЗИЛ-41042. Из-за высокого кузова характерной формы в народе этот автомобиль называли "катафалк". На самом деле машина, кроме представительских, исполняла еще и медицинские функции: при необходимости она была призвана возвращать главу СССР к жизни. Реанимобиль имел самое лучшее медицинское оборудование, в нем ездила бригада первоклассных врачей. Универсалов ЗИЛ-41042 сделали четыре: два непосредственно для генсека, другие два использовала охрана! В середине 80-х собрали еще несколько автомобилей, предназначавшихся для охраны – ЗИЛ-41072 под названием "Скорпион". Салон таких автомобилей мало чем напоминал ЗИЛы, там стояли обычные пластиковые сиденья, никакой роскоши, чтобы не расслаблялись. В крыше было огромнейшее отверстие для автоматчика.

В обозначенный период в кремлевских гаражах возник опасный вакуум: ЗИЛы были закреплены за реальной политической властью, "Чайки" – за министрами и верхушкой ЦК. "Волги" – за всеми остальными. Но куда было деть вторых лиц, замов? Решение нашли быстро. В начале 80-х специально для заместителей министров решили приобрести компромиссный лимузин – чехословацкую Tatra-613. Кузов автомобиля являл собой нечто среднее между седаном и хетчбэком – задней дверцы не было, как в седане и кузов плавно "спадал" к багажнику, как в комби. Но, главное, 3,5-литровый 16-клапанный двигатель V8 (170 л. с.) располагался сзади и имел воздушное охлаждение. Автомобиль весил 2,3 т и потреблял 18 л/100 км. Получалось, что замминистра легально ездил на иномарке, которая уже стала нормой для народных артистов и космонавтов, но для чиновника оставалась мечтой.

Последнему генсеку и первому президенту СССР подавали ЗИЛ-41047. Технически автомобиль ничем не отличался от ЗИЛов конца 60-х годов: кузов рамный, карбюраторный V8, примитивный "автомат", зависимая задняя подвеска... Правда, внешний вид все-таки меняли. От автомобилей 70-х годов он отличался более массивной, обильно хромированной решеткой радиатора, массивными бамперами с резиновыми вставками, оранжевыми вместо красно-белых подфарниками.

Длина 41047 была 6,33 м, а снаряженная масса 3,3 т. Существовала и бронированная версия, весившая в два раза больше. Хотя автомобили отличали высочайший уровень пассивной безопасности и отличная устойчивость, но все равно необходимость замены стояла как никогда остро. "ЗИЛовцы" еще в 1982 году подготовили макет лимузина 4102 с несущим кузовом, который можно было защищать броней. Однако тогда на доводку денег не нашлось.
Несмотря на морально и технически устаревший ЗИЛ, Горбачев и его приближенные до последнего пользовались советскими лимузинами.
После развала СССР заказчики ЗИЛов частью перевелись, частью пересели на престижные иномарки.

Такое вот автомобильное наследие некогда грозной сверхдержавы. Времена правления каждого генсека четко ассоциируются с определенной моделью автомобиля. Всего было разработано пять поколений машин ЗИС–ЗИЛ. Фактически каждый новый лимузин разрабатывался под нового вождя. Эпоха Сталина – ЗИС-101 и ЗИС-110, эпоха Хрущева – ЗИЛ-111, эпоха Брежнева – ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117, эпоха Горбачева – ЗИЛ-115, он же ЗИЛ-4104.

 Лимузины ЗИЛ неизменно остались не только самой престижной маркой, но и символом верховной власти в СССР, а в странах-сателлитах – подтверждением лояльности к Москве.

ЗИЛ-41047 – последний советский лимузин для последнего генсека Михаила Горбачева

На таком автомобиле царь катался летом

При Николае II в России выпускалась представительская марка автомобилей – Руссо-Балт



Первый служебный автомобиль Ленина – французский Turcat – Mery 28

Rolls-Royce Silver Ghost 1907 года. Точно такой же, как у Ленина, автомобиль можно сегодня приобрести за пару сотен тысяч евро

Иосифу Виссарионовичу по душе были мощные, 12-цилиндровые Packard



ЗИС-110Б. На таком кабриолете ездил Никита Сергеевич Хрущев в первые годы своего правления на посту генсека

ЗИС-115 – настоящий броневик для Сталина

ЗИЛ-41072 под названием "Скорпион", предназначался для охраны

ЗИЛ-41042 выполнял не только функции представительского лимузина, но и имел все необходимое медицинское оборудование для поддержания здоровья генсека

Источник: www.afp.com.ua/avtotema

hf-garage.ru

84. ОГИС 2019. Экспозиция "Почетный эскорт" Гаража Особого Назначения — DRIVE2

Доброго дня, уважаемые подписчики!

