Антон белов директор гаража


Shelfie: Антон Белов

Квартира Антона Белова находится в типовом московском доме, но, переступив ее порог и увидев минималистичный интерьер с низкой мебелью и редкого для северного города размера окно, вы переноситесь в модный район Токио или по крайней мере Нью-Йорка. Продуманная планировка вмещает все, что нужно для жизни успешного креативного жителя современного мегаполиса. Кроме коллекции книг — ей пришлось переехать частично в офис Белова, частично в стремительно расширяющуюся библиотеку музея «Гараж», которая занимает уже половину здания, спроектированного Ремом Колхасом. «В какой-то момент я понял, что не могу найти в Москве нужных мне книг по архитектуре, и решил заняться пополнением архитектурной полки в библиотеке. Привожу чемоданами из каждой поездки, прошу друзей, пишу письма знакомым архитекторам по всему миру. Со временем это превратилось в некое соревнование, цель которого — собрать лучшую подборку по теме», — рассказывает Антон. Книги он любит давно, с нежностью вспоминает привезенный родителями из первой загранпоездки каталог галереи Уффици или как помогал хрупкой библиотекарше таскать книжки в нонфикшен-отделе своего технического вуза. В детстве проявилась и ценная для музейного работника страсть к коллекционированию. Ребенком он вместе с братом-близнецом собирал монеты, вкладыши от жвачки, позже — спичечные коробки и значки, теперь переключился на искусство, хотя не забывает и о более прикладных увлечениях вроде перочинных ножей. «У нас дома миллион инструментов, но никогда нет нужного. Есть, например, гигантский молоток и плоскогубцы, но когда что-то ломается, оказывается, что они бесполезны и нужен какой-нибудь шестигранничек, — смеется Антон. — Зато ножи часто выручают. Один я всегда ношу на брелоке с ключами, другой, стропорез, всегда лежит в машине на случай, если заклинит ремень».

Через всю жизнь тянется и его любовь к Японии. Это чувствуется и в «Гараже», где уже проходили выставки Japan Congo, стояла инсталляция Яеи Кусамы, а в этом году состоится большая выставка Такаси Мураками. «Это удивительный проект, гигантский, — увлеченно рассказывает Белов. — Мы воссоздадим кусок его студии, интегрируем его работы в фасад здания и кафе, в книжном построим специальную конструкцию для сувениров. Мы впервые покажем творчество Мураками во всей глубине его смыслов, и, я надеюсь, это изменит представления о нем во всем мире».

Во время одной из поездок в рамках подготовки к выставке команда «Гаража» посетила музейный остров Наосима, на котором японский бизнесмен и меценат более 30 лет строит музейный комплекс Benesse House. История комплекса произвела на Антона неизгладимое впечатление. «У японцев фантастический горизонт планирования, — рассказывает он. — Они меряют все не своей жизнью или успехами и даже не тем, как детям побольше денег оставить. Они видят это как продолжение традиции и себя. Отчасти это семейная история, отчасти страны. Они чувствуют личную ответственность перед культурой. Это какое-то видение своего будущего за пределами своей жизни. И это очень подкупает». Хочется верить, что история «Гаража» под руководством Антона Белова станет одним из примеров следования японской философии в современной России.

theblueprint.ru

Белов Антон Юрьевич - преподаватель бизнес школы

Преподает

Арт-менеджмент и галерейный бизнес Аудитория искусства Выездное занятие в музей «Гараж» Гараж. Как сделать музей глобальным? Практика управления Музеем современного искусства «Гараж»

Должность

Директор Музея современного искусства «Гараж»

Образование

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ МИСиС)

Карьера

 с 2010 года по н.в. - директор МСИ «Гараж»

Основатель и руководитель журнала «Артгид» и портала artguide.ru 

Руководитель White Gallery 

Директор Агентства по организации культурных мероприятий Art Management

Материалы:

Лекция Антона Белова «Гараж. Как сделать музей глобальным?»

4 апреля лекцию для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Лекция пройдет онлайн на площадке Zoom, начало в 14.00.

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов получил премию РБК

16 декабря 2019 года объявлены обладатели 6-й ежегодной премии медиахолдинга РБК. Одним из трех обладателей премии РБК в номинации «Менеджер» стал директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

В «Гараже» открылась масштабная выставка «Грядущий мир», посвященная теме экологии

Выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100», который охватит все помещения московского музея современного искусства «Гараж», открылся 28 июня и продлится до 1 декабря.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • СЛЕДУЮЩАЯ
все преподаватели факультета >

www.rma.ru

Директор Музея «Гараж» о временном закрытии Музея

Дорогие друзья!

Мы внимательно следим за ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и общаемся с коллегами из многих музеев мира по этой теме.

На данный момент не выявлено ни одного случая заражения коронавирусом сотрудников Музея «Гараж». Мы предпринимали и предпринимаем все рекомендованные меры профилактики, включая карантин сотрудников после поездок и отмену предстоящих командировок.

В ситуации возрастающего напряжения мы видим для себя только одну возможность минимизировать потенциальную опасность — на время приостановить публичную работу Музея, Образовательного центра, библиотеки и архива.

Всей команде «Гаража» и мне лично это решение далось очень тяжело. Но если мы — как популярный музей — не предпримем все зависящие от нас меры, то тем самым мы поставим под угрозу здоровье вас — наших бессменных соратников по развитию современного искусства в России, всех приглашенных лекторов и педагогов, наших сотрудников, родственников и друзей старшего возраста.

На время закрытия мы усилим свое присутствие онлайн. Давайте проведем это время вместе! Наши кураторы и сотрудники всех отделов уже работают над тем, чтобы рассказать вам что-то новое и познавательное об искусстве в разных форматах в наших аккаунтах в социальных сетях.

Сейчас мы не можем спрогнозировать, когда откроемся снова. Но как только мы будем уверены в безопасности вашего пребывания в «Гараже», мы с радостью будем водить для вас экскурсии, кормить нашими лучшими сырниками и помогать пользоваться нашей библиотекой.

Я очень надеюсь, что коронавирусная инфекция будет взята под контроль в ближайшее время. И пусть сейчас мы кажемся паникерами, нам важно сделать этот шаг.

Оставайтесь с нами на связи на всех онлайн-платформах. Мы будем продолжать работать, чтобы «Гараж» оставался по-прежнему вами любим.

Антон Белов,
директор Музея современного искусства «Гараж»

garagemca.org

The Vanderlust, Антон Белов

Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж» и наш новый инсайдер, рассказал о любимых местах в столице, поделился размышлениями о Москве и москвичах, составил свой топ-5 музеев мира, а также отметил арт-события которые не стоит пропускать, если вы хотите быть причастными к современному искусству.

 

Городская среда

Москва, с моей точки зрения, – это загулявший купец. Много тратящий, много зарабатывающий и получающий огромное удовольствие от жизни. В кризисное время город начинает урезать свои расходы, но в целом ситуация не меняется. Это видно и по нашим градоначальникам, и по стилю жизни. Люди живут не по средствам и демонстрируют гораздо больше, чем есть на самом деле. Необдуманные траты, разгульность, ночной образ жизни, круглосуточные магазины – в этом вся Москва.

Даже музеи закрываются позднее, чем во всем мире: вслед за «Гаражом» многие московские арт-площадки поменяли свои часы работы. И теперь люди хотят, чтобы музеи были не просто местами, куда ты приходишь посмотреть выставку, – им нужен многофункциональный сервис. Кстати, с парками та же история: просто погулять недостаточно, хочется где-то перекусить, поиграть в футбол или бадминтон. Качество потребления повышается, и сейчас Москва стала больше разворачиваться к потребностям горожан и учитывать их интересы в своей системе развития.

