Гараж гон автопарк


ГОН - Гараж Особого Назначения - ЗА БАРАНКОЙ

Гараж особого назначения или сокращенно ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Несмотря на то, что ГОН был
создан 104 года назад (в 1906 году при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж), современная компания ГОН была
открыта в 2006 году и сейчас занимается не только обслужЫванием первых лиц Российской империи, а еще и организацией VIP-перевозок. Точнее одноименная
компания...

Так, например, любой желающий может заказать Rolls-Royce Phantom или Maybach - как с водителем, так и сопровождением.

Цена вопрос - договорная и зивисит от требований клиента. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Сами же водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.

У Гаража особого назначения большая история. ГОН ведет ее от первого в России государственного гаража, созданного при дворе Николая II в 1906 году. Императорский гараж находился в Петрограде.
В начале 1917 года Собственный гараж Его Величества стал автобазой Временного правительства, а после Октябрьского переворота — автобазой Советского правительства. В ноябре 1917 года в автобазе было 46 машин.

Затем при гараже появилась школа шоферов. В Петрограде отстроили большое здание гаража, сохранившееся до сих пор (сейчас в нем музей экипажей). В гараже стояли такие автомобили, как «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», русские модели — «Руссо-Балт» и «Лесснер», также, как и любимый автомобиль Николая II — французский «Делонэ-Белльвилль». Отбором машин для царских выездов руководил граф В. Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения – А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям.

В 1918 году гараж вместе с Советским правительством переехал в Москву. Автомобили, которые обслуживали Ленина и его ближайшее окружение, разместили в Кремле. Они и составили костяк Особого гаража, приказ о создании которого Ленин подписал 31 декабря 1920 года. Возглавил гараж Степан Гиль, личный шофер Ленина. Позже Особый гараж был переименован в Гараж особого назначения.

Старые царские автомобили, выпущенные в начале XX века, быстро выходили из строя. Поэтому в Англии была закуплена партия из 15 «роллс-ройсов». Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского.

После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов, причем, как Вы понимаете один миллион долларов в те времена было астрономической суммой, сам Роллс-Ройс стоил около пяти тысяч долларов в те времена.

В 1922 году «Гараж Особого Назначения» приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял П. Удалов – личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей, был «Воксхол»(ныне Opel в Великобритании по прежнему продается под брендом Vauxhaul) 1914 года производства – машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В «Гараже Особого Назначения» отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных «Паккардов», «Пирс Уроу», «Линкольнов», «Кадиллаков», «Роллс-Ройсов». Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель «Паккард Твелв». Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в cрочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.


Чешский писатель Гофмейстер стал однажды свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем оставил такое свидетельство: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…» Ответ на этот вопрос могли дать сотрудники ГОНа: дело в том, что каждая правительственная машина «Роллс-Ройс» была верхом совершенства и безопасности: по улицам города плыла воплощенная бронированная респектабельность.
В военные годы правительство обслуживали те же машины, что и раньше. Изменились маршруты: до войны кортежи двигались по одним и тем же улицам в назначенный срок, теперь, опасаясь вражеских диверсий, маршруты регулярно менялись и были известны узкому кругу лиц. Водители «Гаража Особого Назначения» прекрасно понимали, насколько сложная миссия возложена на них. Сотрудники «ГОНа» сопровождали Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году — Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской конференции.

После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей – началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога, так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: «Даймлеров», «Мерседес-Бенс» и «Хорьхи». К 1967 году заводом им. И.А. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две — седан и универсал. Хотя сотрудники «ГОНа» прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от «Линкольнов» до «Мерседесов».

Вот, как выглядел список машин верхушки СССР 40-50 гг.

Из протокола заседания Политбюро N61, особая папка, 1947 г.
О закреплении автомашин гаража Особого назначения

1. Закрепить за членами Политбюро и кандидатами в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретарями ЦК ВКП(б) и членами их семей следующие автомашины гаража Особого назначения (ГОН) Главного Управления Охраны МГБ СССР:
Тов. СТАЛИН И. В.-- Б. (бронированный - журнал "Власть") Паккард, Б. Паккард, Татра
Тов. МОЛОТОВ В. М.-- Б. Паккард, Крейслер, ЗИС-110
Тов. БЕРИЯ Л. П.-- Б. Паккард, Мерседес, ЗИС-110
Тов. ЖДАНОВ А. А.-- Б. Паккард, Паккард, ЗИС-110
Тов. МИКОЯН А. И.-- Б. Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110
Тов. КАГАНОВИЧ Л. М.-- Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110 открытый
Тов. МАЛЕНКОВ Г. М.-- Б. Паккард, Паккард открытый, ЗИС-110
Тов. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Н. А.-- Кадиллак, ЗИС-110, ЗИС-110
Тов. ВОРОШИЛОВ К. Е.-- Б. Паккард, Шевроле, Форд-8
Тов. АНДРЕЕВ А. А.-- Б. Паккард, Шевроле, М-20 Победа
Тов. ШВЕРНИК Н. М.-- Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. БУЛГАНИН Н. А.-- Паккард, Кадиллак, М-20 Победа
Тов. КОСЫГИН А. Н.-- Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. КУЗНЕЦОВ А. А.-- Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. СУСЛОВ М. А.-- Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. ПОПОВ Г. М.-- Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа
2. Закрепить автомашины за нижеуказанными лицами:
Тов. ПОСКРЕБЫШЕВ А. Н.-- Кадиллак, Бьюик
Семья тов. ДЗЕРЖИНСКОГО -- М-20 Победа
Семья тов. ЩЕРБАКОВА -- Шевроле
Семья тов. КАЛИНИНА -- Бьюик
Семья тов. ОРДЖОНИКИДЗЕ -- Форд-8
3. Числить в резерве гаража Особого назначения Главного Управления Охраны Министерства Государственной Безопасности СССР следующие автомашины:
Б. Паккардов -- 2 шт., Б. ЗИС-110 -- 2, ЗИС-110 открытых -- 2, ЗИС-110 закрытых -- 6, Паккардов --1, Кадиллак -- 1. Разрешить Главному Управлению Охраны МГБ СССР использовать резерв для замены закрепленных автомашин в случае их ремонта и для предоставления приезжающим членам Политбюро, кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и секретарям ЦК ВКП(б).