Вот и прошла Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина 2019. Впечатления по большей части положительные. Масса заинтересованных любителей классики, интересно погулять и пообщаться. Я был на выставке в первый день работы, 7го марта. Некоторые стенды продолжали заполняться, но я в основном уделил внимание тем, кто был готов. Фотографий достаточно много, поэтому будет несколько записей. Начну с экспозиции Гаража Особого Назначения. В этом году стенд был посвящен не лимузинам первых лиц, а технике сопровождения — мотоциклам в кортежах. Автомобили, конечно, тоже были, но на вторых ролях.

Итак, начнём. В самом укромном уголке выставки стояли мотоциклы и манекены самого раннего и самого современного кортежей.

Мотоцикл М-72 стал родоначальником всех последующих поколений мотоциклов, несущих службу в Почётном эскорте. Первый выезд кортежа в сопровождении Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК на мотоциклах М-72 состоялся 1 июня 1956 года во время государственного визита Президента Югославии Иосипа Броз Тито.

Полный размер

Годы службы в Почётном эскорте — с 1956 по 1961. Рабочий объём двигателя, см3 — 746 Мощность, л.с. при об/мин-22/4500 Максимальная скорость (одиночка/с коляской), км/ч -105 / 85 Разгон 0-100 км/ч (одиночка/с коляской) 26 сек (до 85 км/ч с коляской). На манекене — летняя экипировка офицера-мотоциклиста Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК образца 1956 года. Парадная форма одежды для личного состава Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК впервые была установлена приказом Председателя КГБ при Совете Министров СССР от 16 июля 1956 года. Двубортный закрытый парадный мундир изготавливался из крепа стального цвета. Его конструкция была аналогична парадному мундиру офицеров роты Почетного караула, с одним отличием — пристяжной фигурный лацкан, обшлага рукавов и воротник выкраивались из приборного сукна не красного, а василькового цвета. С мундиром полагалось носить брюки в сапоги, сшитые из габардина синего цвета, а какже коричневые кожаные перчатки. Парадная фуражка изготавливалась из крепа стального цвета по принятому на снабжение для офицеров отдельной роты Почетного караула военной комендатуры г. Москвы, только околыш и кант были василькового цвета. Представленный на стенде парадный мундир имеет специальное канительное шитье металлизированной нитью на обшлагах и воротнике, выполненное вручную, что дополнительно подчеркивает особый статус этой форменной одежды. Подобное шитье было установлено только для офицерского состава. Так как штатное расписание Отдельного мотоциклетного взвода на момент его основания предусматривало только три офицерских должности, представленный мундир демонстрирует очень редкий тип форменной одежды того периода.

В настоящее время Почётный эскорт несёт службу на мотоциклах BMW R1150RT зимой и BMW R1200RT в летний период. Мотоциклы BMW R1200RT несут службу в Почётном эскорте с 2012 года. За это время они успели принять участие в таких значимых для страны событиях, как встреча Олимпийского огня в 2012 году, инаугурациях Президента Российской Федерации 2012 и 2018 годах. Все информационные агентства мира облетели фотографии, где в мае 2018 года в «обрамлении» именно этих мотоциклов был осуществлён первый выезд нового автомобиля Президента Российской Федерации Aurus.

Полный размер

Мотоцикл BMW R1200RT Служба в Почетном Эскорте — с 2012 года, Рабочий объем двигателя, см3 — 1170, Мощность, л.с. при об/мин — 125/7750, Максимальная скорость, км/ч — 210, Расход топлива — 5,3 л/100 км, Масса сухая/снаряженная, кг — 249/274. На манекене — современная экипировка офицера-мотоциклиста Почетного эскорта образца 2014 года. Мотоциклетная форма индивидуального пошива, отвечает всем современным требованиям безопасности. Имеет съемные NP-протекторы на плечах, локтях, спине, бедрах и коленях. В осенний период используется съемная термокуртка, брюки на ватной подкладке с лямками и съемный утеплитель для горла. Шлем радиофицирован, имеет встроенные динамики и микрофон. Предусмотрена система антизаполтевания визора, а также встроенный дополнительный противосолнечный визор. По центру передней части шлемофона крепится эмблема с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Основная же экспозиция расположилась справа от стендов с данными мотоциклами, а также литературой.

Кортежи 1956 — 1973 гг.