Из московских мест мне лично нравится Нескучный сад. Там безопасно, много всего интересного: беседка и площадка «В память 800 лет Москвы» – самое романтичное место от сталинских времен; домик, где снимается игра «Что? Где? Когда?»… На Остоженке потрясающие переулки  – модные, красивые, с большими лобби и… абсолютно пустынные. Люди купили там инвестиционные квартиры, но в них практически никто не живет. Идешь вечером гулять – и ни души. Ну а если хочется ощутить атмосферу старого города, рекомендую район Хитровки, где сохранился дух разбойничьей Москвы, описанный в XVIII–XIX вв.

Еда

Не могу не упомянуть кафе «Гараж». Здесь я ем, назначаю деловые встречи, и мне за него не стыдно. У нас прекрасный шеф-повар Денис Калмыш, и все вкусно.

Очень люблю «Strelka bar», запросто могу по пути домой заехать и поужинать. Особенно мне нравятся бургер с тунцом из нового меню, картофель фри, из десертов – лимонная меренга.

Одни из лучших бургеров в Москве подают в «Cheapside Josper Bistro». Ощущение, что съел что-то не просто вкусное, но и полезное. Еще люблю «Рулет» (он находится рядом с моим домом), там работает фантастический молодой шеф-повар Тимур Абузяров. Отличные салат с тунцом и кунжутно-луковой заправкой и десерт «Апокалипсис».

Культура/Арт

Одно из главных культурных мест столицы для меня  – Третьяковская галерея на Крымском валу, где представлено русское искусство XX века, начиная с «Черного квадрата» Малевича и заканчивая потрясающими шестидесятниками и семидесятниками. Сейчас там идет замечательная выставка «Выезд из СССР разрешить…», посвященная коллекционеру Георгию Костаки, который долгое время собирал искусство авангарда в России, а потом уехал из страны. Часть коллекции была вывезена за границу, часть  осталась здесь и показана на выставке.

Следующим пунктом отмечу Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в частности  коллекцию  живописи французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

В зависимости от анонсированных выставок посещаю площадки Московского музея современного искусства под руководством Василия Церетели. У них бывают очень интересные проекты, как экспериментальные, так и более классические.

Мультимедиа Арт Музей – место, где собирается самая разнообразная публика. А все потому, что наряду со значимыми арт-проектами, там устраивают и более попсовые. Мне понравилась выставка Владимира Яковлева, она, кстати, еще идет. А кому-то будет интереснее посмотреть «Календарь Пирелли 2015»; в общем, каждый может выбирать что-то на свой вкус.

Из разряда must – галереи на ВИНЗАВОДе. Это титаны  XL и «Риджина» плюс ряд новичков, которые еще не проявили себя, но, надеюсь, скоро проявят. Недалеко от ВИНЗАВОДа находится Gary Tatintsian Gallery. Практически музейного уровня, под тысячу метров, с идеальными бетонными полами и белыми стенами, она гораздо больше приближена к европейскому или нью-йоркскому формату галерей. Если хотите поразить иностранных гостей и показать, что у нас в Москве может быть не хуже, отведите их туда.

О музее «ГАРАЖ»

С начала работы в «Гараже» принципиально новых открытий для меня не было. Правда, многие люди после живого общения стали восприниматься иначе. У меня изменилось мнение о Марине Абрамович – я увидел ее человеческое лицо, интересное, приятное, с ней комфортно находиться в одном пространстве и общаться. Меня поразил Джон Балдессари, который приезжал в «Гараж» и делал с нами выставку. Совершенно простой, с отличным чувством юмора, не требующий к себе эксклюзивного отношения человек, притом что он – звезда лос-анджелесской сцены и важнейший художник XX века. Порой знакомство с художником как с личностью для меня гораздо значительнее, чем возможность увидеть нечто новое. И тем не менее, каждый наш проект для меня – открытие.

Мы делали выставку Japan Congo,  где были представлены порядка 50 авторов из Японии и Африки. Около пяти имен знали искусствоведы, остальных – никто! И конечно, еще остается очень много тех, кого мы или не привозили, или не представили в полном объеме. Например, японские художники. Думаем привезти Яей Кусаму – может, и не самая любимая критиками, но очень известная. Такеши Мураками был показан везде, но только не в Москве. Английским художником Фрэнсисом Бэконом сейчас занимается «Эрмитаж», но у нас пока не планируется… Если начинать перебирать имена только первого ряда, уже можно составить выставочную программу на 20 лет вперед, что же говорить об остальных. Только представьте, сколько еще классных интересных авторов существует! Мы о них даже не подозреваем, а это целый художественный мир.

ТОП-5 АРТ-МУЗЕЕВ В МИРЕ

Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк

MoMA не нуждается в особом представлении, это культурная точка обязательная к посещению. Пожалуй, самый известный и важный музей современного искусства, который задает тренды в области выставок.

Tate Modern, Лондон

Они делают гигантские ретроспективы и представляют все значительное, что произошло в искусстве XX века, начиная от Яей Кусамо и заканчивая Малевичем.

Fondation Beyeler, Риен, Швейцария

Один из немногих музеев, который функционируют не в культурной столице, а на периферии и при этом является высоко посещаемым. Его создатели Эрнст и Хилди Бейелер жили в Риене, интересовались артом и хотели сделать для местных маленькое чудо. Пригласили архитектора Ренцо Пиано, собрали потрясающую коллекцию, включая «Кувшинки» Клода Моне, – и чудо свершилось. Одни из самых осмысленных выставок современных художников проходят именно там.

Музей Гуггенхайма, Бильбао

С точки зрения архитектуры, этот Музей Гуггенхайма, построенный знаменитым Фрэнком Гери, изменил подход к созданию музеев во всем мире. 

Фонд Louis Vuitton, Париж

Новый проект, который уже посетили или посетят в ближайшее время все модники, построил его тоже Фрэнк Гери. И по архитектуре, и по коллекции, и по расположению (он находится в Булонском лесу) – уникальный музей. 

ТОП-3 АРТ-СОБЫТИЙ В МОСКВЕ

  1. Московская биеннале современного искусства, которая c каждым годом все больше развивается и продвигается. В 2015 году куратором станет Барт де Баре, очень ждем.
  2. Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow – она прошла этой осенью на очень высоком уровне. Оказалось, Москва может быть частью среды мирового арт-рынка.
  3. Все выставки в «Гараже».

 

ТОП-3 АРТ СОБЫТИЙ В МИРЕ

  1.  Art Basel. Сюда должны приезжать все, кто имеет отношение к современному искусству.
  2. Венецианская биеннале. Национальные павильоны еще никто не отменял, и из года в год все страны соревнуются между собой.
  3. Frieze London. Лондон борется с Нью-Йорком за звание мировой столицы современного искусства, и эта выставка тому подтверждение.

 

Photo: Николай Зверков

© Музей современного искусства «Гараж»

Тэги: Гараж,Гараж кафе,Мультимедиа Арт Музей,Московский музей современного искусства,Антон Белов

www.thevanderlust.com

Директор музея «Гараж» Антон Белов — о том, как придерживаться экологического подхода во всем

Команда Музея современного искусства «Гараж» и его директор Антон Белов придерживаются экологического подхода во всем: от раздельного сбора мусора и трубочек из макарон до визионерского выставочного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» с работами, посвященными гринвошингу, виртуальной реальности и Чернобылю. «Собака.ru» узнала у Антона о том, как внедрить эко-инициативы в жизнь институции — ведь в этом году музей-амбассадор осознанного потребления станет резидентом пространства «Дом 12» на Новой Голландии. 

Когда вы впервые поняли, что необходимо сортировать мусор, например? 

