Гараж бахметьевского автобусного парка


Бахметьевский автобусный гараж, Москва. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

10 сооружений К. Мельникова в Москве. Часть 7 - Бахметьевский гараж

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)

cocomera.livejournal.com

Бахметьевский гараж - Прогулки по Старой Москве и не только — ЖЖ

Во что превратили Бахметьевский гараж я узнала сегодня, хоть и живу недалеко.

Слава богу, что не снесли. Там при СССР был автобусный парк, потом его отдали Московской еврейской общине, а точнее Синагоге в Марьиной Роще и что-то долго строили, я так понимаю на деньги Ромы Абрамовича,т.к. для этой синагоги все строит только он.

Но теперь быстренько из него сделали Центр Современной Культуры под руководством Дарьи Жуковой.

    Отремонтированный, выкрашенный в бело-красные цвета, с огромными буквами на фасаде Бахметьевский гараж производит ошеломляющее впечатление. Вокруг — промзона, невыразительные панельные дома. И вдруг — бриллиант на свалке. Огромное пространство — 8 тысяч квадратных метров, скошенные фасады, остроумная конструкция потолка, которая позволяла прекрасно освещать всю махину, оригинальная система въезда и выезда машин. Все вместе — свидетельство сгинувшей цивилизации, коей, по сути, и являлось советское общество 1920-х, втянутое в масштабный социальный эксперимент.творение великого архитектора-конструктивиста Константина Мельникова и не менее легендарного инженера Владимира Шухова
       Вряд ли у современных архитекторов получится придумать что-то подобное — им не хватит внутреннего пафоса. Мельников и Шухов ведь не просто гараж строили — они мир переделывали, творили новую вселенную. Внутри здания кожей ощущаешь их космические амбиции. То, что Бахметьевский гараж уцелел, — чудо.
     В 1999-м из него выселили 3-й автобусный парк, после чего вожделенные 3,5 га в центре города стали приманкой для недобросовестных инвесторов. К 2001 году гараж лежал в руинах. К счастью, весь квартал передали московской еврейской общине. Из здания хотели сделать учебно-воспитательный и спортивно-досуговый комплекс. Но вести воспитательную работу в Бахметьевском гараже все равно, что превратить орбитальную станцию в муравейник: пространство и функция явно противоречат друг другу. Идея не осуществилась.
      Зато быстро реализовали проект с Центром современной культуры. Дарья Жукова положила глаз на здание в начале 2008-го, и вот — первая большая и серьезная выставка. «Хотим создать здесь пространство, посвященное современному арту, — сказала Жукова на открытии. — Собрать библиотеку по актуальному искусству, проводить выставки, лекции и мастер-классы». Международным координатором станет Молли Дент-Броклхерст, 10 лет возглавлявшая лондонскую галерею Ларри Гагосяна. Внутренний дизайн поручен Джейми Фоберту (он сотрудничал с галереей Тейт), фирменный стиль — дизайнеру Питеру Севилу, оформлявшему лондонский магазин «Селфридж». Освещением займется Рафаэль Лозанна-Хеммер. Уже сейчас в пустом гараже висит его «люстра» — арт-объект с сотней лампочек, которые загораются хитроумным способом и мигают в ритме пульса того человека, который люстру зажег. Центр планируют сделать бесплатным, и владельцам придется доказать, что такая благотворительная затея может эффективно управляться. Но уже сейчас можно сказать: по крайней мере, Бахметьевский гараж жив.
Правда не хило! Какие люди!

15 сентября в «Гараже» стартует большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, и, очевидно, эта дата станет началом полноценной работы.

"Гараж" станет местом проведения выставок западных и российских художников послевоенного периода, а также молодых художников. Планируется открытие постоянной экспозиции. В Центре будут проходить лекции, мастер-классы, круглые столы, организованы образовательные программы; будет собрана библиотека по современному искусству, а также открыт книжный магазин. Первой выставкой для новой площадки станет ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых.

Неофициальное открытие Центра состоялось на частной вечеринке 12 июня 2008 года. Гостям продемонстрировали экспозицию, специально для мероприятия подготовленную архитектором Юрием Авакумовым (фотографии А.Родченко, старинные чертежи и планы здания Бахметьевского гаража, кинохроника 20-х годов). В рамках неофициального открытия также прошел концерт певицы Эми Вайнхаус.