В первые годы, когда началась история Отдельного мотоциклетного взвода ОПСН УКМК, мотоциклисты на мотоциклах М-72 в основном сопровождали автомобили ЗИС-110. В зависимости от времени года и особенностей протокола, это могли быть либо автомобили с закрытыми кузовами, либо автомобили с открытыми вариантами кузовов.

Полный размер

Полный размер

Представленный образец автомобиля ЗИС-110Б фаэтон интересен, прежде всего, тем, что это был первый послевоенный представительский автомобиль с открытым кузовом. Общее количество выпущенных ЗИС-110Б — 213 экземпляров, что составляет немногим более 10% от общего выпуска ЗИС-110. Именно ЗИС-110Б стал первым автомобилем, участвовавшим в парадах, как в Москве, так и во многих других городах Советского союза. В 1961 году на смену М-72 пришли мотоциклы К-750, которые чаще всего сопровождали автомобили ЗИЛ-111А и ЗИЛ-111В. Именно этих мотоциклах Почётный эскорт сопровождал встречи первых космонавтов. В 1967 году на смену К-750 заступили на службу модернизированные мотоциклы К-750М, а в 1968-м к ним добавились новые К-650, которые до 1973 года одновременно с К-750М ходили в составе кортежей.
22 января 1969 года, во время трагического случая покушения на кортеж с космонавтами космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», водитель Почётного эскорта Василий Зацепилов на мотоцикле К-650 закрыл собой автомобиль с космонавтами.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

На манекене представлена парадная форма мотоциклиста Почётного эскорта образца 1964 года. 10 марта 1964 года новым приказом Председателя КГБ при СМ СССР для всех категорий личного состава Отдельного мотоциклетного взвода, кому была положена особая парадная форма, был отменен двубортный закрытый мундир и вместо него введён однобортный открытый мундир из крепа стального цвета. Этот мундир имел отложной воротник, к краям которого пришивались васильковые петлицы с кантом золотистого цвета и эмблемами мотострелковых войск. Этим же приказом сержантам и солдатам Отдельного мотоциклетного взвода предписывалось ношение при парадной форме пояса офицерского образца.

Кортежи 1974-1979 гг.

В 1974 году на службу в Почётный эскорт заступили мотоциклы «Днепр-ЭС», проекта «Эскорт-73», которые оставались на боевом посту до 1979 года. Именно в этот период Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пользовался автомобилями ЗИЛ-114.

Полный размер

Представительский лимузин ЗИЛ-114 начали разрабатывать в 1962 году, первые пять серийных машин были выпущены в 1967. Строгие консервативные линии этого нового автомобиля надолго определили облик автомобилей первых лиц нашего государства. Модель ЗИЛ-114, в отличие от предшествующей 111 модели, разрабатывалась как единая агрегатная платформа для целого семейства унифицированных автомобилей. На его базе были созданы седан ЗИЛ-117, микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность», а также варианты с открытыми кузовами. Именно этот автомобиль стал символом эпохи стабильности и мощи Советского государства в 70-е годы XX века. Число мотоциклов в составе кортежей в то время могло достигать 18 единиц.

Полный размер

Полный размер

На манекене представлена экипировка мотоциклиста почётного эскорта образца 1970 года. 10 ноября 1970 года был подписан Приказ председателя КГБ при СМ СССР, в котором были утверждены очередные описания предметов форменной одежды и нормы снабжения ими военнослужащих. Вместо прежней шевретовой куртки, вводилась новая летняя куртка коричневого цвета, сшитая по образцу, принятому на снабжение в Минобороны СССР для лётного состава. С этой курткой предписывалось носить летние шевретовые коричневые перчатки, которые часто надевались с белыми крагами. Хотя куртка авиационного образца официально была введена только в 1970 году, многочисленные фотодокументы свидетельствуют, что её ношение в качестве парадной одежды мотоциклетного взвода началось ещё в начале 60-х годов. Новым предметом парадной формы, утверждённым в приказе, стал пластиковый защитный шлем. Реально такие шлемы, тогда ещё производства ГДР, стали использоваться с конца 60-х годов. Шлемы были белого цвета, спереди на них закреплялась кокарда, установленная для парадно-выходных фуражек офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы. В последующие годы были приняты отечественные шлемы, спроектированные и изготовленные заводом «Звезда» с использованием технологий и опыта изготовления авиационных шлемов. На лобовой части шлема закреплялось изображение Государственного герба СССР. Эти шлемы прослужили в Почётном эскорте до середины 90-х годов.