В 70-е годы прошлого столетия в «Гараже Особого Назначения» произошли заметные перемены. Это связано с приходом в «ГОН» Э.С. Цыганкова – главного тренера сборной СССР по автоспорту. Профессионализм водителей Гаража был доведен до невиданных доселе высот. До сих пор «цыганковская школа» — это эталон надежности и качества.

В 1990-е годы в ГОНе появился пульман-лимузин на базе «мерседес W-140». Продолжал увеличиваться и парк ЗИЛов — на одну-две машины в год.
В настоящее время ГОН укомплектован автомобилями «мерседес», «шевроле», ЗИЛ. В почетном эскорте используются также мотоциклы БМВ и «Урал». Всего в ГОНе насчитывается чуть более ста автомобилей.

В российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами "наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям".

Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.

По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо "в лоб" машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление "легковушка". Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, "по касательной", благодаря чему все остались живы.

Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.

В целом же, терроризм в отношении высших государственных лиц в России имеет глубокие корни. Поскольку персональное транспортное средство неотлучно от высшего государственного лица в его перемещениях по стране, то обычно оно - со времен императора Александра II - становится объектом покушения.

Покушения совершались на большинство руководителей Советского государства. Несколько попыток покушений было совершено на И. Сталина и В. Молотова. В 1969 году младший лейтенант Ильин пытался совершить покушение на Л. Брежнева, расстреляв из двух пистолетов машину, следующую в Кремль. В результате погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта. В 1990 году на Красной площади была совершена попытка покушения на М. Горбачева во время парада, несколькими годами позже майор Кислов вынашивал намерение зарезать ножом Ельцина.

В 1995 году традиционным для террористов способом - взрывом автомобиля, начиненного взрывчаткой и припаркованного вблизи машины намеченной жертвы, - пытались ликвидировать Э. Шеварднадзе, а также президента Македонии.

Перечень покушений только на американских президентов занял бы внушительное место. Кстати, Гитлеру довелось пережить около 300 покушений.

Кремлевские боярские палаты XVII века ныне заняты одной из самых элитных спецслужб - здесь находится Гараж особого назначения, ранее бывший подразделением 9-го управления КГБ, теперь - Федеральной службы охраны. Чтобы попасть сюда, нужно пройти всего каких-то несколько десятков метров от Боровицких ворот, однако на этом коротком пути три раза предъявить документы. Потому что здесь, в бывших царских конюшнях, следуя, видимо, исторической преемственности, находятся практически все автомобили первых лиц государства.

Так, например, гараж номер 10 всегда полуоткрыт. Это помещение для оперативных выездов. Напротив - мойка. Кремлевские автомобили моют только вручную и только женщины. Это традиция. По преданию, именно в помещении нынешней мойки была расстреляна Фанни Каплан.

В углу двора - помещение, оборудованное по последнему слову технической мысли Mercedes под склад запчастей. В противоположном углу - авторемонтные мастерские с диагностическим оборудованием от Mercedes. Во дворе стоят бронированные ЗИЛы, которые считают почти национальной гордостью: на Западе долго не могли додуматься строить машину вокруг бронированной капсулы, а в России бронирование с этого началось.

Сейчас же в ГОН преимущественно стоят Мерседесы, среди которых лидирует знаменитый 140-й кузов. Вообще, германский концерн представлен в Кремле S, E и G-классами. Автомобили G-класса переоборудованы для работы офицеров подразделения физической защиты: удлиненный кузов для увеличения внутреннего пространства (охранник с оружием не должен быть стеснен в движениях), форсированный двигатель, легко откидывающаяся для стрельбы задняя дверь" Что любопытно: комфортабельные в "гражданской" модификации Gelandewagen, как и другие автомобили, которые также используются для нужд выездной охраны (Chevrolet Suburban и Blazer, VW Caravelle, 600-й Mercedes и ЗИЛ-115 "скорпион"), внутри себя содержат маленькие жесткие и неудобные сиденья - охранник не должен расслабляться в пути. Из вышеприведенного перечня марок можно понять, что идеального автомобиля для выездной охраны не существует, и в каком именно автомобиле будет находиться охрана, каждый раз приходится решать, исходя из особенностей предстоящего мероприятия.




Источник

zabarankoi.mirtesen.ru

Гараж особого назначения (ГОН) - Про гараж особого назначения - Каталог статей - HF Garage

Легендарный кремлевский гараж – Гараж Особого Назначения (ГОН). На протяжении всей истории СССР сотрудники ГОНа перевозили высшее руководство страны. ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.

В настоящее время, по закону "О государственной охране", сотрудники ГОН обеспечивают безопасное передвижение президента, премьера, глав обеих палат парламента, первых президентов СССР и России — Михаила Горбачева и Бориса Ельцина (ныне покойного), а также лидеров всех зарубежных государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время поездок за границу руководители нашей страны также пользуются машинами из гаража особого назначения.


История «ГОНа» началась в 1906 году, когда при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж. Отбором машин для царских выездов руководил граф В. Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения – А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям.

Так, к 1913 году в царском гараже насчитывалось более 60 машин 17-ти марок. При гараже появилась школа шоферов, а для возросшего парка автомобилей в Петрограде было построено специальное здание, в котором и хранились полированные красавцы «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», русские модели - «Руссо-Балт» и «Лесснер», также, как и любимый автомобиль Николая II - французский «Делонэ-Белльвилль».

1917 год принес перемены, превратив Собственный гараж Его Величества сначала в автобазу Временного, а после Октября – Советского правительства.  В ноябре 1918 года столица была перенесена в Москву, что означало переезд высших эшелонов власти и партийной автоколонны в стены Кремля. После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. 31 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал приказ о создании Особого гаража, чуть позже он получил закрепившееся название – «Гараж Особого Назначения». Хозяином «ГОНа» был назначен личный водитель Ленина – С. Гиль. Первым автомобилем вождя мирового пролетариата стал французский «Тюрка Мери». Кроме того, для личных нужд Луначарского, Троцкого, Сталина и др. были закуплены новые «Роллс-Ройсы». Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов.

В 1922 году «Гараж Особого Назначения» приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял  П. Удалов – личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей,   был «Воксхол» 1914 года производства – машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В «Гараже Особого Назначения» отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных «Паккардов», «Пирс Уроу», «Линкольнов», «Кадиллаков», «Роллс-Ройсов». Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель «Паккард Твелв». Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в рочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.