А на официальном открытии этого пафосного выставочного зала побывали дети старшей сестры Монакского князя Каролины Ганноверской - Шарлотта и Андреа Казираги.

http://community.livejournal.com/ru_royalty/271195.html

il-ducess.livejournal.com

Бахметьевский гараж — Википедия. Что такое Бахметьевский гараж

Памятник истории и архитектуры
Бахметьевский гараж

Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. №№: 771510302930005

и другие:

771420656420005, 771410656420015, 771410656420025 (ЕГРОКН)
Страна  Россия
Город Москва, Образцова ул., 11
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта К. С. Мельников, В. Г. Шухов
Архитектор К. С. Мельников
Первое упоминание 1926 год
Строительство 1926—1927 годы
Состояние удовлетворительное
 Медиафайлы на Викискладе

Бахме́тьевский гара́ж — комплекс сооружений бывшего гаража автобусов на улице Образцова 11 в Москве, построенный в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для стоянки и ремонта автобусов Leyland. Архитектурный ансамбль гаража является объектом культурного наследия народов РФ и охраняется государством[1]

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Предпосылки строительства и возникновение идеи
  • 3 Архитектурно-планировочное решение
  • 4 История гаража
    • 4.1 1927—1999 годы
    • 4.2 «Новая судьба» Бахметьевского гаража
      • 4.2.1 Еврейский музей и центр толерантности
  • 5 В культуре и искусстве
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
    • 7.1 Комментарии
    • 7.2 Источники
  • 8 Литература
  • 9 Статьи и публикации
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние медиафайлы

Описание

Здание Бахметьевского гаража — памятник архитектуры советского авангарда; стоит в ряду оригинальных построек двадцатых годов XX века отличается уникальной пространственной композицией и ярким художественным образом. Бахметьевский гараж — часть архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка (п

lrc-lib.ru

Марьина роща. Гаражи Мельникова.: dmitry_sasin — LiveJournal

    Регулярное автобусное сообщение в Москве открылось в 1924-м году, для него закупались в Англии автобусы "Лейланд". Первым местом их базирования был гараж на Ордынке, переделанный из складских зданий. Но автобусы были не очень маневренные, гараж оказался для них тесным и неудобным. Было принято решение строить новый гараж на Бахметьевской улице. Сейчас это улица Образцова. Изначально планировалось построить гараж традиционного "манежного" типа. Но Константину Мельникову удалось убедить власти принять его "прямоточную" систему организации движения автобусов в гараже. Она подразумевала отсутствие необходимости разворота автобусов и движения их задним ходом. Въезд был организован с одной стороны, а выезд с другой. Для демонстрации преимущества своей схемы Мельников расчертил краской на площади парковочные места и пути проезда в двух вариантах. Так ему удалось наглядно показать преимущества своей схемы. Для проектирования кровли был приглашён Владимир Шухов.

2. Бахметьевская улица. Фото, по всей видимости постановочное, так как с этой стороны по факту был въезд, а не выезд.

3.

4. Это, скорее всего. северный выезд на Новосущёвский переулок.

5. Конструкция кровли разработана Шуховым. Когда-то на крыше были шедовые фонари, расположенные в шахматном порядке.

    У конька кровли устроены фонари, Мельников и Шухов придумали направить их в обе стороны, в отличие от односторонних шедовых фонарей, применявшихся при строительстве промышленных цехов. Крыша над ними поочередно приподнята то в одну, то другую сторону, напоминая сверху позвоночник гигантского существа. Благодаря изяществу металлических конструкций просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания.
    Концепция гаража оказалась настолько удачной, что он использовался по назначению ещё 70 лет, принимая намного более крупные автобусы. А сам Мельников, по его признанию стал монополистом в идеологии гаражестроения. (В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию.) 3-й автобусный парк был здесь до 1999-го года, потом его перевели в Бибирево.

6.

    В 2001-м году земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины. В сентябре 2001 года еврейская община начала самовольный снос здания, остановленный лишь под влиянием общественности. После этого началась реконструкция здания. 16 сентября 2008 года в здании открылся Центр современной культуры «ГАРАЖ», он просуществовал здесь до 2011 года. В результате реконструкции здания многие конструкции кровли сохранены, хотя общего пространства и льющегося из шедовых фонарей света уже нет.
Сейчас здесь еврейский музей и центр толерантности. Поскольку я гулял в тех краях в субботу, попасть внутрь не удалось. Удивила информация на входе о том, что вход или по пропускам или по заранее согласованным спискам. Прекрасный пример толерантности!