www.drive2.ru

Гараж особого назначения в структуре ОГПУ-НКВД СССР

Гараж особого назначения в структуре ОГПУ-НКВД СССР

Практически неотъемлемой частью и символом власть предержащих в СССР, стали особые автомобили, предназначенные для перемещения лиц, охраняемых органами госбезопасности. На заре Советской власти каждый высокопоставленный сотрудник ВЦИК и СНК имел или мечтал иметь автомобиль с личным шофером. Необходимо заметить, что неуемная страсть всех советских вождей к дорогим, мощным и иностранным автомобилям перешла от Николая II, который имел в своем распоряжении Императорский гараж, который стоял на балансе Министерства Императорского Двора, в придворной конюшенной части. В конце октября 1917 года Императорский гараж был национализирован и конфискован в пользу государства, а именно РКП(б). Гараж, состоящий из бывших автомобилей царской семьи и министров, получил новое название – Автоконюшенная база Совнаркома, позднее – Военная автомобильная база СНК (Совета Народных Комиссаров) РСФСР. В 1918 году автомобили базы, вслед за руководителями государства и правительства, были перевезены в новую столицу Советского государства – Москву.

По указанию Председателя ВЦИК Якова Свердлова в Манеже разместился гараж Автомобильного отдела ВЦИК, а все автомобили, которые обслуживали В. И. Ленина и его сподвижников по партии, выделили из автобазы в отдельную группу (так называемый Гараж Ленина), которая была размещена во дворе корпуса № 8 по Дворцовой улице. Старшим этой группы стал шофер Ленина и первый начальник Гаража Особого Назначения С.К. Гиль(1888—1966 гг.).

К началу 1919 года большинство автомобилей, в основном английского производства, марок Vauxhall и Rolls-Royce, приписанных к автобазе СНК, были в ужасном техническом состоянии, а при их ремонте из двух, а иногда трех машин механики собирали одну. В марте 1919 года в автобазе СНК числилось 48 машин, но действительно выехать в рейс могло лишь 15. 31с декабря 1920 года В.И.Ленин подписал Указ о создании Особого Гаража, который позднее получил название Гаража Особого Назначения при Совнаркоме. Главой ГОН был назначен С.К. Гиль. В 1924 году, уже после смерти Ленина гараж опять сменил название и стал именоваться так: Гараж особого назначения Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР. Через год, ГОН перешел на баланс Управления Делами ЦК ВКП(б) и стал обслуживать не только Председателя СНК СССР и его заместителей, но и все Политбюро ЦК, в том числе лично И.В. Сталина. Возглавил ГОН личный водитель И.В.Сталина П.С. Удалов, который руководил этим подразделением с 1925 по 1953 год.

С 1932 года Гараж особого назначения стал единственным автомобильным предприятием в СССР для руководителей партии и правительства. С 1925 года определяющую роль в формировании видов и типов машин, закупаемых в США и Великобритании для ГОН, стал играть Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин.

Первый автомобиль с личным шофером появился у И.В. Сталина в 1917 году после октябрьского переворота, когда он был наркомом большевистского правительства по делам национальностей. В свое время роскошный 6-цилиндровый 30-сильный «Воксхол» 1914 года (Vauxhall) был специально заказан в Англии для матери последнего российского императора Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После Февральской революции автомобиль достался Председателю Госдумы Милюкову, затем сменил нескольких владельцев, пока не оказался в распоряжении Сталина. Он по достоинству оценил шикарный автомобиль с роскошным кузовом от ателье «Хупер», но его тихоходность явно не устраивала будущего отца народов. В годы Гражданской войны, когда Сталин в качестве представителя Реввоенсовета (РВС) республики был направлен на Царицынский фронт, ему был выделен огромный мощный 12-цилиндровый американский автомобиль «Паккард Твин-Сикс» (Packard Twin Six; «Двойная шестерка»). В свое время царское правительство закупило несколько десятков автомобилей, в том числе американских, для военного ведомства. Один из трофеев командование фронта выделило для Сталина. Это была быстроходная машина, способная разгоняться до 130 км/ч. Утверждается, что именно это обстоятельство в сочетании с массивностью автомобиля пришлось по душе Иосифу Виссарионовичу.

Вернувшись в Москву, И.В. Сталин попросил начальника гаража Совнаркома С.К. Гиля, который к тому же был личным водителем В.И.Ленина, подыскать для него понравившийся на фронте американский «Паккард». Машину с талисманом на капоте в виде взлетающего пеликана отыскали без особых проблем. Авто для Сталина выделила ВЧК, которая имела в своем арсенале большой парк реквизированных автомобилей. Однако вскоре И.В. Сталину пришлось пересесть на «Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст» (Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost; «Серебряный призрак»), поскольку было решено, чтобы все правительственные автомобили были однотипны.