Чешский писатель Гофмейстер стал однажды свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем оставил такое свидетельство: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР...» Ответ на этот вопрос могли дать сотрудники ГОНа: дело в том, что каждая правительственная машина «Роллс-Ройс» была верхом совершенства и безопасности: по улицам города плыла воплощенная бронированная респектабельность.

В военные годы правительство обслуживали те же машины, что и раньше. Изменились маршруты: до войны кортежи двигались по одним и тем же улицам в назначенный срок, теперь, опасаясь вражеских диверсий, маршруты регулярно менялись и были известны узкому кругу лиц. Водители «Гаража Особого Назначения» прекрасно понимали, насколько сложная миссия возложена на них. Сотрудники «ГОНа» сопровождали  Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году - Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской.

После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей – началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога, так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: «Даймлеров», «Мерседес-Бенс» и «Хорьхи». К 1967 году заводом им. И.А. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две - седан и универсал. Хотя сотрудники «ГОНа» прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от «Линкольнов» до «Мерседесов».

В 70-е годы в «Гараже Особого Назначения» произошли заметные перемены. Это связано с приходом в «ГОН» Э.С. Цыганкова – главного тренера сборной СССР по автоспорту. Профессионализм водителей Гаража был доведен до невиданных доселе высот. До сих пор «цыганковская школа» - это эталон надежности и качества.

В 1990-е годы в ГОНе появился пульман-лимузин на базе «мерседес W-140». Продолжал увеличиваться и парк ЗИЛов — на одну-две машины в год.


В настоящее время ГОН укомплектован автомобилями «мерседес», «шевроле», ЗИЛ. В почетном эскорте используются также мотоциклы БМВ и «Урал». Всего в ГОНе насчитывается чуть более ста автомобилей.

В российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами "наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям".


Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.

По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо "в лоб" машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление "легковушка". Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, "по касательной", благодаря чему все остались живы.

Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.


История знает немало других примеров героизма сотрудников гаража особого назначения. Во время неудачного покушения на Брежнева 22 января 1969 года младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин из двух пистолетов выстрелил по машине "ЗИЛ", в которой въезжал в Кремль космонавт Береговой. Стрелявший был задержан. Перекрывая собой линию огня был ранен мотоциклист почетного эскорта, а другой сотрудник ГОН — Илья Жарков — погиб во время теракта.

hf-garage.ru

Гараж особого назначения (ГОН) | AutoLex.Net

Легендарный кремлевский гараж – Гараж Особого Назначения (ГОН). На протяжении всей истории СССР сотрудники ГОНа перевозили высшее руководство страны. ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.В настоящее время, по закону «О государственной охране», сотрудники ГОН обеспечивают безопасное передвижение президента, премьера, глав обеих палат парламента, первых президентов СССР и России — Михаила Горбачева и Бориса Ельцина (ныне покойного), а также лидеров всех зарубежных государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время поездок за границу руководители нашей страны также пользуются машинами из гаража особого назначения.

История «ГОНа» началась в 1906 году, когда при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж. Отбором машин для царских выездов руководил граф В. Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения – А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям. Так, к 1913 году в царском гараже насчитывалось более 60 машин 17-ти марок. При гараже появилась школа шоферов, а для возросшего парка автомобилей в Петрограде было построено специальное здание, в котором и хранились полированные красавцы «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», русские модели — «Руссо-Балт» и «Лесснер», также, как и любимый автомобиль Николая II — французский «Делонэ-Белльвилль».1917 год принес перемены, превратив Собственный гараж Его Величества сначала в автобазу Временного, а после Октября – Советского правительства.  В ноябре 1918 года столица была перенесена в Москву, что означало переезд высших эшелонов власти и партийной автоколонны в стены Кремля. После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. 31 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал приказ о создании Особого гаража, чуть позже он получил закрепившееся название – «Гараж Особого Назначения». Хозяином «ГОНа» был назначен личный водитель Ленина – С. Гиль. Первым автомобилем вождя мирового пролетариата стал французский «Тюрка Мери». Кроме того, для личных нужд Луначарского, Троцкого, Сталина и др. были закуплены новые «Роллс-Ройсы». Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов.В 1922 году «Гараж Особого Назначения» приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял  П. Удалов – личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей,   был «Воксхол» 1914 года производства – машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В «Гараже Особого Назначения» отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных «Паккардов», «Пирс Уроу», «Линкольнов», «Кадиллаков», «Роллс-Ройсов». Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель «Паккард Твелв». Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в рочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.Чешский писатель Гофмейстер стал однажды свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем оставил такое свидетельство: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…» Ответ на этот вопрос могли дать сотрудники ГОНа: дело в том, что каждая правительственная машина «Роллс-Ройс» была верхом совершенства и безопасности: по улицам города плыла воплощенная бронированная респектабельность.В военные годы правительство обслуживали те же машины, что и раньше. Изменились маршруты: до войны кортежи двигались по одним и тем же улицам в назначенный срок, теперь, опасаясь вражеских диверсий, маршруты регулярно менялись и были известны узкому кругу лиц. Водители «Гаража Особого Назначения» прекрасно понимали, насколько сложная миссия возложена на них. Сотрудники «ГОНа» сопровождали  Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году — Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской.После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей – началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога, так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: «Даймлеров», «Мерседес-Бенс» и «Хорьхи». К 1967 году заводом им. И.А. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две — седан и универсал. Хотя сотрудники «ГОНа» прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от «Линкольнов» до «Мерседесов».В 70-е годы в «Гараже Особого Назначения» произошли заметные перемены. Это связано с приходом в «ГОН» Э.С. Цыганкова – главного тренера сборной СССР по автоспорту. Профессионализм водителей Гаража был доведен до невиданных доселе высот. До сих пор «цыганковская школа» — это эталон надежности и качества.В 1990-е годы в ГОНе появился пульман-лимузин на базе «мерседес W-140». Продолжал увеличиваться и парк ЗИЛов — на одну-две машины в год.

В настоящее время ГОН укомплектован автомобилями «мерседес», «шевроле», ЗИЛ. В почетном эскорте используются также мотоциклы БМВ и «Урал». Всего в ГОНе насчитывается чуть более ста автомобилей.В российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами «наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям».

Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо «в лоб» машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление «легковушка». Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, «по касательной», благодаря чему все остались живы.Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.