7. В процессе реконструкции оригинальные надписи на восточном фасаде были воссозданы.

8. Северный и западный выезды. Все четыре фасада главного здания имеют своё лицо.

    В гараже площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри.
    В результате три фасада для въезда и выезда здесь прорезаны многочисленными порталами ворот, создавшими ломанную пилообразную поверхность фасадов.
Собственно говоря, эти ворота и стали основным пластическим приемом внешнего оформления гаража, особенно порталы въезда «телескопически» выступающие из стены Стены гаража кирпичные, в них сделаны вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов.

9. Здания выглядят как новенькие. Это бывшие ремонтные мастерские, построены в 1930-м году. Сейчас здесь благотворительный центр Шаарей Цедек.

10. Западный фасад гаража. Здесь был выезд.

11. Помимо основного объема рядом с гаражом было выстроено здание для администрации и столовой, оно выполнено из красного кирпича и фиксирует угол участка.

12. Серое здание по Новосущёвскому переулку тоже обладает конструктивистскими элементами, но вот только построено оно на месте северного выезда совсем недавно..

13. Недалеко от Бахметьевского гаража, на Сущёвском валу стоит ещё один гараж, спроектированный Мельниковым. Это "гараж Интуриста".

    К тому времени Мельников уже построил два гаража в Москве - Бахметьевский и на Новорязанской улице. Но, в отличие от первых двух проектов, Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Авторству Мельникова здесь принадлежит эффектный фасад здания, выходящий на Сущёвский вал. Разработка же рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7.
    Эффектность фасада была достигнута с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухарёвского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности. «Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство".
    На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.

14. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. Сдвоенные плоские полуколонны левой части здания визуально продолжили колонны правой части.

15. В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины 20-го века.

    Немного об истории гаража. В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было слито со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда и было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». Но как только завершилось строительство, глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство: "Парк легковых машин, обслуживающий ГУГБ НКВД-центра за последнее время в связи с ростом оперативной работы настолько, что имеющийся в распоряжении НКВД в Москве гараж не обеспечивает стоянкой даже половины имеющегося парка: свыше 200 легковых автомашин стоят под открытым небом". Ещё бы, это был 1937-й год, чёрных воронков требовалось всё больше и больше, работы для них было много. По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. По состоянию на 2019 год здание принадлежит всё тому же ведомству - автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

16. За время существования здание несколько раз перестраивалось, но фасады, выходящие на Сущёвский вал остались неизменными.

По итогам прогулки:

Самотёчные переулки.
Марьина роща. Гаражи Мельникова.
Марьина роща. Вокруг МИИТа.
Мещанская слобода. Западная часть.
Вадковский переулок.
Лесная улица.

dmitry-sasin.livejournal.com

Бахметьевский гараж - Вики

Памятник истории и архитектуры
Бахметьевский гараж

Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. №№: 771510302930005

и другие:

771420656420005, 771410656420015, 771410656420025 (ЕГРОКН)
Страна  Россия
Город Москва, Образцова ул., 11
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта К. С. Мельников, В. Г. Шухов
Архитектор К. С. Мельников
Первое упоминание 1926 год
Строительство 1926—1927 годы
Состояние удовлетворительное
 Медиафайлы на Викискладе

ru.wikiredia.com

Бахметьевский гараж

 Из истории московского автобуса

«Предками» автобуса в Москве XIX века были линейки – конные повозки на 10-14 мест, пустили их в 1847 году. В 1890-е годы московские предприниматели пытались обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы – автомобильный общественный транспорт, который в Европе к тому времени уже появился

 

Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 год

Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 год.

Первая автобусная линия в Москве была по сути пригородной «маршруткой» — от Марьиной Рощи до Останкино, поскольку городские власти не хотели, чтобы создавалась конкуренция трамваю, принадлежащему городу. Эта ветка была открыта открыта 17 июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Проезд от Москвы до Останкино стоил 15 копеек.

 

«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино роще, конец 1920-х годов.