В детстве мы с братом-близнецом ходили в походы и не хотели, как все, закапывать мусор — мы делали все возможное, чтобы максимальное количество отходов вывозилось обратно в город. Дальше — больше. По образованию я — физик, закончил Институт стали и сплавов, и мне была очевидна взаимосвязь между состоянием экологии и переработкой мусора.

С чего начались экоинициативы в «Гараже» и что уже удалось внедрить?

Несколько лет назад мы с коллегой и членом нашей самоорганизованной группы Garage Green Дмитрием Накоряковым в новогодние праздники убрали мусорные корзины из-под всех столов сотрудников и заменили их на общие для этажей с раздельным мусором: бумага, пластик, стекло и неперерабатываемые отходы. До этого с 2012 года мы уже собирали использованные батарейки, в том числе у посетителей музея, и сдавали их на переработку, потому что в городе было мало таких пунктов. Потом мы вместе с нашим партнером Uniqlo сделали сбор одежды на переработку: все это само по себе закрутилось в целую программу устойчивого экологического развития. Не баловства ради мы установили на крышу солнечные батареи — чтобы понять, работает это в России или нет. Хотя понятно, что в Москве батареи не всегда так же эффективны, как в более солнечных странах — в прошлом декабре у нас была, кажется, 31 минута солнечного времени. Затем мы перешли к печати на бумаге стандарта FSC — знак на упаковке или продукции из древесины означает, что производитель и продавец прошли сертификационную процедуру и аудит и гарантируют, что при заготовке древесины были соблюдены экологические требования и нанесен минимальный вред природе и были максимально учтены интересы местных жителей.

Стала громкой история о том, как мы заменили пластиковые трубочки в кафе на трубочки из макарон. Это — вершина айсберга. Сейчас переходим на печать чеков по технологии, обнаруженной нами у одного немецкого производителя — он не использует вещество бисфенол А, контакт с которым опасен для здоровья. Мы стараемся перейти на электронные билеты, а сотрудники, которые занимаются нашей программой лояльности, придумали упаковку для карточек, состоящую из посевной, то есть биоразлагающейся бумаги. Внутри упаковки — семена, и вы можете посадить их в горшок. Предложения начали прорастать в разных отделах, департаментах — это низовые инициативы, у нас нет никакого специального сотрудника, который следит за разумным потреблением. Вначале мы думали, как это сделать прикольно для нас самих, затем как это сделать доступно для наших посетителей, чтобы это еще и визуально выглядело привлекательно.

Мы в редакции переходим на сортировку мусора, но все равно некоторым тяжело отказываться от тех же пластиковых вилок — привычка. Как вам удалось вовлечь команду в осознанное потребление?

Сделайте экоинициативы своим новым стандартом и объявите публично: «У нас нет больше пластиковой посуды в офисе». Я имею в виду одноразовый пластик. Эффект публичности дает ускорение — тем, кто не соблюдает стандарт, стыдно будет перед остальными. (Смеется.) У нас есть чатики в мессенджерах: кто-то мусор не туда выбросил, и там пишут — надо было выкинуть в другое место, в следующий раз будьте внимательнее. Еще вы можете поставить в офисе программу PaperCut: прежде чем напечатать что-то, нужно поднести карточку сотрудника к принтеру. Мы экономим благодаря этому 20–30% бумаги и чернил. Если еще добавить использование исключительно экохимии, то станете «супер-эко», а ваших сотрудников будут хвалить везде, и им будет стыдно после этого выбрасывать пластик не в тот отдел в мусорке. (Смеется.) 

Крупные государственные музеи перенимают ваши идеи? Эрмитаж начал переход на раздельный сбор и уже несколько лет собирает макулатуру, но сложно представить, что музей резко откажется от бумажного документооборота в пользу электронного или от бумажных приглашений.

Мы консультировали Политех на эту тему — мы самая нежадная институция. Вы берете радикальный пример: Эрмитаж — самый большой, а также один из самых важных и влиятельных музеев в стране и мире. Махину такого размера трудно трансформировать, да и не нужно быть экотеррористами в отношении сотрудников. К тому же люди старшего поколения прекрасно знакомы с принципами осознанного потребления: они сдавали стекло из-под молока и кефира, ходили за квасом с бидоном. Бумагу после использования можно сдавать в переработку — все эти вещи возможно объяснить людям на лекциях. Но любая подобная идея должна исходить не от директора — а от коллектива. Я уверен, что Михаил Борисович Пиотровский — прогрессивный руководитель и таких людей поддержит, но нужна инициативная команда. Тот же электронный документооборот можно потихоньку внедрить, и он всем упростит жизнь. То, что в ХХI веке у некоторых корпораций есть внутренние курьеры, которые бумажки носят с этажа на этаж, — полное безумие.

Живопись и скульптура с точки зрения экоповестки приемлемы? Может быть, лучше заменить все традиционные медиа на VR и AR-искусство?

VR и AR-искусство куда менее экологичное, потому что энергозатратное. В случае с живописью вы один раз потратились на холст, краски, грунт — и все. А если работа сделана в виртуальной или дополненной реальности, то надо каждый раз для запуска произведения искусства тратить кучу энергии. Это вопрос электроэнергии: откуда ее брать? Я, например, фанат Tesla, у меня уже третий электромобиль, но формально это вредно — никто не знает, что делать с этими батареями после эксплуатации. Японцы предлагают перейти на  водородные автомобили: при химической реакции высвобождается энергия, кислород вступает во взаимодействие с кислородом и на выходе получается пар. Посмотрим: мы живем в такое классное время, когда поразительные идеи борются друг с другом. 

Как вы думаете, почему российское, да и не только, общество сопротивляется экологическому активизму? Вспомним хотя бы негативные реакции на деятельность Греты Тунберг — человека года по версии журнала Time?

Да, есть люди, которых раздражает, что выходит подросток и начинает им угрожать: «Мы вам покажем!» Я как раз считаю, что не нужно всех насильно строем загонять в экоповестку — нужно создавать мотивацию. У меня есть замечательная история: как-то позвонили племянницы и спросили, нет ли у меня крышечек. Я говорю: «Каких крышечек?» Они: «Добрых крышечек». «Каких добрых крышечек? Это какой-то новый мультик?» Оказалось, один благотворительный фонд придумал собирать крышечки от бутылок на переработку, а на вырученные деньги покупать инвалидные коляски. Проект называется «Добрые крышечки», и внутри него есть соревнование среди школ — ведь крышечки легко мыть, собирать, измерять количество. Я спрашиваю у племянниц: «А вы как собираете?» Дети придумали здорово: за неделю собрали два мешка крышечек, повесив в подъезде объявление о сути конкурса рядом с емкостью для сбора крышечек. Не нужно людей заставлять отказаться от автомобилей, полетов на самолетах, мяса, потому что от его производства образуется куча метана. Тогда нужно и города расселять, чтобы не разрушать планету. По-моему, все это — крайности. Мы не можем и не имеем права предъявлять людям никаких претензий — я за то, чтобы людей вдохновлять. 

Понятие «экология» можно применить не только к заботе об окружающей среде, но и к отношениям между людьми. Как вы добились того, что в вашем музее комфортно всем? 

Когда мы что-то внедряем под соусом заботы о планете — это не совсем правда, потому что мы в первую очередь заботимся о себе. Нам нравится, что можно просто зайти в музей посидеть в кафе, пойти на лекцию, куда не нужно покупать билет посетителя выставки. Многие сотрудники музеев забывают, что они могут быть такими же посетителями. В какой-то момент мне показалось, что влияние «Гараж» на общество больше, чем нам кажется: мы первые в России сделали инклюзивные проекты, у нас самый большой в мире музейный отдел инклюзии — то есть по работе с людьми с инвалидностью. Мы понимали: мы не просто открываем людям мир искусства — мы меняем социум, потому что корпорации начинают думать о том, как бы им сделать услуги и продукты удобными для людей с разным жизненным и культурным опытом. Не знаю, можно ли говорить, что мы влияем на госполитику в отношении музеев, но здорово, что некоторые наши идеи прорастают.