По непонятным причинам в Страну Советов поставлялись открытые автомобили, – несмотря на суровый климат и обилие осадков. Длинные, просторные машины с 75-сильный мотором отличались отменной надежностью и прочностью. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии было закуплено 73 машины. Генсеку не нравился британский «Роллс-Ройс», поэтому после смерти В.И.Ленина, когда появилась возможность насладиться властью, он распорядился закупить в США партию мощных автомобилей, к которым стал испытывать особую симпатию.

В 1925 году в СССР для ГОН стали поступать автомобили «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Бьюик». Вскоре Сталин пересел в 8-цилиндровый «Паккард 533», уступавший по мощности тому «Паккард Твин-Сикс», который у него был под Царицыном. Но это была более современная машина с дисковыми колесами и хромированными бамперами. В начале 30-х годов XX века для СНК и ЦИК СССР в США приобрели 8-цилиндровые «Бьюики», «Кадиллаки», а для ЦК ВКП(б) были закуплены 12 автомобилей «Линкольн КБ» с 12-цилиндровым мотором, пополнившие ГОН. Но и эти авто не совсем нравились Сталину, полюбившему «Паккард».

В 1933 году в США, также для ГОН была закуплена новинка – несколько автомобилей «Паккард Твелв» с 12-цилиндровым двигателем. Одна из машин приобретенной партии с открытым кузовом типа «фаэтон» оказалась в распоряжении И.В. Сталина. Он по достоинству оценил прекрасные ходовые качества автомобиля, несмотря на некоторую массивность и тяжеловесность. Стоит заметить, что И.В. Сталин обожал езду на автомобиле, в разное время года и в разных регионах страны. Многократно Сталин и его ближайшие соратники по партии, находясь на отдыхе, ездили в открытом автомобиле из Сочи на Красную Поляну и в Абхазскую АССР, преодолевая по грунтовым дорогам сотни километров за день.

Учитывая тот факт, что железнодорожная ветка Сочи – Сухуми – Батуми – Тбилиси начала функционировать только с 1946 года, И.В. Сталин мог весь этот маршрут проделать на автомобиле, останавливаясь для ночлега в плохо оборудованных для этого местах.

В октябре 1935 года американский посол Аверелл Гарриман передал И.В.Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта – бронированный лимузин «Паккард Твелв» 14-й серии. Это был не просто роскошный и дорогой автомобиль. Это была самая совершенная по техническим характеристикам модель с семиместным кузовом. За все время производства «Паккарда» 14-й серии (с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936) только один экземпляр был с особой длинной базой и бронезащитой кузова. Именно этот лимузин, почему-то выкрашенный в белый цвет, и был подарен Сталину, который посчитал его белый цвет слишком неприличным. После прибытия в Москву «Паккард Твелв» срочно перекрасили в правительственный, черный цвет и поставили на обслуживание в ГОН. На автомобиле был установлен 12-цилиндровый мотор объемом 8,2 литра, который обладал мощностью в 155 л. с. При солидной массе в 6 тонн (вес каждой двери составлял 350 кг), лимузин на ровном шоссе мог разогнаться до 130 км/ч.

Утверждают, что Иосифу Виссарионовичу лимузин очень понравился. Это была очень быстроходная машина. На ней Сталин совершил многие путешествия, в том числе на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеран, Ялту и Потсдам. Из окна этого лимузина осматривал И.В.Сталин в 1945 году поверженный Берлин. Кроме Сталина на «Паккарде» ездили нарком НКВД СССР Л.П. Берия, нарком обороны К.Е. Ворошилов и сталинский летчик В. Чкалов. Но у И.В. Сталина и Л.П. Берии были флагманские лимузины, так называемые «шестиоконные» (три боковых окна с каждой стороны). Утверждается, что Сталин неоднократно заявлял о плохом примере использования советской элитой автомобилей иностранного производства. По его мнению, это не работало на престиж государства рабочих и крестьян.

Еще в начале 30-х годов руководство СССР принимает решение создать отечественный автомобиль для высших персон государства и чтобы советский лимузин ни в чем не уступал зарубежным, прежде всего американским. Предусматривалось, что Л-1 станет основным автомобилем Гаража Особого Назначения. Первым опытом, правда, неудачным, стал выпуск в 1933 году на заводе «Красный Путиловец» модели «Ленинград-1» (Л-1) с восьмицилиндровым двигателем мощностью 105 лошадиных сил. За основу был взят американский большой и мощный лимузин «Бьюик» (Buick-30-90). Всего было собрано шесть машин. Однако Сталин не дал путевку в жизнь этой модели, перепоручив создание лимузина московскому заводу ЗИС.