Первые автобусы начали кататься по Москве в 1924-м году — сначала это были переделанные грузовики, потом — английские автобусы «Лейланд». Они были маленькие (на 8 человек), медленные (30 км в час) и незатейливые (не могли ездить задним ходом).

Анлийский праворульный «Лейланд» на Площади Свердлова — первый московский автобус.

В 1925 — 1926 гг. большинство автобусов стояло под открытым небом, так как гараж не мог вместить все машины. В Москву продолжали поступать новые машины, преимущественно те же английские «Лейланды».

Первый, очень неудобный, гараж для «Лейландов» построили на Ордынке, и уже собирались строить на Бахметьевской улице второй такой же, как в проект включился Мельников. Его так сильно раздражали новые гаражи, что он побежал в Моссовет с альтернативным вариантом размещения машин, при котором и заезд и выезд со стоянки осуществлялся без использования заднего хода.

Для сравнения устроили конкурс — автобусы заезжали на нарисованные краской на мостовой два типа гаража — мельниковский и обычный. Мельниковский, естественно, оказался лучше. Архитектор придумал целую формулу и рассчитал точный тупой угол — 127 градусов — который позволял удобно размещать не только старенькие «лейланды», но и «икарусы» вплоть до 1999 года.

В 1927 г. Про проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в стиле конструктивизм был построен специализированный автобусный парк-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице, который был сдан окончательно в эксплуатацию в 1929 году.

Сейчас в этом здании находится «Еврейский музей и центр толерантности»,

в 2008-2012 годах располагался центр современной культуры «Гараж».

 

Двухэтажный автобус-прицеп с тягачом DS-6, выпущенный в ГДР. Всего изготовлено было 7 экземпляров, для Москвы был закуплен один (в порядке эксперимента) по личной инициативе Хрущёва (есть версия, что машина была подарена) в 1959-м году.

 

Другая модель двухэтажного автобуса из Германии – Do-56. Вместе с DS-6 они ходили по 3 маршруту, потом по 111 от университета до площади Свердлова. Маневренность такого большого автобуса на улицах Москвы была низкой, а зимой, в гололёд, машину сильно заносило и был велик риск опрокидывания, так что эксперимент не был особо удачен.

mosstreets.ru

Бахметьевский гараж

Бахметьевский гараж — проект архитекторов Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд», построен в 1927 году.

В 1924 году в Москве появляется первая внутригородская автобусная линия, по которой курсировали восемь автобусов «Лейланд», закупленных в Англии. С дальнейшим расширением автобусного парка Московское коммунальное хозяйство задумалось о строительстве автобусных гаражей.

Первый гараж, построенный в 1926 году на Большой Ордынке, оказался неудобными в использовании. В этом же году архитектор Константин Мельников получает заказ на проектирование гаража вместимостью в тысячу машин. После ознакомления с проблемами гаража на Большой Ордынке, Мельников пишет: «…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах «Лейланд» рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже. А машинам? Изъять из движения острые углы — получим прямоточную систему». 

Заинтересовавшись проблемой размещения машин в гараже, Мельников разрабатывает «прямоточную систему», смысл которой заключается в отказе от разворотов и заднего хода машины, автобусы должны заезжать, с одной стороны, и выезжать с другой. Сам архитектор называет эту систему «системой Мельникова».

Эскиз пятиэтажного варианта.

Первоначальный проект представлял собой пятиэтажное здание, где два нижних этажа находятся под землей, въезд и выезд производился по спирали, впоследствии Мельников отказывается от этого проекта.

Один из последних эскизов Бахметьевского гаража.

Внутреннее строение гаража не имеет перегородок и выполнено по принципу манежа, для создания внутренних перекрытий и конструкций Мельников обращается к архитектору Владимиру Шухова, автору Шаболовской телевизионной башни, который впервые в мире применил стальные сетчатые оболочки при строительстве зданий и башен.

Бахметьевский гараж начал частично эксплуатироваться 1 ноября 1927 года, уже через год после разработки проекта.