Вы часто упоминаете в разных интервью понятие «устойчивое развитие». Что это такое для вашего музея и насколько частный музей может быть устойчивым?

«Мы, конечно, частная институция, но наша цель — стать общественным музеем. Что это значит — общественный музей? Это музей, который работает на благо развития общества. Давайте вспомним: когда-то Эрмитаж и Третьяковская галерея были частными институциями, а Пушкинский музей был создан на частные деньги как университетский музей слепков. Я понимаю, что история этих прекрасных музеев связана с национализацией. Для меня это такой предрассудок — что государственные музеи более устойчивые и надежные, поэтому коллекционеры и художники охотнее дарят работы в их собрания. Нас также поддерживают 60 патронов, более 30 компаний-партнеров и самое большое число владельцев карт лояльности из всех российских музеев — это значительный вклад в развитие музея. В этом году мы также основали фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) — это средства, которые не тратятся на текущие дела, а инвестируются и зарабатывают нам новые деньги. А доноры эндаумент-фонда, кстати, еще и получают налоговый вычет. «Гараж», мне кажется, — классный пример того, как другие люди сопереживают нашему делу и участвуют в нем: от корпораций до частных жертвователей. Эндаумент-фонд, экологические инициативы, гранты художникам и инклюзивные проекты — это все разные части одной программы устойчивого развития». 


 

«Собака.ru» благодарит за поддержку премии «Петербург будущего 2020»

отель «Астория» Rocco Forte Hotels,

бренд датской дизайнерской мебели и аксессуаров BoConcept,

компанию Simple.

 

 

Текст: Александра Генералова. Фото: Ольга Тупоногова-Волкова

www.sobaka.ru

"Мы добавляем в искусство новые ингредиенты" – Москва 24, 12.10.2015

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

На сегодняшний день музей "Гараж" является самым успешным и посещаемым музеем современного искусства в Москве. Его директор Антон Белов рассказал m24.ru о том, как создать идеальный музей, зачем нужно поднимать уровень знаний об искусстве и почему музейное пространство – это алхимия, куда добавляются самые разные ингредиенты.

– Для начала хочу спросить, как вам нынешняя Московская биеннале? Какие проекты понравились больше основного?

– Основной проект удался за счет кураторского состава и Барта де Баре в частности. Биеннале требуются перемены. Нужно менять структуру управления и взаимодействия с участниками. Я считаю, что так Московская биеннале через 6-8 лет сможет стать мощнейшей историей, за которой будет следить весь мир.

– На сегодняшний день "Гараж" является крупнейшим музеем современного искусства в Москве. Ориентировались ли вы при его создании на определенную музейную модель? Был ли образец работы с современным искусством и экспонированием?

– Музеи сейчас переживают определенный кризис развития и пытаются меняться. В Москве это происходит во многом за счет влияния "Гаража". Например, в отделе XX века Третьяковки изменена навигация, организация пространства. И здесь, мне кажется, принципиально важна скорость, с которой происходят эти перемены. "Гараж" вдохновлялся лучшими примерами от галереи Тейт-Лондон и МОМА в Нью-Йорке до фонда Бейелера в Базеле. В любом случае сейчас это совершенно уникальная музейная площадка, это музей будущего с зональностью, функциональностью, где уже нет белых стен.

У "Гаража" молодая команда, выросшая уже в постсоветское время, что, конечно, важно, потому что если во всем мире у музеев есть большой груз обязательств перед своей коллекцией и историей, то у нас есть шанс совершить революцию без каких-то жертв. Через несколько лет в Москве появится музейный центр с Эрмитажем на ЗиЛе, и музей ГЭС-2, которым занимается Тереза Мавика и архитектор Ренцо Пьяно.

Складывается впечатление, что никто не хочет строить типологические музейные площадки, все ищут компромиссы. В России "Гараж" в этом плане первопроходец. Мы хотим говорить о прошлом, но в контексте будущего. Сегодня концепция музеев предполагает создание площадок с различной функциональностью, но еще непонятно, как эта структура будет выживать. Она должна пройти проверку временем: будет ли достаточно качественного выставочного контента? Я считаю, что в любом случае в Москве не хватает таких пространств, еще не сложилось среды для свободной культурной коммуникации.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

– Но в то же время должны ли быть какие-то уникальные отличия музеев? Своя концепция, свои художники, которых один музей показывает, а другой – нет. Или все должно стать единой органичной системой?

– Со временем у каждой институции проявляется свое лицо. Это зависит во многом от учредителей и попечителей, от руководителя и кураторского состава, от направления деятельности и специализации: русское или зарубежное искусство, инсталляции или перформансы – от того, позволяет ли пространство выставлять крупные объекты. Каждый со временем должен для себя понять, чем он хочет заниматься.

Ссылки по теме

– А "Гараж" уже определился с желаниями? Или вы в процессе выработки стратегий?

– Пока что мы очень молодые, нам только исполнится 8 лет. И мы еще не набрали критической массы, чтобы сказать, что будем занимается "только этим". У нас, конечно, есть приоритеты работы, есть, к примеру, самый большой в мире видео- и фотоархив российского искусства второй половины XX века, и весь 2016 год мы посвятим его оцифровке.

Также у нас в приоритете образование и просвещение. По статистике через наши курсы, лекции, мастер-классы в год проходит более 50 тысяч человек. У нас есть первый в России отдел инклюзивных программ по работе с людьми с различными формами инвалидности. С нами делились опытом специалисты из галереи "Тейт", музея "Метрополитан", музея Глазго, которые делились с нами опытом.

В выставочном отношении наша концепция находится в процессе формирования. Например, только два дня назад библиотека расширилась вдвое. Мы будем постоянно расти, и важно отметить, что сама потребность посетителя частично определяет наш курс развития.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

– Есть ли для вас в истории "Гаража" какие-то знаковые выставки, формирующие лицо музея? Такие, как например выставка Марка Ротко или 3-я Московская биеннале. Это были очень мощные проекты.

– Я думаю, важнее даже говорить не о самих проектах, а о подходе к их созданию. Потому что "Гараж", до переезда в парк Горького работал в основном по принципу кунстхалле: мы привозили готовые выставки или, как в случае с биеннале, принимали проект как площадка и выступали его соорганизаторами. Сейчас мы не используем готовые выставочные проекты. Либо мы находимся в коалиции музеев, которые договариваются о совместном создании выставки с нуля, как получилось с проектом Луиз Буржуа, которую мы делали с Haus der Kunst в Мюнхене, а потом отправим его в Гуггенхайм-Бильбао. Либо это проекты с уникальным контентом, которые мы генерируем сами, как будущая выставка Роберта Лонга. Художник ради него сам приезжал в Россию, ему интересно было поработать с графикой в архивах Пушкинского музея и Эрмитажа. Нам интересно представить художника в новом фокусе, и нам хочется показать мировому музейному сообществу, что мы не только можем привозить дорогие выставки, но и презентуем новые идеи.

Одна из задач "Гаража" – поднимать уровень знания людей о современном искусстве, давать возможность развития местным профессионалам, художникам и кураторам. Иначе это будет постоянное заимствование без роста. Например, при подготовке выставки Буржуа мы обсуждали в Мюнхене дизайн сувенирной продукции, наши специалисты ездили туда на монтаж выставки, хранитель коллекции провел здесь 10 дней и общался со всеми, активно участвуя в организации.