История знает немало других примеров героизма сотрудников гаража особого назначения. Во время неудачного покушения на Брежнева 22 января 1969 года младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин из двух пистолетов выстрелил по машине «ЗИЛ», в которой въезжал в Кремль космонавт Береговой. Стрелявший был задержан. Перекрывая собой линию огня был ранен мотоциклист почетного эскорта, а другой сотрудник ГОН — Илья Жарков — погиб во время теракта.В 1942 году на Красной площади водитель наркома Анастаса Микояна виртуозно увел машину из-под обстрела. Террорист, как показало следствие, считал, что стреляет по машине Сталина. //www.energyland.info

autolex.net

Автомобили Гаража особого назначения | Фото | Авто

Выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения (ГОН), откроется в Москве 4-8 марта в парке Сокольники. На ней будут показаны практически все автомобили, перевозившие первых лиц государства со времен основания подразделения. Можно будет увидеть автомобиль, встречавший Юрия Гагарина, ЗИС-115, на котором передвигался Иосиф Сталин, первую «Чайку» ГАЗ-14, а также другие раритетные транспортные средства.

АиФ.ru посмотрел на легендарные автомобили Гаража особого назначения. Подробности смотрите в нашей фотоленте. 

Гараж особого назначения (ГОН) — структурное подразделение Федеральной службы охраны России, обеспечивающее безопасное передвижение президента, премьер-министра, глав обеих палат парламента, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами. На фото: автомобиль Mercedes-Benz S600L со специальной защитой кузова. © АиФ / Игорь Харитонов В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген», а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», использующиеся в качестве почётного эскорта. © АиФ / Игорь Харитонов Специальный автомобиль охранения — ЗИЛ-41072 «Скорпион». © АиФ / Игорь Харитонов Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами. © АиФ / Игорь Харитонов Салон автомобиля ЗИЛ 41072 «Скорпион». © АиФ / Игорь Харитонов На экспозиции общей площадью 10 тысяч квадратных метров будут представлены более 80 машин. © АиФ / Игорь Харитонов Посетители смогут увидеть также все модели мотоциклов, на которых передвигались сотрудники Почётного эскорта. © АиФ / Игорь Харитонов Эскортный мотоцикл Днепр 14. © АиФ / Игорь Харитонов Выставка ГОНа откроется в Сокольниках уже в третий раз. © АиФ / Игорь Харитонов Гараж особого назначения (ГОН) — структурное подразделение Федеральной службы охраны России, обеспечивающее безопасное передвижение президента, премьер-министра, глав обеих палат парламента, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами. На фото: автомобиль Mercedes-Benz S600L со специальной защитой кузова. © АиФ / Игорь Харитонов В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген», а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», использующиеся в качестве почётного эскорта. © АиФ / Игорь Харитонов Специальный автомобиль охранения — ЗИЛ-41072 «Скорпион». © АиФ / Игорь Харитонов Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами. © АиФ / Игорь Харитонов Салон автомобиля ЗИЛ 41072 «Скорпион». © АиФ / Игорь Харитонов На экспозиции общей площадью 10 тысяч квадратных метров будут представлены более 80 машин. © АиФ / Игорь Харитонов Посетители смогут увидеть также все модели мотоциклов, на которых передвигались сотрудники Почётного эскорта. © АиФ / Игорь Харитонов Эскортный мотоцикл Днепр 14. © АиФ / Игорь Харитонов Выставка ГОНа откроется в Сокольниках уже в третий раз. © АиФ / Игорь Харитонов
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы

aif.ru

100 лет ГОНу - Про гараж особого назначения - Каталог статей - HF Garage

ГОН (гараж особого назначения) – подразделение ФСО, отвечающее за передвижение лиц, подлежащих государственной охране. По закону «О государственной охране» сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают передвижение Президента, Председателя Правительства, глав обеих палат парламента, экс-президентов СССР и России, а также лидеров государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время зарубежных поездок глава государства также пользуется машинами из Гаража особого назначения. По закону «О государственной охране» сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают передвижение Президента, Председателя Правительства, глав обеих палат парламента, экс-президентов СССР и России, а также лидеров государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время зарубежных поездок глава государства также пользуется машинами из Гаража особого назначения.

ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.

История гаража началась в 1906 году, когда при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж.

Отбором машин для царских выездов руководил граф Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения - А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям. Так, к 1913 году в царском гараже насчитывалось более 60 машин 17-ти марок. При гараже появилась школа шоферов, а для возросшего парка автомобилей в Петрограде было построено специальное здание, в котором и хранились полированные красавцы "Роллс-Ройсы", "Мерседесы", русские модели - "Руссо-Балт" и "Лесснер", также, как и любимый автомобиль Николая II - французский "Делонэ-Белльвилль". К началу Первой Мировой войны у императора был самый большой среди всех европейских монархов личный гараж.

В 1917 году "Собственный гараж Его Величества" превращается сначала в автобазу Временного, а после Октября - Советского правительства. В ноябре 1918 года столица была перенесена из Петрограда в Москву, что означало переезд высших эшелонов власти и партийной автоколонны в стены Кремля. После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. 31 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал приказ о создании Особого гаража, чуть позже он получил закрепившееся название - "Гараж Особого Назначения". Хозяином "ГОНа" был назначен личный водитель Ленина - С. Гиль. Первым автомобилем вождя мирового пролетариата стал французский "Тюрка Мери". Кроме того, для личных нужд Луначарского, Троцкого, Сталина и др. были закуплены новые "Роллс-Ройсы". Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов.
Ленин пользовался бронированным Rolls Royce. В его гараже успели побывать и Renault с движком в 40 л.с., и Delanay Billville, и Turket Mery. Но только два Rolls Royce, которыми пользовались в 1922-1924 годах, дожили до наших дней. Первый Rolls Royce модели Silver Ghost для Ленина купили в 1922 году за 1850 фунтов стерлингов. Владимир Ильич катался на ней до 1924 года. Второй Rolls Royce имел уникальную комплектацию - вместо задних колес у этого Rolls-Royce - резиновые гусеницы. Передние колеса поставлены на широкие, обитые металлом лыжи. Этой машиной Ильич пользовался для поездок в Горки зимой. Этот Rolls Royce переделали в русские сани для наших сугробов на Путиловском заводе. Скорость машины после такого "тюнинга" составила 20 км/час, но Ленин остался доволен.