Весной 1936 года на московском заводе имени Сталина были созданы первые опытные образцы нового представительского семиместного автомобиля, получившего название ЗИС-101. Вождь одобрил новый ЗИС, предложив, чтобы эмблемой был развевающейся красный флаг со звездой, что и было исполнено. Вскоре на заводе началось серийное производство отечественного лимузина, некоторые экземпляры которого особой сборки пополнили ГОН, став типичными разъездными машинами для фельдъегерской службы НКВД СССР. С 1937 по 1941 год было выпущено 8752 автомобилей этой марки различных модификаций (с кузовом «лимузин», с открытым кузовом, типа «фаэтон» и «кабриолет»). Правда, И.В.Сталин по-прежнему ездил на бронированном «Паккарде», а ЗИС-101 вскоре стал служебным автомобилем для партийно-советской номенклатуры среднего звена. С началом войны производство автомобилей этой модели было прекращено.

В 1942 году перед Автозаводом имени Сталина, который был эвакуирован на Урал, была поставлена задача создания представительского лимузина для первых лиц государства. Данный лимузин должен был заменить «паккарды» в ГОН и стать основной машиной для членов Политбюро ЦК ВКП(б). Учитывая особые симпатии Сталина к «паккардам», в качестве прототипа будущего правительственного автомобиля была взята модель 1941 года (Packard 180). В 1944 году был утвержден образец нового автомобиля, получившего модификацию «ЗИС-110», а уже 11 августа 1945 года с его опытным экземпляром провели первые испытания. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Автомобили Гаража Особого Назначения. Часть 1. — ЛУЧШИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИ

В текущем 2016-м году Гаражу Особого Назначения (ГОН) исполнилось 95 лет. В связи с этим событием в Сокольниках 4 марта была организована выставка (в рамках ежегодной «Олдтаймер галереи») автомобилей, в своё время возивших, сопровождавших первых лиц нашего государства, а также принадлежавших им. Здесь были представлены машины от царских времён до нынешних дней.

Delaunay-Belleville  Belvalette 24 HP (двигатель 4-хцилиндровый 3679 см.куб мощностью 24 л.с.).

Известно, что именно «моторы» французской фирмы «Делано-Бельвиль» предпочитал использовать для езды последний русский император (и «по совместительству» – фактический основатель Гаража особого назначения) Николай II. Таких Delaunnay разных моделей и лет выпуска для Собственного Его Императорского Величества гаража было закуплено несколько (в том числе и самый первый царский автомобиль был именно этой марки).

В 1909 году французами был выпущены специально по заказу Российского императорского дома несколько автомобилей-ландо модели Delaunnay-Belleville 70 SMT, последние три буквы индекса расшифровывались как Sa Majeste le Tsar – Его Величество Царь. Увы, из тех николаевских «моторов» до наших дней не уцелел ни один. Тот экземпляр, который демонстрируется на нынешней выставке, предоставлен одним из частных коллекционеров.


Rolls-Royce Phantom 1 Open Tourer Pall Mall 1927 года. Оснащён двигателем 7668 куб.см мощностью 60 л.с. Машина развивала максимальную скорость до 100 км/ч.

Выставочная машина из частной коллекции. Является образцом тех машин, что были в царском гараже.


Ford V8 Выпускался с 1935 по 1936 год. В 1935 году начальник охраны Сталина предложил закупить для выездной охраны скоростные и юркие Ford V8. Эти автомобили пользовались уважением, как надёжные и скоростные машины. Закупленные по предложению Н.С. Власика, эти машины трудились в ГОНе — один из Фордов обслуживал семью Серго Ордженикидзе, другой — Климента Ворошилова. После обновления автопарка выставочная машина была продана в частные руки.

Данный экземпляр также из «Музея ретро-автомобилей».


ЗИС-101 Первый советский серийный представительский автомобиль (производился в период 1936-1940). Всего было выпущено 8752 машины всех модификаций серии «101». Автомобиль оснащён 8-цилиндровым двигателем 5766 куб.см мощностью 90 л.с. и 3-хступенчатой механической КПП.

Данная модель разрабатывалась на основе «Бьюика-32-90». Первые два кузова для ЗИС-101 были изготовлены в Америке на фирме «Бадд».

Представленный на выставке экземпляр принадлежит частному коллекционеру.


ЗИС-101А Это модернизированная версия ЗИС-101 (период производства 1940-1941). По сравнению с предыдущей моделью, здесь была изменена отделка кузова, модернизированы КПП и карбюратор. В двигателе устанавливались поршни из алюминия.