Так идет развитие сообщества на всех уровнях: начиная от хранителей, заканчивая кураторами и критиками. Для зрителей выставка Буржуа – это проект с представлением 80 работ, а для нас – это совершенно другой уровень подготовки.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

– В европейских музеях, в частности в том же Бильбао, куда поедет выставка Буржуа, не существует преград для взаимодействия зрителя с искусством. Все экспонаты, исключая особо хрупкие, интерактивны – их можно трогать. В России же этот барьер до сих пор существует: везде стоят ограждения, запрещающие знаки или бдительные смотрители. "Гараж" пытается преодолеть эти барьеры?

– Во-первых, это зависит от прав владельца на объект, которые должны быть четко соблюдены, и "Гараж" тут не сторонник каких-то бессмысленных запретов.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

– Но у среднестатистического посетителя российских музеев сохраняется ощущение того, что искусство, выставленное на улице трогать можно, а в помещении – нельзя.

– Я понимаю, но в любом случае, мы музей, нестандартный для России. У нас работы могут быть выставлены в пространстве холла или даже на улице, и для того, чтобы посмотреть на них, вам не нужно покупать билет. Здесь же можно сходить в книжный или в кафе, то есть мы создаем такие общественные зоны комфорта, которых нет практически ни в одном российском музее. На открытии у нас был проект Рикрита Тиравании, в рамках которого посетители ели пельмени, играли в настольный теннис и делали футболки. У нас также была интерактивная карта художественных течений современного российского искусства.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

– Насколько важна для "Гаража" фигура куратора? В чем заключается функция Кейт Фаул (главный куратор "Гаража" – прим. ред.), если многие выставки, как вы уже сказали, приезжают со своими кураторами, в организации других принимает участие сами художники, а где-то наверняка последнее слово остается за вами.

– Профессия куратора совсем молодая и существует менее 50 лет. И понимать что такое кураторство, находится оно в кризисе или на подъеме, сложно: можно сказать сейчас кризис кураторства, или сейчас перепроизводство кураторов, или что сегодня куратор – самая востребованная профессия. Потому что со всех сторон на проблему можно посмотреть по-разному. То же самое можно говорить и про музеи, что их строят много, а качественных тем не менее все равно остается мало. В любом случае куратор – важная фигура при общении с художником. Художнику, как правило, хочется как можно больше выставочных площадей и максимум объектов. А задача куратора контролировать это, подать его искусство под каким-то углом, совместно с художником выработать историю. Это процесс взаимодействия, и никто не диктует свои условия. Это должна быть влюбленность в проект с обеих сторон: художника и куратора друг в друга, в объекты, в смыслы.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

– Какова роль архитектора в создании музея? Можно ли сказать, что коммерческий успех любого нового музейного проекта первоначально обеспечивается громким именем архитектора? Что важнее – здание или начинка?

– Это сложный вопрос. Я считаю, что все вместе. Конечно, надо признать, успешный архитектурный проект обеспечивает посещаемость, он определяет уникальное лицо музея. Ведь здание – это первое, что видит турист в путеводителе.

"Гараж" – с одной стороны это первый в Москве реализованный проект Рема Колхаса, с другой – необычные материалы, с третьей – многофункциональное общественное пространство, то есть множество параметров. Важно, чтобы институция была на одной волне с архитектором. И в "Гараже" мы видим успешный тому пример: за 3 летних месяца нас посетило 300 тысяч человек. Архитектура сыграла в этом не последнюю роль.

Музей – это алхимия, а мы, как повара, добавляем самые неожиданные ингредиенты. Продумано должно быть все, вплоть до меню в кафе, до вкусная недорогая еда, которую могли бы заказать люди, пришедшие в музей после рабочего дня. Здесь должно хотеться расслабиться и отдохнуть. Еще мы решили создать читательское сообщество в нашей библиотеке, и устраивать встречи для обсуждения книг: у нас гости покупают огромное количество специализированной литературы, а обсудить ее не с кем.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

– Это все, безусловно, расширяет аудиторию не только конкретно вашего музея, но и современного искусства вообще. Но, объективно говоря, количество людей, которые приходят в музей отличается от количества людей, реально современным искусством интересующихся.

– У нас же есть своя издательская программа, и общий тираж выпускаемых изданий превысил 250 тысяч экземпляров. Каждый год мы переводим и издаем 25-30 книг. Мы наглядно видим, как эта аудитория растет, как растет ее качество, но мы не должны думать, что вся она однородна. Даже в регионах многие хотят что-то узнать о современном искусстве. Мы регулярно взаимодействуем с регионами, к примеру, мы делали уикенд "Гаража" в Нижнем Новгороде, большой фестиваль в Анадыре, участвовали в книжных ярмарках и в Манифесте-2014, поддерживаем краснодарский проект "Типография" и регулярно отправляем им наши книги или даем права на кинопоказы.

Накопилась критическая масса изменений, которая сейчас начинает проявляться. И главная задача в этом процессе – заниматься просвещением. Если кто-то будет готов дойти до того уровня, чтобы читать интервью с кураторами, покупать книги или приходить на открытые дискуссии, то это здорово. Если зрители не дорастут сейчас, то дорастут их дети – мы же работаем с прицелом на вечность. Каждый приобщенный к искусству человек – это уже большая победа. И мы должны бороться за каждую душу, которую мы перетянули на территорию культуры.

www.m24.ru

Антон Белов, директор ЦСК «Гараж» — Рамблер/субботний

Кабинет Антона Белова находится непосредственно в Гараже, в помещении за стойкой рецепции. Изначально он сидел в нем один, но по мере расширения количества сотрудников в офисе к Антону подсели его коллеги. В кабинете он проводит едва ли не меньшую часть своего рабочего времени: все встречи и переговоры Антона происходят в городе или в кафе Гаража, которое сам он очень любит и часто работает там.

На входе в кабинет висит табличка-напоминание для сотрудников о том, что искусство друг и с ним надо дружить.

Портрет Антона Белова нарисован художницей Катей Белкиной: Он отражает мою внутреннюю сущность, хотя внешне мы, может быть, и не очень похожи. Перед ним полароид, который был сделан на очередном мероприятии, когда Белова выхватил из толпы неизвестный фотограф; на взгляд Антона, это лучшая его фотография, сделанная кем-либо когда-либо.

Подарок от ребенка сотрудницы Гаража, которую Белов давно знает и поэтому перидочески дарит ее сыну подарки. После очередного конструктора сын отправил через маму Белову джедайское спасибо: Оно очень искреннее, и поэтому я решил его сохранить. Левее копилка, подаренная директором галереи XL Еленой Селиной: Чтобы я наконец-то начал копить и стал миллионером.

Один из любимых кабинетных предметов Белова серебряный приз 1963 года, вручавшийся на соревнованиях иллюзионистов из неопознанного города. Приз был куплен в антикварном магазине в Базеле, который обнаружила та же Селина: Я и мои знакомые периодически покупаем там какие-то сумасшедшие вещи.

Значки для официантов; раньше у администрации Гаража была позиция: официанты не должны носить бейджики с именами. По словам Антона, со временем это стало раздражать общаясь с официантом, ты не мог к нему обратиться. Сначала собирались вышивать имена официантов на их форме, но это дорого, учитывая, что персонал в кафе регулярно менятся. В итоге было решено делать значки, потому что это практично и удобно. Белов попросил сделать несколько значков для себя в зависимости от настроения он надевает их, перед тем как пойти в то же кафе.

По словам Антона, самая дорогая вещь на его столе мятая бумажка с автографом Ольги Свибловой. Этим летом в Гараж привезли выставку американского художникаДжеймса Таррелла, работающего со светом. Одной из инсталляций была капсула, в которой человек на 10 минутпогружается в световое пространство. Перед тем как в нее войти, необходимо подписать документ о том, что ты не эпилептик и готов к предстоящему опыту бессменный директор Московского дома фотографии, перед тем как отправиться в капсулу, написала: Свиблова Оля согласна на все Я решил сохранить бумажку, потому что все-таки это интересная ситуация.