В году 1922 году "Гараж Особого Назначения" приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял П. Удалов - личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей, был Vauxhall 1914 года производства - машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II.

Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В Гараже отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных "Паккардов", "Пирс Уроу", "Линкольнов", "Кадиллаков", "Роллс-Ройсов". Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель "Паккард Твелв". Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в рочном порядке перекрасить ее в "государственный" черный.

После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей (началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога), так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: "Даймлеров", "Хорьхов" и др.

В 1956 году был развенчан культ Сталина, и ЗИС превратился в ЗИЛ в честь директора завода Лихачева, чтобы вычеркнуть из памяти имя "отца народов". Но "крестьянин" Хрущев мало интересовался автомобилями, других подарков не поступало, и ЗИЛ продолжал многие годы выпускать переделанную копию Packard.

Никита Сергеевич, став лидером страны, ездил в основном на советских машинах. Но во время визита в Югославию маршал Тито подарил ему кабриолет "Хорьх-951 А". Как ответный подарок Тито получил советский ЗИС-110. Хрущев любил автомашины. Редкая его заграничная поездка обходилась без "обновки". Машины ему часто просто дарили, но иногда он покупал приглянувшийся экземпляр. Осенью 1959 года Хрущёв привез из США "Кадиллак-Флитвуд 75" красного цвета, с бархатной обивкой салона и кондиционером. Был у Никиты Сергеевича и "Мерседес-Бенц 300SL", чёрный "Роллс-Ройс Сильвер Клауд", подаренный им затем дому инвалидов. В 1961 году из поездки во Францию Хрущев привёз кабриолет "Рено-Флорида", но вскоре подарил его дочери Раде.

Поворот в кремлевском гараже произошел с приходом туда Леонида Брежнева.

К 1967 году заводом им. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две - седан и универсал. Хотя сотрудники Гаража прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от "Линкольнов" до "Мерседесов".

После смерти Брежнева в 1982 году его коллекция из 68 автомобилей была раздроблена, и некоторые экземпляры оказались в руках иностранных торговцев автомобилями той поры.

Андропов не интересовался коллекцией, так же как Черненко и Горбачев. И вновь наступил расцвет ЗИЛов: даже при Ельцине и Путине, который, однако, использует их лишь в зарубежных поездках. По Москве Путин предпочитает ездить на Mercedes.

Справедливости ради стоит добавить, что нынешний президент России изредка ездит на раритетной "Волге" 1956 года выпуска, цвета слоновой кости, с АКПП, хромированными стальными дисками и кожаным салоном в цвет кузова. Путин купил эту машину в 2005 году. Вместо обычных цифр на госномере машины написано - ГАЗ-21.

hf-garage.ru

Выставка к 95-летию Гаража особого назначения

Автор:
05 марта 2016 11:43

В выставочном центре парка Сокольники проходит Олдаймер галерея, в рамках которой в этом году к своему 95-юбилею Гараж особого назначения выставил множество машин из своего обширного парка, как современных, так и исторических.

Источник:

Источник:

История Гаража особого назначени

fishki.net

Гараж особого назначения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гараж особого назначения (сокр.: ГОН) — структурное подразделение Федеральной службы охраны Российской Федерации. Согласно закону «О государственной охране», сотрудники ГОНа обеспечивают безопасное передвижение Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, глав обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами.

История

Гараж особого назначения создан решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Возглавил гараж личный водитель Ленина Степан Гиль. В 1922 году его на этом посту сменил личный водитель Сталина Павел Удалов, который возглавлял гараж до 1953 года.

В разное время автопарк гаража состоял из автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства. В 20-30-е годы это были автомобили марок Rolls-Royce, Packard, Isotta Fraschini, Vauxhall, Lincoln и другие. Со второй половины 30-х годов, после освоения производства в СССР автомобилей высшего класса парк автомобилей стал практически полностью отечественным состоящим из автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ. В постсоветской России парк до 7 мая 2018 года состоял из автомобилей преимущественно иностранного производства.

Ниже представлены отечественные автомобили ГОНа и их годы выпуска:

  • ГАЗ-12 «ЗиМ» (1950—1959)
  • ГАЗ-13 «Чайка» (1959—1981)
  • ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988)
  • ЗИС-101 (1936—1941)
  • ЗИС-101А (1940—1941)
  • ЗИС-110 (1945—1958)
  • ЗИС-115 (1947—1958) — бронированный вариант ЗИС-110
  • ЗИС-110Б (1949—1957)
  • ЗИЛ-111 (1958—1963)
  • ЗИЛ-111А (1959—1963)
  • ЗИЛ-111В (1960—1963)
  • ЗИЛ-111Г (1962—1967)
  • ЗИЛ-111Д (1964—1968)
  • ЗИЛ-114 (1967—1978)
  • ЗИЛ-117 (1971—1978)
  • ЗИЛ-4104 (1978—1983)
  • ЗИЛ-41045 (1983—1985)
  • ЗИЛ-41047 (1985—2008)
  • ЗИЛ-41041 (1986—?)
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» (1988—1999) — автомобиль сопровождения и охраны
  • ЗИЛ-41051 (1984—1985) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41045
  • ЗИЛ-41052 (1987—1999) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41047
  • Aurus Arsenal (2018—н. в.)
  • Aurus Senat (2018—н. в.)

Автопарк

В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Кортеж», «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген» и др., а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», использующиеся в качестве почётного эскорта.

Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, то автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами.

Литература

См. также

wikipedia.bio

Особо важные колеса - МК

Корреспондент “МК” заглянул в президентский гараж

“В аварии попадали не наши мигалки”

ГОН всегда под боком у президента — базируется в Кремле. В том самом дворике, где в царские времена был колымажный (каретный) корпус. Когда-то прямо на втором этаже здания жили водители со своими семьями. А что — удобно: спустился во двор — и уже на работе. Хотя в этом был свой, и очень большой минус — в любой момент могли потребовать выехать, так что особо не расслабишься. Сейчас шоферских квартир здесь нет, поскольку уже давно вообще в Кремле никто не живет. Но если сравнить фотографии тех времен и нынешний вид гаража — отличий практически не найдете. Небольшой такой гаражик. Скромненько и со вкусом, как говорится.

— А нынешний президент к вам в гараж хоть раз заходил? — интересуюсь у водителей ГОНа.