Автомобиль был предоставлен для выставки АМО ЗИЛ.


Packard 120 Выпускался с 1938 по 1941 год. В начале XX века Packard позиционировался как производитель роскошных и дорогих автомобилей, но после Великой депрессии спрос на такие автомобили стал резко падать, поэтому в 1935 году Packard начал выпускать более дешёвую модель — Packard 120. На этом автомобиле были установлены и определённые нововведения: независимая передняя подвеска и гидравлические тормоза, которых не было на других моделях.

Packard 180 Автомобили этой модели были закуплены по указанию И.В. Сталина для того, чтобы в дальнейшем на ЗИСе создать по их образцу советские аналоги. Так в последствии появился ЗИС-110.

Оба «Пакарда» из «Музея ретро-автомобилей».


ЗИС-110 (1945-1958) Первый послевоенный легковой автомобиль СССР — стал во многом революционным: комфортабельный кузов, гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, автомат пуска (на ранних образцах двигатель заводили нажатием на педаль акселератора).Машины этой модели в основном использовали руководители партии и государства, а также признаные и заслуженные деятели науки и культуры. Всего было выпущено 2083 экземпляра всех модификаций 110-ой серии.

Оснащён двигателем 6007 куб.см мощностью 140 л.с.

Данный экземпляр принадлежит частному коллекционеру.


ЗИС-115 (1948-1949) Бронированная версия 110-ой модели. (раннее обозначение — 110С или внутризаводское —  «Изделеие-100»). Оснащён двигателем 6007 куб.см мощностью 162 л.с.

Первый серийный отечественный автомобиль с бронезащитой. Масса составляет около 4200 кг. Пуленепробиваемые стёкла имеют толщину 75 мм. В дверях для опускания стёкол применили специальные устройства на основе гидравлических домкратов. Вес двери данной машины составляет около 450 кг. На таком автомобиле передвигался И. В. Сталин.

Данный экземпляр принадлежит частному коллекционеру.


ЗИС-110Б (1949-1957). Автомобиль с кузовом «фаэтон». Стал первым в СССР, на котором стали принимать военные парады (до этого использовали лошадей). Всего было выпущено 7 подобных машин в разных вариантах исполнения.

Данный экземпляр из «Военно-технического музея».


ЗИС-110П  1956 г. Данная модель с полноприводной ходовой частью была выпущена всего в двух экземплярах. Создавалась она для выездов руководителей страны, в первую очередь Н. С. Хрущёва и других членов Президиума ЦК КПСС, на охоту и в колхозы. В автомобиле установлена КПП от Dodge WC51. Мощность двигателя 162 л.с.

Этот автомобиль из «Музея техники Вадима Задорожного».


ЗИЛ-111 производился в период с 1958 по 1962 годы. За это время было выпущено 112 экземпляров всех модификаций. Данная модель с технической точки зрения была передовой для СССР. В частности, на ЗИЛ-111 впервые применили серийные мотор V8 (5.98 л мощностью 200 л.с.) и АКПП (двухступенчатая с кнопочным управлением), кондиционер. Эти автомобили, как и последующие модели, собирали вручную в очень небольших количествах. В 1958 году ЗИЛ-111 (шасси №4) получил почётный диплом на международной выставке в Брюсселе.

ЗИЛ-111А

Буква «А» в названии обозначала модификацию с кондиционером. От обычного 111-го данная модель отличалась задним стеклом. Выпущено около 47 шт.

Данный экземпляр из «Военно-технического музея».


ЗИЛ-111В выпущено около 12 экземпляров. Из них 3 использовались для парадов на Красной площади. На фото один из них. На таком автомобиле 14 апреля 1961 года из аэропорта в Кремль проехал первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

Данный кабриолет из «Музея техники Вадима Задорожного».


ЗИЛ-111Г выпускался с 1962 по 1967 годы. Выпущено около 38 экз. От ЗИЛ-111 отличался дизайном.

22 января 1969 года автомобиль находился в кортеже машин, встречавших экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». При въезде в Кремль машина была обстреляна из двух пистолетов ПМ террористом, решившим, что в автомобиле следует Л. И. Брежнев. При этом был смертельно ранен водитель И. Е. Жарков (остальные пассажиры — космонавты Терешкова, Николаев, Леонов, Береговой не пострадали), который был награждён посмертно орденом Красного знамени.

Этот экземпляр принадлежит частному коллекционеру.


ЗИЛ-111Д кабриолет на базе модели 111Г. Выпускался с 1964 по 1967 годы. Собрано около 12 шт.