Еще один объект в кабинете, на котором присутствует директор МДФ, это главная картина Авдея Тер-Оганьяна и Зои Черкасской из их серии Ольга Свиблова говно, или Конец критического дискурса:Надо сказать, что я искренне восхищаюсь Ольгой Львовной.

Прекрасная вещь, лампа-фонарь, купленная Антоном на блошином рынке железнодорожной станции Новоподрезково, который переехал туда с платформы Марк.

Личный алтарь с собственной фотографией концентрация положительной энергии.

Книжка, выпущенная институтом Стрелка в связи с реконструкцией парка Горького: Книга была выпущена специально к дискуссиям о парке Горького, в которых я участвовал, поскольку тема эта мне очень интересна, а в следующем году Гараж переедет в парк Горького. Я ее с удоольствием читаю-листаю и рассматриваю архивные фотографии тут есть, например, старые фото павильона Времена года, в котором Гараж будет жить до окончательного переезда в Шестигранник.

Одна из ранних работ художника Ростан Тавасиева сделана в тетрадке в то время, когда он еще учился; математические уравнения перетекают в картинку.

Рождение жигулей редкий случай живописи от художника Ирины Кориной, в основном работающей над инсталляциями. Эту работу Белов увидел на благотворительном аукционе и сразу же решил приоборести она показалась ему сумасшедшей, жестокой и гармоничной одновременно: Видите там у третьего человечка ног нет?

Работа молодого фотографа Кира Эсадова: Мне она показалась очень интересной, и поэтому я ее приобрел. И она хорошо вписалась в общий ряд того, что висит на моей стене.

Фотография Ксении Собчак. По словам Белова, это ее идеальный образ, в котором она существует всю жизнь, и поэтому он сохранил его на память.

Подарок на день рождения от художника Олега Кулика.

Картина художника, галериста и ресторатора Евгения Митты: Давным-давно в галерее XL была выставка, которую я не застал; на ней Митта сделал большую картину во всю стену галереи, и когда выставка прошла, ее просто закрасили. Единственное, что осталось, этот эскиз. Мне он очень нравится и, кажется, полностью характеризует 1990-е годы в России.

Лампа-конструктор, купленная в музее дизайна во время Триеннале в Милане. Изначально она продавалась разобранной: Я собрал ее за 15 минут, и никакой практичности в ней нет это абсолютно детская вещь.

У Белова есть некоммерческая галерея White это витрина в Винзаводе и небольшое помещение в Кисловском переулке, с помощью которой он поддерживает молодых художников. Эта работа, Волчица Евгения Антуфьева, после его выставки в галерее осталась в Гараже.

Картинка неизвестного автора, изображающая Гараж, Антон увидел ее на студенческой ярмарке, в то время когда тольно начинал работать здесь.

weekend.rambler.ru

Директор "Гаража" о том, почему в искусстве не стоит рассчитывать на государство

Незадолго до обысков в квартире худрука "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова, директор центра современной культуры "Гараж" в Москве Антон Белов рассказал Настоящему Времени, почему людям искусства не стоит полагаться на помощь государства, столице нужно противопоставлять художников "из каких-то странных мест" и почему творчество спасет только тяжелый труд.

Антон Белов, директор центра современной культуры "Гараж" в Москве:

– Вообще в нашей стране, в любой стране апеллировать к государству совершенно бессмысленно, каждый человек должен рассчитывать на себя и на сообщество вокруг себя. Это моя какая-то личная убежденность. И тогда государство, с моей точки зрения, должно заниматься только инфраструктурой.

Самое эффективное государство – это не то, которое в ручном режиме распределяет деньги, финансы и еще что-то, а то государство, которое создает какие-то решения и механизмы для того, чтобы что-то заработало. Мне кажется, если бы у нас это все было в таком режиме, оно бы все работало. Мне кажется, мы сами должны просто чуть-чуть набраться терпения и делать каждый день свою тяжелую работу, потому что это не зависит ни от власти, ни хорошей, ни плохой, а зависит от нас с вами. Как мы будем все это менять и строить, так это будет работать. Тут никакая революция как таковая, она случиться не может без ежедневного труда.

Мы не являемся музеем-зданием. То есть если обсудить, что такое "Гараж", само здание – это 10% всего, что мы делаем. Мы помогаем собирать региональные библиотеки, мы пишем методологии для различных курсов для регионов. Мы надеемся, что это создаст такую глобальную сетку, и российское, а, может быть, постсоветское пространство начнет между собой опять активно взаимодействовать и помогать друг другу развиваться.

Триеннале российского современного искусства – наши кураторы полтора года исследовали Россию во всех ее аспектах. Это и Мурманск, и Чечня, и Владивосток, и Калининград, и даже то, что вызвало большой всплеск, – мы доехали в Крым.

Например, у нас в Краснодаре – знаменитая группировка "ЗИП". Из города Перми Елена Слобцева, "Сердце", вот видите, у нее скрепки – это как дома и люди, и вот это сердце, которое то очень быстро действует, то медленно.

Арт-инсталляция "Сердце"

Екатеринбургские ребята "Куда бегут собаки": у них счетчик Гейгера есть, то есть если я буду чуть-чуть радиоактивным, он сильно начнет взаимодействовать. Плюс он сканирует поток новостей, который проходит в интернете, если сейчас в мире что-то будет происходить очень активное, он начнет раскачиваться.

Счетчик Гейгера екатеринбургского проекта "Куда бегут собаки"

Даже в той же Чечне у нас есть несколько авторов. То есть есть надежда, что именно регионы в какой-то момент создадут такую гигантскую сетку между собой, что Москва будет подпитываться всеми этими регионами, и весь мир будет видеть уже художников не просто из Москвы, а будет видеть художников, не знаю, из Якутии, из каких-то странных мест, которых они даже названий не знают, как Женя Антуфьев, он вообще из Тувы".

www.currenttime.tv

МИР ТВ | Антон Белов: «Гараж» стал инновационным

Передача: Новости

Москва, 13 июня. В московском парке имени Горького открылся новый комплекс Музея современного искусства «Гараж». Праздновать это событие будут несколько дней. Ходят слухи, что прибудут даже мировые звезды. Мол, по личному приглашению Дарьи Жуковой, у которой в четверг был день рождения, в Москву на закрытую вечеринку пожалуют актеры Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо и Сальма Хайек, а также известный итальянский дизайнер Миучча Прада. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Логвинова встретилась с директором музея Антоном Беловым и узнала, чего стоило команде «Гаража» открытие новой площадки.

- Хочется поздравить вас с тем, что музей обрел новую постоянную площадку. Ожидание затянулось, все же оно длилось несколько лет. Теперь можно выдохнуть?

Антон Белов: Нет, выдохнуть нельзя ни в коем случае. Потому что надо работать дальше, развиваться, готовить новые программы, идеи и даже, может быть, новые площадки. Но теперь есть возможность наслаждаться процессом, результатом первого этапа работы. Теперь сюда можно смело приходить, мы открыты каждый день. Все лето мы еще будем выстраивать навигацию, потому что пока не знаем, как зрители будут ходить. Надеюсь, до осени мы отладим все эти процессы и закончим недоделанное.

- Как такое возможно - из ресторана, который здесь находился, создать музей?

Антон Белов: Это здание модернизма, оно живое, пережило различные взлеты и падения, здесь гигантские пространства и ресторан при полной посадке вместил бы 1200 человек. Нам показалось крайне интересно поработать именно с этой второй волной авангарда, сделать какой-то интересный объем. Мы пригласили Рема Колхаса и он сказал, что это фантастическая возможность сделать музейный проект из инновационных материалов, таких как, допустим, поликарбонат.