— Нет, но он хорошо знает о его существовании, — не растерялись шоферы. Лица они не прячут, но снимать их нельзя. И имена под запретом. Выясняю, что у Медведева есть несколько постоянных водителей, которые, кроме него, никого не обслуживают.

— А правда, что они в чине не ниже полковника?

— Отчего сразу не генералы? — отшучиваются сотрудники. — На самом деле все мы, конечно же, офицеры ФСО, но звания у нас разные. И, кстати, среди водителей нет ни одной женщины. Хотя дамы вообще в ГОНе работают — они машины моют после каждой поездки, составляют графики и маршруты и т.д.

О том, что каждый из них может на полном ходу из окна машины одним выстрелом выбить мишень или знает секретные приемы рукопашного боя, водители не любят говорить. Собственно, и так понятно, что такие шоферы одновременно являются и офицерами охраны. Вооруженными. И так было всегда.

Из досье ФСО: водитель Ленина Гиль вспоминал, что Владимир Ильич просил его не вооружаться. Однако Гиль продолжал носить при себе наган, тщательно пряча его под рубашкой за поясом без кобуры.

А что касается непосредственно вождения — тут им и вовсе нет равных. На всякий случай у каждого открыты все категории, так что управлять они могут хоть танком. Ежегодно проходят учения на недавно построенном автодроме ФСО, где водители оттачивают свое мастерство на спецтрассе, в искусственно созданных условиях гололеда, водных препятствий…

— Что ж тогда машины с мигалками в последнее время все чаще в аварии стали попадать? — спрашиваю у них.

— Кто вам сказал, что это наши машины? Последняя авария с участием автомобиля Гаража особого назначения была при Борисе Ельцине. Тогда президентский кортеж попыталась протаранить “девятка”. Врезалась она в машину прикрытия (ее наш водитель сам подставил под удар, чтобы исключить столкновение с автомобилем, в котором ехало охраняемое лицо). Боковой удар был такой силы, что тяжелый “Гелендваген” перевернулся и лег на крышу. Наш водитель и шофер “девятки” получили тогда серьезные травмы.

— А те ДТП, что сегодня у всех на слуху, — продолжают водители, — происходили не с ГОНовскими машинами. В некоторых ведомствах иногда автомобилями управляют люди, которые не учитывают (не могут или не хотят) специфики работы на машинах со спецсигналами. И это действительно проблема.

Кстати, в начале создания ГОНа здешние шоферы были единственными профи в стране. В те времена вообще людей, умевших крутить баранку, можно было по пальцам пересчитать. И именно от безысходности пришлось забрать в Москву вместе с машинами и всех водителей, которые работали сначала на императорский гараж, а потом — на гараж Временного правительства.

Сегодня практически все водители ГОНа — молодые крепкие ребята. Возрастного ценза для президентских шоферов здесь как такового нет, но ни одного пожилого я не увидела. Видимо, потому что давно доказано: с годами человек теряет реакцию. Гибель в автокатастрофе первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова стала печальным уроком для всех. Эксперты ведь уверены, что от лобового столкновения можно было уйти, если бы водитель (а он был уже в преклонных годах) мгновенно среагировал. К тому же он, как потом выяснилось, не проходил контраварийную подготовку. Кстати, знаете, какой главный закон ГОНа? Водитель Гаража особого назначения не имеет права попасть в аварию не только по своей, но и по чужой вине. А как раз после той аварии на трассе Минск—Москва Андропов внес в ЦК предложения по усилению мер охраны, связанных с передвижением первых лиц на автомобилях. В частности, предполагалось ограничить скорость передвижения спецмашин по городу до 90 км в час, по трассе — до 110, техосмотр должны были проводить только сотрудники 9-го управления КГБ, брать водителей из числа гражданских запрещалось и т.д.

— Мы тренировались в экстремальных условиях. Вначале выезжали на Медвежье озеро, — говорит ветеран ГОНа Константин Бороткин, возивший в свое время Подгорного, Суслова и Рыжкова. — Там колесили по льду, рытвинам, заснеженной трассе. Причем в основном ночью. Только представьте: нулевая видимость, крутые спуски и подъемы, и на протяжении 14 км нельзя ни разу нажать на тормоз! При этом из кустов инструкторы бросали в наши машины большие поролоновые кубы. Нужно было постоянно от них уворачиваться.

Если не считать скоростных ограничений, с тех пор не так уж много изменилось. Список требований и ограничений только расширился.

Кстати, все это в равной степени касается как тех, кто сидит за рулем авто, так и мотоциклистов. Вообще в ГОНе и не припомнят, чтобы почетный мотоциклетный эскорт попадал в аварию. Правда, в начале 90-х произошел небольшой инцидент: из-под колеса одного из мотоциклов с огромной скоростью вылетел кусок арматуры, случайно оказавшийся на дороге. Он ударил в голову сзади едущего мотоциклиста, жизнь которого спас специальный защитный шлем. Сегодня каждый мотоциклист почетного эскорта проходит первоначальный курс шестимесячной подготовки по спецпрограмме, разработанной Российской академией физической культуры. Ну и потом его ждут ежедневные занятия по фигурному вождению, эскортированию и военному делу. И, кстати, в случае ЧП именно мотоциклисты, по инструкции, должны первыми прикрыть авто с охраняемым лицом. Во время соревнований на автодроме ФСО демонстрировали, как это может быть. Зрелище, скажу я вам, весьма эффектное. Тем более что президентский лимузин сопровождает не пара, а строго 11 или 13 мотоциклов. Их число лишь однажды сократили до 9 во время визита королевы Великобритании Елизаветы II. Да и то по просьбе ее приближенных, которые сказали, что “барьер между ее величеством и людьми должен быть как можно меньше”.

Автомобили, на которых раскатывали советские лидеры, до сих пор на ходу. Фото: Сергей Иванов.

Справка МК Справка "МК"

Сейчас в почетном эскорте одни “БМВ” (в советские времена были еще и “Уралы”). Каждый мотоцикл оборудован УКВ-радиостанцией, световыми спецсигналами с красным и синим светофильтром, электрической сиреной, работающей в двух режимах, боковыми прицепами, позволяющими создать дополнительную точку опоры.