Дизайнеры Саша Браулов и Нася Коптева (52factory.ru) отразили функциональное назначение Бахметьевского гаража — хранилище, в емкости для хранения стикеров в канцелярском наборе «Русский Авангард».

www.togdazine.ru

Бахметьевский гараж Википедия

Памятник истории и архитектуры
Бахметьевский гараж

Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. №№: 771510302930005

и другие:

771420656420005, 771410656420015, 771410656420025 (ЕГРОКН)
Страна  Россия
Город Москва, Образцова ул., 11
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта К. С. Мельников, В. Г. Шухов
Архитектор К. С. Мельников
Первое упоминание 1926 год
Строительство 1926—1927 годы
Состояние удовлетворительное
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Бахметьевский гараж Википедия

Памятник истории и архитектуры
Бахметьевский гараж

Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. №№: 771510302930005

и другие:

771420656420005, 771410656420015, 771410656420025 (ЕГРОКН)
Страна  Россия
Город Москва, Образцова ул., 11
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта К. С. Мельников, В. Г. Шухов
Архитектор К. С. Мельников
Первое упоминание 1926 год
Строительство 1926—1927 годы
Состояние удовлетворительное
 Медиафайлы на Викискладе

ruwikiorg.ru

Здание — Центр современной культуры «ГАРАЖ»

Знаменитый шедевр конструктивизма – Бахметьевский гараж создали в 1926 году два радикальных мыслителя ХХ века: авангардист Константин Мельников и «русский эйфель» Владимир Шухов.

   
Архитектор                               Инженер
Константин Мельников         Владимир Шухов
(1890–1974)                              (1853–1939)

История проекта началась, когда Московское коммунальное хозяйство закупило партию английских автобусов «Лейланд», у которых был один недостаток – они не могли ездить задним ходом. Для автобусного парка был разработан и утвержден стандартный по тем временам проект здания манежного типа, но Константин Мельников, создавший принципиально новую парковочную систему, лично отправился в Моссовет защищать свой альтернативный проект.

Архитектор тогда только вернулся из Парижа, где спроектированный им павильон имел шумный успех на Выставке современных декоративных искусств и промышленности. Его завалили заказами, первыми из которых стали два гаража для французской столицы. Те заказы остались нереализованными, но Мельников вернулся в Россию готовым к воплощению новаторских идей на московских стройплощадках.

Он добился проведения экспертизы. В итоге 16 мая 1926 года асфальт Арбузовской площади расчертили краской и 30 автобусов и грузовиков МКХ пробовали парковаться по двум разным схемам. Хронометрические замеры показали существенные преимущества предложений Мельникова. Так началась история Бахметьевского гаража.

Необыкновенная косоугольная форма появиласть как следствие планировочного решения – архитектор разработал оригинальный принцип размещения машин в один ряд под углом друг к другу, что позволяло заезжать без использования заднего хода и специального персонала.

Подчинная утилитарным целям форма здания приобрела замечательное оформление: Мельников спроектировал разные архитектурные решения для всех четырех фасадов, создал 6 центральных въездов-порталов, торжественно обозначенных римскими цифрами, даже разработал уникальный шрифт для надписи на портике здания. Для решения внутреннего пространства он обратился к выдающемуся инженеру Владимиру Георгиевичу Шухову.

Металлические конструкции Бахметьевского гаража – одна из последних крупных работ гениального русского инженера. Перекрывая монументальный объем, Шухов создал трехнефное пространство с помощью 18 тонких колонн и минимума металлических конструкций, несущих крышу гаража.


Фото Александра Родченко.

Диагональные пучки света из врезанных в кровлю фонарей рассекают пространство гаража, как витражи. Пространство – колоссально: 8 500 квадратных метров, это почти в полтора раза больше Манежа Августина Бетанкура. Таким образом здание стандартной постройки – автобусного парка – приобрело оттенок культового, сакрального сооружения, нового «советского храма».

Однако, как многие шедевры авангардной мысли, это здание не было по достоинству оценено следующим поколением. К концу ХХ века Бахметьевский гараж был на грани исчезновения. От былого величия не осталось и следа – не было ни стен, ни кровли. В 2002 году началась реконструкция здания. Ее осуществил архитектор Алексей Воронцов, который приложил максимум усилий для возрождения прежнего образа шедевра. «Мы не должны забывать, что являемся только учениками таких мастеров, как Константин Мельников и Владимир Шухов» – говорит Алексей Воронцов. Благодаря его бережному отношению к архитектурной истории Бахметьевский гараж получил вторую жизнь, в качестве Центра современной культуры «Гараж».    

    archive.garageccc.com


    Смотрите также