- А кафе здесь все же будет?

Антон Белов: Оно уже построено, возведена полноценная кухня, здесь будет полностью оборудованный бар. После открытия мы сразу установим мебель. Заработает полноценное кафе.

- То, что пространство прозрачное, в нем использовано много стекла, было задумано изначально?

Антон Белов: Это изначальная идея. Парк в год посещают 12 миллионов человек - это внушительная цифра. Большинство посетителей не знают, что такое современное искусство, или сталкивались с ним крайне редко. Поэтому для нас было принципиально важно сделать подъемные ворота, как можно больше стекла по нижнему периметру, чтобы люди видели свет, им было интересно сюда зайти. А дальше задача наших сотрудников - найти ключ к сердцу, уму гостей, донести до них то, что мы здесь делаем.

- Строительство этого здания обошлось в 27 миллионов долларов…

Антон Белов: Да.

- Это много или мало?

Антон Белов: Если сравнивать с другими мировыми площадками, то очень мало. Это недорогая реконструкция. Музей Уитни, который открылся недавно, или Музей Прадо в Милане стоят в разы, если не в десятки раз больше. Поэтому мы очень скромно потратились.

- Каким образом в создании проекта принимала участие основатель Центра современного искусства «Гараж» Дарья Жукова?

Антон Белов: Дарья Жукова с самого начала, на уровне разработки концепции, встречалась с Ремом Колхасом, участвовала в процессе выбора материалов, визуализации идеи. Чему мы страшно рады, потому что комплексность мнений дает более эффективный результат, нежели работа одного архитектора.

- Какая посещаемость была в Бахметьевском гараже? Около 200 тысяч человек в год?

Антон Белов: Да.

- Какие цели вы ставите касательно нового здания?

Антон Белов: Рассчитываем на, как минимум, 600 тысяч посетителей в год. И я надеюсь, что уже в следующем году добьемся этих показателей.

- В настоящее время происходит благоустройство территории «Гаража», здесь появится еще один особый парк.

Антон Белов: Это первая стадия реконструкции Парка Горького - Площадь искусств, которую Парк любезно совместно с нами разработал. Вы можете видеть совершенно инновационную площадь для Москвы, из фантастических материалов, даже по конструкции она крайне интересна. В ближайшее время Площадь искусств оживет, здесь стартуют образовательные программы, мы представим на ней крупногабаритные «уличные» объекты.

Антон Белов родился 23 февраля 1983 года в Москве. Учился на физика-химика в Институте стали и сплавов. В студенчестве начал интересоваться искусством. Создал проект «Артгид» - приложение для мобильных телефонов и сайт - путеводитель по московским выставкам и галереям. С 2010 года - директор Музея современного искусства «Гараж». Организовал первую в России публичную библиотеку по современному искусству. Антон Белов входит в двадцатку самых влиятельных фигур в российском искусстве.

Передает mir24.tv.

mirtv.ru

Белов Антон Юрьевич — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Музей современного искусства «Гараж»

Должность: генеральный директор

 

2009: Основатель издания «Артгид» (Artguide) и интернет-ресурса artguide.com.

 

2009: Основатель и руководитель некоммерческого проекта Gallery White, цель которого — сотрудничество с молодыми художниками и продвижение их работ.

 

 

Достижения:

2012

Запуск региональных проектов и исследований. По всей стране при поддержке или партнерском участии Музея современного искусства «Гараж» проводятся фестивали, мастер-классы, образовательные лекции и другие активности.

 


Основание коллекции Музея «Гаража» — Архива по истории российского современного искусства. Архив Музея «Гараж», насчитывающий 400 000 единиц хранения, является центром для изучения российского современного искусства, в том числе в международном контексте. Доступ к Архиву, являющимся крупнейшим собранием такого рода, открыт для исследователей со всего мира.

 


Учреждение программы грантов для художников. На 2018 год в программу входят гранты для художников, работающих в сфере актуального искусства, специальный грант международного проекта Signet Land Art на создание ленд-арт-объекта для Парка Горького, программа поддержки исследователей современного искусства и культуры «ГАРАЖ.txt» и грантовая программа для молодых художников «Искусство и технологии», направленная на поддержку персональных и коллективных художественных проектов в области IT-технологий, инженерии и art & science.

 


Открытие нового направления издательской программы совместно с Ад Маргинем Пресс. В рамках совместной программы с издательством Ad Marginem в 2012–2017 годах опубликовано более 130 книг ведущих мировых теоретиков и деятелей культуры общим тиражом более 550 000 экземпляров. Среди авторов такие значимые фигуры, как Борис Гройс, Жиль Делёз, Ханс Ульрих Обрист, Сьюзен Сонтаг, Вальтер Беньямин, Клэр Бишоп, Дэвид Брукс, Виктор Мизиано, Ласло Мохой-Надь. В рамках программы есть специализированные проекты — серии Minima, GARAGE PRO, «Критические биографии», «Платон и Ко».

 

 

2013

Открытие Образовательного центра Музея «Гараж». В настоящее время в Музее проводятся лекции ведущих российских специалистов в области искусства, таких как Ирина Кулик, Саша Обухова, Андрей Великанов, Екатерина Дёготь, Виктория Анисимова, Анна Броновицкая. Видеозаписи всех лекций выложены на YouTube, что стало основой региональной образовательной программы. 

 


Также для чтения лекций регулярно привлекаются специалисты с международным именем из следующих учебных учреждений: Гарвардский университет в Токио, Лондонский университет искусств, Манчестерский университет, Колледж уголовного права им. Джона Джея (Нью-Йорк), Университет Монаша в Мельбурне, Антверпенский университет (Бельгия), Университет Орхуса (Дания), Туринский университет, Университет штата Огайо, Гентский университет, Мадридский университет Комплутенсе, Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке, Школа архитектуры и дизайна IE (Мадрид), Институт искусств Чикаго, Кингстонский университет в Лондоне, Цюрихский университет, Университет Гронингена (Нидерланды), Всемирная академия художеств в Кельне, Питтсбургский университет. Помимо этого в Музее выступали художники, кураторы, специалисты из Королевского театра Ковент-Гарден, Архива азиатского искусства (Гонконг), Национального музея Прадо (Мадрид), Музея современного искусства в Любляне, Музея Ван Гога (Амстердам), Королевского музея Центральной Африки (Тервюрен), Дома искусства (Мюнхен), галереи Тейт Модерн (Лондон) и пр.

 

Подготовка к проведению первой международной конференции «Гаража» «Перформанс: этика в действии». Каждый год конференция посвящена новой теме. Целью данных конференций является поддержание академической репутации Музея, работа с малоизученными областями исследований, а также обмен опытом с зарубежными специалистами. В разные годы участие в конференциях принимали представители: Оксфордского университета, Гарвардского университета (Кембридж), Музея современного искусства (Нью-Йорк), галереи Капелица (Любляна), Новой школы (Нью-Йорк), Музея современного искусства (Варшава), Государственного музея современного искусства (Салоники), Moderna galerija  (Любляна), Городского университета Нью-Йорка, Нового музея (Нью-Йорк), Палестинского музея (Бирзейт), Нью-Йоркского музея современного искусства, Музея современного искусства Сан-Франциско, Калифорнийского колледжа искусств (Сан-Франциско), Университета Нью-Йорка, Колледжа искусств штата Мэн (Портленд), Колледжа уголовного права им. Джона Джея (Нью-Йорк), Института Бутантан, Манчестерского университета, Архива азиатского искусства (Гонконг), Эдинбургского университета, Королевского колледжа искусств в Лондоне, Миланского технического университета, Института регионального развития и структурного планирования в Эркнере (Германия), Нью-Йоркского университета изобразительных искусств и пр.