Броня для президента

Изучаю характеристики новенькой, практически только что с конвейера, машины президента (официальные данные из завода в Штутгарте, где его сделали):

“Мерседес Бенц S600 Пульман Гард. 2011 год. Четырехдверный, шестиместный лимузин. Двигатель v 12, 517 л.с., максимальная скорость — 160 км в час, вес — 4815 кг. Габариты: длина — 6356, ширина — 2113, высота — 1534 см. Спецзащита”.

— Всего 160 км/час… — разочаровываюсь.

— Лимузины — да. Но другие наши “Мерседесы”, в том числе джипы, могут разгоняться до 180—217 км в час. Однако потребности выжимать из них все просто нет. И кстати, считается, что для безопасности лучше свыше 120 км в час не гнать. Что мы, собственно, и делаем.

Вообще бессмысленная гонка нехарактерна для первых лиц. И многим высоким чиновникам не мешало бы взять с них пример — глядишь, тогда и ДТП с участием машин со спецсигналами было бы меньше…

Что касается изначально не такой уж небольшой максимальной скорости лимузина — тут дело в утяжеленности машины. Она ведь с бронекапсулой. Кстати, бронируют машины для первых лиц в стране еще со сталинских времен — точнее, работы начались в экспериментальном цехе ЗИСа в 40-м году. На первом этапе задача-максимум была сделать двойные камеры и усиленные покрышки, пуленепробиваемое стекло толщиной 75 мм, а листы бронированного панциря поместить под обычной стальной обшивкой. Но потом на военном заводе стали делать бронекапсулу, которая секретно доставлялась на ЗИС. Сначала первый советский бронированный автомобиль называли “ЗИС-110С” (специальный). А потом ему присвоили индекс “ЗИС-115”.

— В машине все важные функции дублировались, — рассказывают зиловские старожилы. — Скажем, было два аккумулятора — основной и резервный. Было два замка зажигания. И еще там предусмотрели дополнительные цепочки-ограничители на дверях — для устранения возможности самопроизвольного открытия на ходу. Всего было изготовлено 55 таких авто. Часть из них ушла на подарки главам других государств.

А некоторые из них до сих пор состоят на службе ГОНа. Вот, скажем, ходят слухи, что у Медведева есть “броневик” “ЗИЛ”, превосходящий по своим характеристикам бронированный лимузин Барака Обамы. Поговаривают, пассажиры этого чудо-автомобиля весом более 10 тонн могут пережить небольшой ядерный взрыв. Якобы и крыша у нее титановая, да такой толщины, что по машине может проехать хоть танк, не причинив ей вреда, а окна сделаны из стекла, которое может выдержать прямой выстрел из гранатомета. Что касается колес, то они, по слухам, автоматически превращаются в гусеницы, когда машина выезжает на пересеченную местность…

— Это так? — интересуюсь у сотрудников ведомства. Те в ответ только загадочно улыбаются.

Как бы то ни было, машины иностранного производства, предназначенные для первых лиц, также всегда бронировались. Но немного по другой схеме и чаще на заводах-производителях. По сложившейся практике во всем мире машины первых лиц — с броней. Защита мировых лидеров — дело серьезное. Помните, как спасла жизнь президенту Грузии Шеварднадзе его машинка? В нее ведь попали две ракеты — и хоть бы что!

Стекла у большинства ГОНовских “тачек” — толщиной в 60 мм, пол выдерживает взрыв гранаты, специальные шины позволяют продолжать движение, несмотря на проколы. В некоторых авто предусмотрены самогерметизирующийся топливный бак и система автоматического пожаротушения. Еще говорят, что президентские лимузины имеют баллоны с запасом воздуха (на случай газовой атаки). Но в ГОНе эту информацию не подтверждают. Впрочем, наверняка в этих машинах еще столько всего, чего никто из нас себе даже представить не может.

— Верно, что для пассажиров предусмотрены особые кресла? Они якобы позволяют даже в случае самой страшной аварии выжить…

— Пассажир катапультируется, что ли? — усмехаются в ГОНе. — До такого даже Гитлер с его больной фантазией бы не додумался.

— Кстати, правда ли, что в гараже сейчас есть бронированный “Мерс”, принадлежащий Гитлеру?

— Нет, в ГОНе никогда не было машин из личного гаража Гитлера, — объясняют в ФСО. — Но сохранился любопытный документ — записка министра госбезопасности СССР, адресованная Сталину. В ней говорилось, что после задержания фашистского диктатора маршала Антонеску, арестована находившаяся у него и подаренная Гитлером шикарная легковая автомашина “Мерседес”, специально оборудованная и бронированная. Что машина перевезена в Москву, приведена в порядок и что было бы целесообразно использовать ее в особом гараже. Но никакой реакции Сталина не последовало. Так что этот вопрос даже не рассматривался.

Из досье ФСО: по свидетельствам очевидцев, любимым местом Сталина в автомобиле было откидное сиденье, справа по ходу движения. По одной версии, выбор определялся соображениями безопасности, по другой — удобством (было достаточно просторно, да и проще садиться в машину и выходить из нее).

Брежнев любил выезжать на “ЗИЛ-111” в сопровождении мотоциклетного эскорта.

В салоне первых лиц — по 6 бутылок

То, что лимузин президента длиннее обычного, видно невооруженным глазом. Но меня всегда интересовало: на сколько? Выяснилось, что “Мерсы”, которые закупались ГОНом для первых лиц в 2007—2008 годах, были специально удлинены на 0,5—1,35 метра. Те, что приобрели в последние годы, — на метр. И при этом у них немного выше крыша (из-за защиты). Перегородки между водителем и пассажиром нет. Да и вообще она была предусмотрена только в машине Сталина “ЗИС-115”. Что касается климат-контроля, кондиционеров, выяснилось, что тут мало что изменилось за последние тридцать лет. Ведь все эти системы уже были разработаны в 80-е в советских НИИ. Да на таком уровне, что надолго обогнали свое время. Разговоры о душе, ванне, отделке салона чистым золотом и серебром и прочих немыслимых излишествах оказались полной ерундой. Ничего подобного ни в одной машине ГОНа не предусмотрено.

— Ну хотя бы бар в президентском лимузине есть?

— Нет, это не актуально, — обескураживают меня водители. — Сейчас в автомобиле первых лиц в обязательном порядке в холодильнике должны быть три бутылки воды без газа и три с газом. Ну, плюс в машине всегда в наличии салфетки и хрустальные стаканы. Все.