Данная машина из «Музея техники Вадима Задорожного».


ЗИЛ-114 производился с 1967 по 1977 годы. В данной модели были применены дисковые тормоза с вентилируемыми дисками, передняя торсионная независимая подвеска, откидывающийся для удобства посадки водителя руль, электростеклоподъёмники и т.п. А своим дизайном машина не копировала ни один зарубежный образец. Этот автомобиль предназначался только для обслуживания членов Политбюро ЦК КПСС. Оснащен двигателем V8 6.96 л. мощностью 300 л.с. Макс. скорость автомобиля составляла 190 км.ч. Выпущено было 113 экз.

На фотографиях представлены два разных автомобиля. Чёрный принадлежит частному коллекционеру. Серый —  из «Музея ретро-автомобилей».


ЗИЛ-117 выпускался с 1971 по 1977 годы. От 114-го отличается пятиместным кузовом, укороченной базой и немного изменённой отделкой. Проектировался в качестве автомобиля охраны. Выпущено 73 экз.

Этот экземпляр принадлежит частному коллекционеру.


ЗИЛ-117В кабриолет парадный.

Данный экземпляр из «Музея техники Вадима Задорожного».


ЗИЛ-115 (4104) производился с 1978 по 1985 годы. Является модернизированной версией 114-ой модели. Имеет форсированный двигатель (7.68 л. 315 л.с.) и обновлённый дизайн. Первоначально в заводской документации и некоторых изданиях автомобиль обозначали ЗИЛ-115 в дальнейшем — ЗИЛ-4104.  Выпущено около 30 экз.

Представленный автомобиль принадлежит частному коллекционеру.


ЗИЛ-117М Единственный выпущенный в 1984 году кабриолет с дизайном модели 4104.

Данный автомобиль принадлежит частному коллекционеру.


ЗИЛ-118К «Юность»

 

Автобус из гаража особого назначения.


Продолжение по ссылкам:

часть 2 >>>>

часть 3 >>>>

часть 4 >>>>

Поделиться ссылкой:

bestautorus.ru

Гараж особого назначения — Википедия. Что такое Гараж особого назначения


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гараж особого назначения (сокр.: ГОН) — структурное подразделение Федеральной службы охраны Российской Федерации. Согласно закону «О государственной охране», сотрудники ГОНа обеспечивают безопасное передвижение Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, глав обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами.

История

Гараж особого назначения создан решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Возглавил гараж личный водитель Ленина Степан Гиль. В 1922 году его на этом посту сменил личный водитель Сталина Павел Удалов, который возглавлял гараж до 1953 года.

В разное время автопарк гаража состоял из автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства. В 20-30-е годы это были автомобили марок Rolls-Royce, Packard, Isotta Fraschini, Vauxhall, Lincoln и другие. Со второй половины 30-х годов, после освоения производства в СССР автомобилей высшего класса парк автомобилей стал практически полностью отечественным состоящим из автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ. В постсоветской России парк до 7 мая 2018 года состоял из автомобилей преимущественно иностранного производства.

Ниже представлены отечественные автомобили ГОНа и их годы выпуска:

  • ГАЗ-12 «ЗиМ» (1950–1959)
  • ГАЗ-13 «Чайка» (1959–1981)
  • ГАЗ-14 «Чайка» (1977–1988)
  • ЗИС-101 (1936–1941)
  • ЗИС-101А (1940–1941)
  • ЗИС-110 (1945–1958)
  • ЗИС-115 (1947–1958) — бронированный вариант ЗИС-110
  • ЗИС-110Б (1949–1957)
  • ЗИЛ-111 (1958–1963)
  • ЗИЛ-111А (1959–1963)
  • ЗИЛ-111В (1960–1963)
  • ЗИЛ-111Г (1962–1967)
  • ЗИЛ-111Д (1964–1968)
  • ЗИЛ-114 (1967–1978)
  • ЗИЛ-117 (1971–1978)
  • ЗИЛ-4104 (1978–1983)
  • ЗИЛ-41045 (1983–1985)
  • ЗИЛ-41047 (1985–2008)
  • ЗИЛ-41041 (1986–настоящее время)
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» (1988–1999) — автомобиль сопровождения и охраны
  • ЗИЛ-41051 (1984–1985) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41045
  • ЗИЛ-41052 (1987–1999) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41047
  • «Кортеж» (2018–настоящее время)

Автопарк

В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Кортеж», «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген» и др., а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», использующиеся в качестве почётного эскорта.

Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, то автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами.

Литература

См. также

Ссылки


wiki.bio


Смотрите также