 

2015

Открытие постоянного здания Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького.

 

Открытие первого в России инклюзивного отдела в Музее «Гараж». С 2015 года в целях обмена опытом по вопросам инклюзии Музей ежегодно проводит тренинг «Музей ощущений», направленный на обеспечение доступности музеев для посетителей с нарушениями слуха, нарушениями зрения и слепоглухих посетителей. В 2016 году Музей издал первый словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке, в который было включено 36 новых понятий, связанных с искусством и культурой и ранее не имевших аналогов в русском жестовом языке. В 2016 году «Гараж» запустил курс подготовки глухих экскурсоводов, в рамках которого было обучено девять человек. В 2018 году планируется выход трех пособий по работе с людьми с различными формами инвалидности.

 

 

2017

Организация первой Триеннале Российского современного искусства.

 

Запуск проекта RAAN (Сеть архивов российского искусства).

 

Запуск программы поддержки частных региональных культурных институций с целью развития современного искусства в России. Первыми участниками программы стали Центр современного искусства «Типография» (Краснодар) и Центр современной культуры «Смена» (Казань).

 

www.hse.ru

Антон Белов — Look At Me

Антон Белов — молодой и успешный арт-менеджер, продвигающий молодых российских художников, издатель журнала «Артгид». На этой неделе он открывает свою первую галерею в Москве, а на прошлой стал директором ЦСК «Гараж».

Антон Белов, директор центра современного искусства «Гараж»

Про журнал «Артгид»

«Артгид» — изначально очень амбициозный проект. Мне очень хотелось сразу сделать достойный продукт — нужный, полезный, красивый, ну, и чтобы он себя окупал, чтобы был интересен и рекламодателям, и читателям. Я много изучал рынок, собирал похожие издания из-за границы. Выбрал все лучшее, добавил свои находки, нашел команду. Слава богу, что в соиздатели пошел Данила Стратович — истинный профессионал в области рекламы и менеджмента печатных арт-изданий. И, конечно, нам здорово повезло с разработчиками сайта — Garin Studio. У нас появилась возможность развиваться и делать что-то новое, чтобы через год-два превратиться в лучший гид по искусству в мире, без шуток, именно к этому мы и стремимся. На сегодняшний день журнал существует в двух видах — печатный, он выходит 5–6 раз в год, и интернет-издание, на котором собрана вся информация об арт-жизни не только в Москве, мы сейчас активно работаем с Санкт-Петербургом, Киевом, Пермью.

Про White Gallery

Это проект-фантом. Мне очень захотелось создать то, чего нет. А нет молодых галеристов с их пространствами, где они могут показывать свое молодое искусство: разное, не ограниченное каким-либо форматом. Делать это часто и весело! Именно весело, чтобы был дух движения и обновления. Возможно даже обращаться к тем же темам и тем же приемам, но в разрезе настоящего времени, в котором мы живем. Чтобы не было нафталина. Куратором на ближайшие полгода будет Женя Антуфьев, его выставкой «Кости» галерея и откроется. Я не думаю, что западным художникам нужно что-то от нас, поэтому пока нет разговора об их выставках, наоборот, это нашим художникам нужно искать иностранные галереи. Если хоть одного художника после выставки у нас возьмет серьезная галерея, я буду счастлив. Проект некоммерческий, но, надеюсь, он будет успешным по энергетике и формату. Галерея будет состоять из одной витрины, что очень облегчает жизнь галериста в финансовом смысле — элементарно не нужно платить дорогую аренду за большие площади. Это новый для Москвы и России формат, но совсем не новый для Европы.

Евгений Антуфьев, выставка «Кости»

Про «Гараж»

Для меня «Гараж» — это вызов, challenge. Я всегда работал только на себя и вел только свои проекты. Но тут я просто не мог отказаться, поскольку мне предложили достаточно широкий круг обязанностей, мне дали в управление лучшую институцию в области современного искусства в России. Я как менеджер получаю новый опыт и применяю свои навыки в более крупных масштабах. Я не отвечаю за художественную часть, принимаю лишь совещательное участие. Это развязывает мне руки в работе, и так как кураторских амбиций у меня нет, то я могу заниматься своим делом. Я хочу, чтобы «Гараж» в будущем стал не просто первым в России, а равным среди лучших западных институций по многим параметрам.

Про искусство

Мне трудно освободиться от своего менеджерского взляда. На какой бы выставке или биеннале я не был, я всегда везде изучаю структуру работы, примерные затраты, список спонсоров мероприятия и как организаторы отработали их бюджеты, участие государственных органов в том или ином мероприятии, свет, застройку, научность и качество текстов, рекламу, каталог. Вообще, посмотрев многое, уже трудно себя чем-то удивить.

Последнее, что меня очень сильно вдохновило институционально, где я смог расслабиться и почувствовать себя в волшебной сказке искусства — это фонд Beyeler в Базеле. Такой красоты по уровню выставок, архитектуре и менеджменту я нигде не видел! Я был маленьким мальчиком в волшебной стране. Там было две выставки — Феликс Гонзалес Торес и Баскиа, но как это все было сделано! Из художников мне надолго запомнилась работа «Казино» Аннет Мессаже, большие пауки бабули — Луиз Буржуа, поразили меня Френсис Бейкон с Караваджо — выставка их работ была в Риме, и удивило такое препарирование их работ, что трудно было остаться равнодушным.











1. Караваджо «Уверение Фомы» 2–4. Феликс Гонзалес Торес 5–6. Жан-Мишель Баския 7–8. Аннетт Мессаже 9–10. Луиз Буржуа 11–12. Френсис Бейкон

Про российский арт-рынок

Российский арт-рынок — это не рынок. Пока это такая договоренность сотни человек о том, что они имитируют арт-рынок. Конечно, есть покупки; конечно, начали появляться очень неплохие коллекции, но этого всего так мало, что говорить о чем-то серьезно пока смешно. Это находится в зачаточной стадии. Нужны новые художники, новые галеристы, новые буржуа. Пока у нас в международную ярмарочную деятельность включены всего четыре галереи, ни о каком рынке говорить не приходится.

Конечно, мой опыт пока скромен, хоть сейчас я и включен в некоторые процессы. Я дружу с несколькими ведущими галеристами, они же мои учителя в менеджменте — Айдан Салахова, Лена Селина и Ира Меглинская. Именно они многое мне дали в плане понимания арт-процессов и функционирования галерей. К ним я всегда могу прийти за мудрым советом или просто выпить чашку чая за болтовней об арте. Как бы это странно ни звучало, но музейные институции в России сейчас находятся на таком уровне арт-менеджмента, что хочется всплакнуть. Хотя сейчас практически все в арт-мире находится на очень низком уровне, но наши музеи — это вообще за гранью добра и зла. Пожалуй, только ММСИ с Василием Церетели развивается и пытается быть музеем современного искусства в рамках государственного финансирования.

Как молодому художнику стать известным?

Работайте, учите английский до уровня свободного писания-говорения, подавайте свои работы на всевозможные открытые конкурсы, не бойтесь критики, верьте в свою звезду, ищите менеджера.

О будущем российского искусства

Я думаю, тут художники должны думать. Я хотел бы, чтобы появились новые места и условия, чтобы художники могли творить. Не хотел бы, чтобы художники были жадными — это их губит. Не может стоить работа молодого художника, который пока никто и ничего, не больше 1000 евро. Вообще, когда будет хоть какая-то законодательная база по налогам для коллекций и поддержке искусства, то все будет куда быстрее развиваться. Точечными вылазками мы, конечно, что-то меняем, но пока это внесистемно и показывает лишь готовность людей к глобальным изменениям. Если сейчас получить поддержку сверху, тогда мы двинемся далеко вперед.

www.lookatme.ru


Смотрите также