Просматриваю архивные документы и поражаюсь: в императорском гараже больше всего было именно “Мерседесов”. Выходит, с них начали и к ним же пришли? Впрочем, управляющий делами Президента России Владимир Кожин говорил “МК”: “Есть поручение президента — детально изучить вопрос закупки для автопарка новых автомашин марки “ЗИЛ”.

Справка МК Справка "МК"

Список машин для первых лиц в 1918 году был относительно невелик — около 40. Но в нем в большинстве иномарки. Вот, к примеру, “Роллс-Ройсы” полагались Троцкому и Луначарскому, “Делано-Бельвиль” — Бонч-Бруевичу, “Бенц” — Горбунову (секретарю управления советского правительства), “Рено” — Ульяновой… За Лениным числилось сразу две машины — “Тюрко-Мери” и “Делано-Бельвиль”. Чуть позднее у Ильича появился еще и “Роллс-Ройс”.

Быть или не быть “ЗИЛу”

“ЗИЛов” в ГОНе сегодня осталось меньше десятка (последний автомобиль этой марки “пришел” сюда в 2004 году). Да и используют их в основном не для перевозки первых лиц страны, а для зарубежных делегаций.

— Многие высокие иностранные гости сами просят, чтобы был именно “ЗИЛ”, — объясняют мне в гараже. — Как же им откажешь? Машины эти, конечно, сильно морально устарели. И “ЗИЛы” по безопасности в краш-тестах сейчас проигрывают “Мерседесам”. Но в любом случае это один из символов России, так что хорошо, что они у нас есть.

Есть они не только в ГОНе, но и в гараже Минобороны. Именно военное ведомство в прошлом году приобрело два новых серых автомобиля с модифицированным кузовом от “ЗИЛ-41041” к параду 9 Мая. Сегодня компания “Депо-ЗИЛ” занялась разработкой двух интересных моделей, которые, возможно, скоро предстанут перед публикой: удлиненный шестидверный лимузин, дизайн которого продолжает линию моделей 41047, и четырехдверный седан на короткой базе. Но имеет ли смысл пересаживать на них всех чиновников высокого ранга и вообще возрождать легендарный 6-й цех (где делались “броневики” для руководителей государства) на ЗИЛе?

Практически все эксперты считают эту идею провальной. Во-первых, на заводе не осталось уже тех специалистов, которые могли бы вручную собрать уникальный автомобиль. Во-вторых, стоить это будет просто безумно дорого. Для возрождения цеха нужно несколько сотен миллионов долларов. И каждая машина будет обходиться государству дороже, чем сегодня на рынке стоят несколько “Бентли”. И все это ради чего? Ради престижа? Ради “надувания щек”?

— Вообще сама система приговорила одно из своих блестящих детищ — автомобиль “ЗИЛ”, — убеждены на заводе. — Причем еще в момент его создания и выпуска. Не было бы никаких проблем, если бы аналог машины поступил в массовое производство. Но об этом даже думать не хотели. Потому изначально производство “ЗИЛов” было убыточным. Уже во времена Горбачева денег на эти машины у казны не было. Понятно, что на это старались закрывать глаза, и автомобили в небольшом количестве производились. Но каждый раз государство в ту пору буквально наскребало по 800 тысяч долларов на новый “ЗИЛ”…

Николай Второй на “Делано”.

От лимузинов — к геликоптерам

С учетом пробок вопрос о том, чтобы первые лица пересели на вертолеты, не раз поднимался. Ходили даже слухи, что в Кремле появится вертолетная площадка.

— Вертолеты здесь уже приземлялись, — говорят старожилы Администрации Президента. — В 1993 году, к примеру, борт с Борисом Николаевичем Ельциным садился на Ивановской площади.

А раз были прецеденты, то, казалось бы, почему не дать “добро” на постоянный перелет геликоптеров через “зубцы”? Но Кремль — это особо охраняемая ЮНЕСКО зона, памятник всемирного культурного наследия человечества. И посадка вертолетов наверняка вызовет вибрации, среагируют датчики, установленные на соборах. Отразится ли это на старинных кремлевских храмах — вопрос, может быть, и спорный, но историки и музейщики, скорее всего, будут против.

Есть идея сделать вертолетную площадку вне стен Кремля, но поблизости к нему. К примеру, как в Германии, — там возле ведомства канцлера располагается огромный лесопарковый комплекс, где и находится вертолетная площадка. Она соединена мостом с комплексом главы государства. В итоге видно, как тот прилетает на вертолете, садится в парке и через 1,5 минуты на машине “Ауди” (в Германии первые лица больше 10 лет используют “Ауди-8 Лонг” бронированный) подъезжает к работе. Мост, к сведению, снаружи не просматривается из-за высоких бортиков и по ширине рассчитан на одну машину.

— И все же Москва мало приспособлена для передвижения на вертолетах, — уверяют сотрудники НИИ градостроительства. — В столице исторически сложилась хаотичная застройка разной высоты. Подходящих для вертолетных площадок мест в центре города практически нет.

И если с вертолетами пока вопрос повис в воздухе, то с микроавтобусами для президента все более-менее понятно. Дмитрий Медведев полюбил в последнее время ездить именно на них, используя их в качестве мобильного рабочего кабинета. Дело в том, что в таких микроавтобусах есть рабочая зона. В салоне стоит стол, за которым удобно писать, разбирать документы и т.д. В итоге глава государства может не терять драгоценного времени и даже проводить в таком мобильном кабинете на колесах мини-совещания. И для этого здесь предусмотрены все необходимые средства связи. Сейчас специальных микроавтобусов, которые обслуживают руководителей государства, около десятка. В основном это “Мерседесы” модели “Спринтер” и “Фольксвагены” с самыми мощными двигателями, необходимыми для передвижения тяжелого автомобиля. Разумеется, они все бронированные и оборудованы секретными системами связи.

У ГОНа есть собственный “артефакт” — огромный глобус. Страны, где были машины Гаража особого назначения, помечены светящимися точками. Оказывается, водители ГОНа объехали в общей сложности полмира. И везде, где они были, телохранители и шоферы первых лиц других государств от их мастерства буквально рот открывали. Приходилось даже для них устраивать показательные выступления — к примеру, разворачиваться на невероятно узком “пятачке” или въезжать в ворота, ширина которых на пару сантиметров больше ширины машины.

PS. В ФСО России подготовлена книга “Гараж особого назначения”, где впервые публикуются уникальные документы и фотографии.

www.mk.ru


Смотрите также